Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе Грамотеи
Внеклассная работа по русскому языку и литературному чтению. Конкурс грамотеев .
Цели:
1.расширить кругозор учащихся;
2.развивать интеллектуальные умения, память, логическое и творческое мышление;
3.развивать навыки коллективной работы и культуры общения
4.Воспитывать интерес к изучению русского языка через использование занимательного материала.
Спешите, ребята,Открыта палата,Палата ума для ребят.Бросайтесь, как тигры,На новые игры,На войско задач и шарад..
1. Вводный этап
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашего конкурса. Сегодня наш конкурс посвящен его величеству Русскому языку. . Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 5. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Ведущий. Наш конкурс посвящен русскому языку..
В конкурсе участвуют две команды – "Знатоки" и "Умники".
( Распределение команд, выбор капитана, девиза) Наших участников ждут трудные, но интересные испытания. И та команда, которая быстро и без потерь их преодолеет, будет победителем нашей игры. А для вас, уважаемые зрители, мы тоже подготовили много интересного, поэтому будьте внимательны и активно участвуйте в предложенных конкурсах.
Подсчитывать баллы будет жюри.
Конкурс «Грамотеи»
Команды должны вставить в слова пропущенные буквы. За каждую правильно вставленную букву – 1 балл.
Почему я не б…лею, почему я зд…р…вее Всех р…бят из нашего дв…ра? Потому что утром рано Заниматься мне гимнастикой не лен…, Потому что в…дой из-под крана Обл…ваюсь я каждый ден… .( макс. 9 баллов)
Игра со зрителями. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном. Отвечайте хором.
Нога - ... (ноги).
Рука - ... (руки).
Дуга - ... (дуги).
Мука - ... (?).
Ведро - ... (ведра).
Бедро - ... (бедра).
Метро - ... (?).
День - ... (дни).
Пень - ... (пни).
Лень - ... (?).
Цыпленок - ... (цыплята).
Козленок - ... (козлята).
Бочонок -... (бочонки).
Конкурс "Одним словом"
- мчаться на всех парах (стремительно);
- орать во все горло (громко);
- спать мертвым сном (крепко);
- в час по чайной ложке (медленно);
- вылететь из головы (забыть).
Игра со зрителями. 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
3.Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
Конкурс .Анаграммы
Вы наверное слышали про слова-анограммы. Это слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке. Например, весна – навес, масло - смола. Вам предлагаются слова, из которых вы образуете новые слова: ( 3 мин)
Лето (тело), атлас (салат), маяк (ямка), каприз (приказ), лопата (оплата), кукла (кулак),
Игра со зрителями
Сначала я задам вопрос,А вы затем, над ним всерьез подумав,Одно из двух – “да” или “нет” - ответьте вслух.Коль вы находчивы, то сполна Поможет рифма, но она Настолько хитрая у нас, Что может с толку сбить подчас.Терять не стоит время нам,Играй, и все увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,Поет ли сом усатый? (Нет)
А, рассекая гладь пруда,Умеют утки плавать? (Да)
А если солнцем снег согрет,Он станет льдом холодным? (Нет)
Ответь, а может резедаЦвести в саду зимою? (Да)
А крокодил собрать букетИз белых лилий может? (Нет)
Верблюд способен – дай ответ – Идти три дня без пищи? (Да)
Бегут по рельсам поезда,Они имеют ноги? (Нет)
Растет ли в море лебеда?Ну, что на это скажешь? (Нет)
А верно то, что с детских летК нам сны во сне приходят? (Да)
Скажи мне, злые холода Для обезьян опасны? (Да)
Ну, а любимая едаУ волка мед и груши? (Нет)
В конце спросить пришла пора:Тебе понравилась игра?
