Урок на тему: Мистический характер Возрождения в Германии (11 класс)
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок 7
«Мистический характер
Возрождения в Германии»
(УМК Емохоновой Л.Г., 11 класс)
Учитель МХК Курбатова Г.Н.
2017 год
Тип урока: урок-исследование.
Цели:
познакомить с творчеством Дюрера; учить анализировать картины; показать движение вечных сюжетов.
Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, ноутбук, презентация.
Ход урока.
Организационный момент. Слово учителя.
Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.
Какие черты отличают итальянскую ренессансную живопись от живописи Северного Возрождения? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 9 в рабочей тетради.
Каким образом специфика нидерландского Возрождения отражена в творчестве Питера Брейгеля Старшего?
Проанализируйте любую из картин серии «Месяцы» с точки зрения идейного содержания, композиции, палитры. Для ответа используйте иллюстрации с СД.
Новая тема урока. Рассказ учителя.
В Германии более, чем в других странах Севера, одной из главных причин формирования нового мировоззрения стала религиозная революция. В условиях крайней раздробленности страны попытки немецких императоров создать сильное централизованное государство наталкивались на яростное сопротивление крупных рыцарей-феодалов, а притязания на религиозную власть в Риме получили решительный отпор со стороны римских пап. При этом папская власть, лишившись доходов в Испании, Франции и Англии, жестоко наживалась на Германии, спровоцировав тем самым борьбу за преобразование церкви – Реформацию. Именно Реформация определила и мощный сдвиг в культурной жизни, и ее двойственный характер.
Тяжелое положение крестьян вызывало бесчисленные мятежи, которые вылились в грандиозную Крестьянскую войну, принявшую в условиях Реформации религиозную окраску. Все это породило настроения хилиазма и предчувствие конца мира, отразившееся в философии мистического спиритуализма.
Органичное слияние идей светского гуманизма и религиозного спиритуализма ярко преломилось в мировоззрении и творчестве Дюрера. Его неслучайно называют северным Леонардо да Винчи, ибо в личности Дюрера с поразительной цельностью сконцентрированы все характерные признаки новой эпохи – неутолимая жажда научного познания, пристальное внимание к человеку и его внутреннему миру, реалистическое видение природы, интерес к классическому искусству Италии и творческое развитие национальных традиций. Вместе с тем он был очень религиозен, склонен к мистике и переживал страдания Христа с невероятной остротой, как свои собственные. Именно это позволило Дюреру отождествлять себя с «головой, покрытой кровью и ранами» . В учебнике на странице 50 иллюстрация 26.
Познавательно-творческая деятельность. Чтение страница 48 с образно-эмоциональным описанием и искусствоведческим анализом произведений художника (с.48-52).
Слово учителя. Дюрер выражал экстатические видения в реалистических образах, обладавших жизненной правдой. Сплав спиритуалистического мышления с реалистическим восприятием окружающего мира, веры в духовную первооснову Вселенной с чувственным опытом наиболее полно воплощен в диптихе «Четыре апостола» (с.51 – 52), который можно интерпретировать как психологический портрет эпохи и отражение ее религиозной политики (приложение 1).
Самостоятельное исследование учащихся. Исходя из фактов деятельности апостолов (приложение 2) и описания отличительных свойств темпераментов (приложение 3), идентифицировать характеры героев, определить композиционные и живописные особенности в изображении каждого апостола, сопоставить их с собственными наблюдениями за тем, как проявляется в облике человека его индивидуальность.
Итоги урока. Слово учителя. Рефлексия.
Домашнее задание. Выучить урок 7. Вопросы 1-2.
Приложение 1
Надписи Дюрера к диптиху «Четыре апостола» как предостережение против ересей
Дюрер посвятил диптих «Четыре апостола» Совету родного города Нюрнберга, сопроводив его тщательно продуманными надписями из апостольских текстов. Эти надписи передают духовную атмосферу в стране после установления протестантизма, демонстрируя столкновение идейных движений века и ту роковую роль, какую протестантизм сыграл в быстрой гибели ренессансной культуры в Германии. Победившее лютеранство вынуждено было бороться с еретическими направлениями внутри «новой религиозности» так же, как с ним боролась в свое время католическая церковь. В своих надписях Дюрер выступает против этих ересей.
«Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения. Ибо Бог ничего не добавил к своему слову и ничего не убавил. Поэтому слушайте этих превосходных четырех людей – Петра, Иоанна, Павла и Марка, их предостережения.
Пётр говорит в своём Втором послании во второй главе так: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси и, отвергая искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношенье. И из любостяжанья будут уловлять вас вымышленными словами. Суд им давно готов, погибель их не дремлет».
Иоанн в своем Первом послании в четвертой главе пишет так: «Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия ( и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире».
Во Втором послании к Тимофею в третьей главе апостол Павел пишет так: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестокие, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более слатолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в лома и обольщают женщин, утопающих в грехах, водимые различными похотями, всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины».
Св.Марк пишет в своем Евангелии в 12 главе так: «И он поучал их и говорил им: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях и сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах. Сии, поядающие дома вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение».
Приложение 2
Деятельность апостолов Петра, Павла, Иоанна и Марка
Апостол Пётр, называвшийся до призвания Симоном, был рыбаком из Вифсаиды. Вместе с братом Андреем он первым последовал за Иисусом.симон был человеком пылким, несдержанным, неуравновешенным, но искренне и горячо верующим. Именно за это Симона очень любил Иисус, который удостоил его особой близости к себе и наградил именем Пётр (в пер. с греч. – «камень»): «…Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 18 – 19).
Порывистый, непредсказуемый характер Петра неоднократно проявлялся в его поступках. О том, что, несмотря на пылкую веру, ему были свойственны сомнения, свидетельствует происшествие на Геннисаретском озере, описанное евангелистом Матфеем.
Христос велел ученикам отплыть в лодке, а сам пошел на гору молиться. Под утро началась буря, и сквозь водные брызги, в утреннем тумане, ученики увидели идущего по воде человека. Они сначала встревожились и закричали, приняв его за призрак, а узнал Спасителя, успокоились. Петр шагнул из лодки и пошел по морю навстречу Иисусу, но испугался сильного ветра и стал тонуть. Иисус поддержал его и сказал: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф.14: 22 – 31).
Об импульсивности апостола свидетельствует и тот факт, что Петр – единственный из учеников, находившихся вместе с Иисусом в Гефсиманском саду после Тайной вечери, не совладал со своими эмоциями, выхватил нож и отсек ухо рабу первосвященника.
И в своей сильной вере, и в своей искренней до страстности любви Петр оставался слишком земным. Уверяя на Тайной вечери Иисуса в том, что готов душу за него положить, во дворе первосвященника Каиафы, испугавшись истязаний, он отрекается от учителя трижды, но затем горько в том раскаивается. Однако Иисус прощает Петру его предательство, а после воскресения, желая укрепить Петра принадлежат два соборных послания. Его речи были исполнены такой жгучей веры, столь убедительны, что в христианстве обращались тысячами, а чудесная сила апостола настолько велика, что даже его тень исцеляла больных.
Петра называют апостолом иудеев, хотя после долгих лет проповедей в Самарии, Иудее, Иерусалиме он вместе с Иоанном ушел в Антиохию, Малую Азию, а затем в Рим, где основал первую христианскую общину.
Существует легенда о том, что, когда при императоре Нероне началось массовое истребление христиан, единоверцы потребовали, чтобы Петр покинул Рим.
Рано утром Петр уходил по Аппиевой дороге на юг и в утреннем мареве увидел человека, идущего навстречу. Он решил, что это крестьянин возвращается в город со своего поля, но, подойдя поближе, узнал Христа.
- Комо вадис, Домине? (Куда идешь, Господи?) – спросил Петр.
- Я иду в Рим, чтобы быть вторично распятым. Ведь ты же бросил свою паству, Петр, - ответствовал Иисус.
Петр упал на колени, закрыл лицо руками и заплакал, а когда отнял руки, Христа уже не оказалось рядом, лишь след босых ног на песке говорил о том, что Он только что был здесь. Петр возвратился в город, был схвачен и посажен в темницу, но явившийся ночью ангел освободил его от цепей и провел мимо стражников, заснувших мертвым сном. В память об этом событии 16 (29) января церковь установила день поклонения честным веригам апостола Петра.