Конкурс капитанов
Каждому капитану предлагается ответить на 10 вопросов (блиц-вопросы – это короткие вопросы, требующие коротких ответов). Содержание вопросов связано со сказками. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы для 1-го капитана:
Лучший друг Вини Пуха? (Пятачок)
Кем стал гадкий утёнок из сказки Х.-К.Андерсена? (Лебедем)
Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала)
Друг Чебурашки? (Крокодил Гена)
Жених Дюймовочки? (Крот)
В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном городе)
Имя лисы-спутницы кота Базилио? (Лиса Алиса)
Автор «Сказки о рыбаке и рыбке»? (А.С.Пушкин)
Что разбила мышка своим хвостиком? (Яичко)
Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка)
Вопросы для2 -го капитана:
Имя девушки необычайной красоты, которая живёт в море? (Русалка)
Как звали шарманщика, смастерившего Буратино? (Папа Карло)
Сестра Кая? (Герда)
Герой русской народной сказки, путешествующей на печи? (Емеля)
Что потеряла Золушка? (Туфельку)
Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (Лягушка)
Аппарат, на котором совершала полёты Баба-Яга? (Ступа, метла)
Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин)
Кого слепили дед с бабой из остатков муки? (Колобка)
Девочка-кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина)
Конкурс-тест
Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.
1. Поставьте слова во множественное число:
один много
человек лист (бумаги) лист (дерева) 2. Из букв составьте название животного:
ликрок
шальдо
3. Замените высказывания одним словом-именем прилагательным.
Растения, которые находятся в комнате –
Работа, которая выполняется дома –
Игра со зрителями.
Игра «Всё о тебе, экологии и экономии»
А мы с вами сейчас поиграем.
Если вы согласны, что необходимо экономить воду, хлопните в ладоши.
Если вы закрываете водопроводный кран, пока чистите зубы, подпрыгните несколько раз.
Если вы уверены, что курение вредно для здоровья, топните.
Если вам не нравится запах выхлопных газов, помашите рукой перед лицом.
Если вы не мусорите на улице, встаньте.
Если вы выключаете свет, выходя из комнаты, закройте глаза руками.
Если вы или члены вашей семьи вытираете пыль с электрических лампочек (а пыль задерживает 35% света, что вынуждает вас чаще менять лампочки и зажигать их больше, чем нужно), улыбнитесь.
Если вы аккуратно обращаетесь с бумагой, а не тратите её попусту, моргните.
Если вы думаете, что охрана природы приносит пользу, топните.
Если вы, видя насекомое в своей комнате, выпускаете его на волю, вместо того, чтобы убить, коснитесь кончика носа.
Конкурс 6. Ребусы. Игра со зрителями – Презентация.
Конкурс 7. На листе вы видите 6 букв Д О К О С А. Сколько различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.
Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать подряд.
(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)
Игра со зрителями.
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.
1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах») 2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик») 3. «Синий платочек» («Красная Шапочка») 4. «Железный замочек» («Золотой ключик») 5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне») 6. «Песочная служанка» (Снежная королева») 7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке») 8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)
8 Конкурс «Сочините сказку»
Каждой команде выдаётся листок с неполным текстом. Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной. Время выполнения задания – 5 минут. По истечении времени, представитель команды читает составленную сказку. Этот конкурс оценивается в 5 баллов.
Сказка про …
Шёл …. По дороге он нашёл …, взял и понёс царю. Пришёл … во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался …, хотел было …, как вдруг … из-за … выскочил … и давай …. Глянул на … и …. Поблагодарил царь умного …, и он отправился домой.
Игра со зрителями – презентация.
Подведение итогов.
Оценочный лист
Команда Конкурс «Грамотеи»
Конкурс "Одним словом"
Конкурс Анаграммы
Конкурс капитанов
Конкурс-тест
Конкурс Ребусы. Конкурс «Составь слово» Конкурс «Сочините сказку»
ИТОГО
ЗНАТОКИ
УМНИКИ
Примечание – 1 правильный ответ – 1 балл. Конкурс «Сочини сказку» оценивается в 5 баллов.
Оценочный лист
Команда Конкурс «Грамотеи»
Конкурс "Одним словом"
Конкурс Анаграммы
Конкурс капитанов
Конкурс-тест
Конкурс Ребусы. Конкурс «Составь слово» Конкурс «Сочините сказку»
ИТОГО
ЗНАТОКИ
УМНИКИ
Примечание – 1 правильный ответ – 1 балл. Конкурс «Сочини сказку» оценивается в 5 баллов.