Погиб Петр, как предполагают, одновременно с апостолом Павлом между 64 и 69 гг. при очередном гонении на христиан. Его приговорили к кресту, но он, не считая себя достойным уподобиться в смерти Учителю, потребовал, чтобы его распяли вниз головой. Петра казнили на арене цирка императора Нерона на Яникульском холме и похоронили неподалеку. При императоре Константине на месте захоронения апостола был сооружен собор Св.Петра – главная святыня католического мира. Память апостола отмечается 30 июня (12 июля).
Иоанн – апостол и автор одного из четырех Евангелий, любимый ученик Иисуса Христа, возлежавший на груди Учителя во время Тайной вечери. Он был сыном Зеведея – рыбака из Галилеи и Саломии – одной из жен-мироносиц. Вместе с братом Иаковом Старшим и Петром Иоанн присутствовал при важнейших событиях земной жизни Иисуса: он был свидетелем воскрешения дочери Иаира, преображения на горе Фавор, моления в Гефсиманском саду. Он сопровождал Христа во двор первосвященника, стоял при кресте и получил от Иисуса завещание быть сыном Марии и заботиться о ней.
После вознесения Иисуса Иоанн усиленно проповедовал учение Христа в Самарии и других странах. Попытки отравить его, сварить в масле и другие покушения оказались недейственными, и он был сослан на остров Патмос в Эгейском море, где написал Откровение о Страшном суде и конце мира. Свое Евангелие Иоанн создал в Ефесе, в Малой Азии. Оно считается Евангелием духа и значительно отличается от Евангелий Матфея, Марка и Луки, называемых синоптическими, обзорными (от греч. «синопсис» - обзор).
Прожил Иоанн до глубокой старости и, по преданию, был взят на небо живым. Дни памяти апостола – 8(21) мая и 26 сентября (9 октября).
Апостол Павел известен как апостол язычников. Савл (таково было первоначальное имя Павла) родился в малоазийском городе Тарсе в иудейской семье, имевшей римское гражданство.
Он получил прекрасное теологическое образование и как фанатик-фарисей глубоко презирал чернь, следовавшую за бродячим проповедником из Галилеи, который нзывал себя Сыном Божиим. Христиане были для него средоточием зла, подтачивавшего основы иудейского миропонимания, религии и культуры.
Будучи яростным гонителем христиан, Савл добился полномочий лично возглавить поход в Дамаск, где жило много последователей Христа, для их физического истребления. Когда Савл уже приближался к Дамаску, с неба вдруг воссиял нестерпимый для глаз свет. Ослепнув, он упал с коня и услышал голос, говоривший: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Я Иисус Назорей, которого ты гонишь».
Прибывшего в Дамаск Савла привели к некоему Анании, который излечил его от слепоты и крестил. Получив при крещении новое имя, Павел начал проповедническую деятельность среди язычников и провел жизнь в странствиях.
Всю свою неиссякаемую энергию, образованность и интеллект Павел направил на проповедь христианства. Невзирая не физическую немощь, он преодолевал огромные пространства, проходя их пешком, переплывая на кораблях, проезжая на ослах, лошадях и верблюдах. Проповедуя в Сирии, Греции, Италии, Испании, Персии, Малой Азии, он везде основывал церкви. Среди его спутников были апостолы Петр, Иаков, Варнава и евангелист Лука, врач из Антиохии, автор третьего Евангелия и книги «Деяния святых апостолов».
Павел напасал 14 посланий, адресованных церквам и отдельным лицам, в которых изложил евангельское учение, дал конкретные указания по устройству церкви, рассмотрел в различных аспектах темы воскресения, пастырского служения, мирового значения Христа и христианства. Именно интеллектуальная и духовная сила его проповедей, фанатизм миссионера-проповедника, который не могли побороть ни недуг, ни кораблекрушения, ни покушения, ни аресты, превратили христианство из локального местечкового учения в мировую религию.
Павел был казнен во время жестокого гонения на христиан6 ему как римскому гражданину отсекли мечом голову. Это произошло в Риме, и, согласно преданию, там, где отсеченная голова апостола трижды ударилась о землю, забили родники. Над ними в 5 веке соорудили часовни, а в конце 16 века возвели церковь Св. Павла соорудили часовни, а в конце 16 века возвели церковь Св.Павла на «трех фонтанах» и основали одноименный монастырь. Память апостола Павла отмечается 29 июня (12 июля).
Марк – ученик апостола Петра, сопровождавший его в Рим и, как считают, написавший со слов Петра свое Евангелие, которое датируется 45 годом. Слог Марка отличается лаконичностью и документальной четкостью. Высоко оценивая ораторское искусство Марка, петр назначил евангелиста епископом в Александрии, которую тот через 12 лет покинул из-за яростных нападок язычников, но затем тайно вернулся. Открыв убежище Марка, язычники схватили его, связали и тащили по улицам города до местечка Вукол близ моря, где на острых прибрежных глыбах мученик испустил дух. Марк погиб в 68 году.
Венецианцы, которые чтили апостола за то, что он спас их город от демонов, похитили тело, тайно перевезли в Венецию и погребли в соборе, названном в его честь. Память апостола Марка отмечается 25 апреля (8 мая).
Приложение 3
Учение о темпераментах
Учение о темпераментах (от лат.temperamentum – надлежащее соотношение частей) связано с различиями людей в характере и конституции тела (табл.8).
Греческий врач и философ Гиппократ определил темперамент стиль поведения человека в зависимости от преобладания в его организме типа влаги: крови – сангвиник, желтой желчи – холерик, черной желчи – меланхолик, лимфы – флегматик. Каждый вид влаги соотносится с одной из четырех мировых стихий: лимфа – с землей, желтая желчь – с воздухом, кровь – с огнем, черная желчь – с водой. Каждый элемент символизирует какое-либо физическое состояние: земля – холодный и сухой, вода – холодный и влажный, огонь – горячий и сухой, воздух – горячий и влажный. Согласно физиологу И.П.Павлову, темперамент напрямую связан с типом нервной системы, в основе которого коренится особое сочетание процессов возбуждения и торможения (сила процессов, равновесие между ними, подвижность – способность быстро сменять друг друга).
По мнению Аристотеля, темпераменту и наклонностям человека соответствует его внешний облик.
Сангвиники отличаются розовым цветом лица, твердыми мышцами, живой походкой и жестами, имеют хорошие зубы, алые полнокровные губы, густые волнистые волосы (русые или каштановые). Они деятельные и решительные. Сангвиникам необходимо такое дело, в котором умственная работа сочетается с умеренной физической нагрузкой.
Холерики имеют смуглое лицо, размеренные жесты и походку, густые жесткие волосы, самоуверенное выражение лица. Они волевые и тщеславные, способные как на высокую добродетель, так и на великие преступления. Такие люди призваны управлять и повелевать, но чрезмерные физические и умственные нагрузки для них неблагоприятны.
Для флегматиков характерны размытые вялые черты лица, светлые редкие волосы, пухлые губы, неровные зубы. Они бездейственны и робки. Труд их утомляет, они ищут спокойствия и практически не способны к смелому предприятию, но преданы избранному делу и упрямо идут до конца в решении поставленных задач.
Меланхолики обладают бледным с желтизной лицом, тонкими губами, темными негустыми волосами. У них умный взгляд, подвижная мимика и быстрые движения. Выражение лица либо серьезное и вдумчивое, либо злое и хитрое вследствие соединения ума и горечи. Им присущи сильная интуиция, интеллект, крайняя чувствительность. Наиболее ярко они проявляют себя в созерцании и творчестве.
Таблица 8.
Обобщение учения о темпераментах
Темперамент Вид влаги Физическое состояние Стихия Тип нервной системы
Сангвиник Кровь Горячий и сухой Огонь Сильный, уравновешенный, подвижный
Холерик Желтая желчь Горячий и влажный Воздух Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения
Флегматик Лимфа Холодный и сухой Земля Сильный, уравновешенный, инертный
Меланхолик Черная желчь Холодный и влажный Вода Слабый