Оэлементный анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов по химии 2016 уч.г.

Поэлементный анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов по химии 2016 уч.г.

ОГЭ по химии в Бугурусланском районе сдавали 17 учащихся.(100% от числа допущенных к пробному ОГЭ). По результатам экзамена средний балл составил 13,5 (7,19% от максимального балла), средний балл (по 5-балльной шкале) – 2,17; процент успеваемости составил 82,3%; качество знаний - 35,3%.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ) – вариантов экзаменационных работ, стандартизированных по форме включенных в них заданий, уровню сложности и параметрам оценки их выполнения. Содержание работы определялось на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии (2004).
Экзаменационная работа 2016 г. по своей структуре и содержанию включаемых в нее заданий была аналогична модели экзаменационной работы 2015 г. Включенные в работу задания распределены по содержательным блокам: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», «Методы познания веществ и химических явлений», «Химия и жизнь».
Часть 1 содержала 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, 15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19).
Часть 2 содержала 3 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом, задание 22 предусматривало выполнение «мысленного эксперимента. Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68, 18 и 14% соответственно.
Задания части 1 проверяли усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных ФГОС: знание языка науки и основ химической номенклатуры, химических законов и понятий, закономерностей изменения свойств химических элементов и веществ, общих свойств металлов и неметаллов, основных классов неорганических веществ, признаков и условий протекания химических реакций, особенностей протекания реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций, правил обращения с веществами и техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
В части 2 задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяли усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.
Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений:
– составлять электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции;
– объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением, взаимосвязь неорганических веществ;
– проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
В экзаменационной работе первые два задания с развернутым ответом (20 и 21) аналогичные. При выполнении задания 20 необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель. Задание 21 предполагает выполнение двух видов расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Задание 22 является практико-ориентированным и имеет характер «мысленного эксперимента». Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций, которые следует осуществить; составлять молекулярное и сокращенное ионное уравнение этих реакций.
Анализ выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет осуществить дифференциацию учащихся по уровню их подготовки и на этой основе выставлять им более высокие отметки («4» и «5»)

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале

Предмет
Отметка по 5-ти балльной шкале


«2»
«3»
«4»
«5»

Химия
0 – 8
(0%-24%)
9 – 17
(27%-52%)
18 – 26
(55%-79%)
27 – 34
(82%-100%)


В целом результатам пробного экзамена 2016 года можно признать недостаточно высокими. По результатам экзамена отметку «5» получила 1 ученик (5,9%), «4» - 5 учащихся (29,4%), «3» - 8 учащихся (47%), «2» - 3 учащихся (17,6%)
Средний балл за выполнение работы составил 10,4, что условно соответствует выполнению всех заданий базового и половины заданий повышенного уровней сложности.

Качество выполнения экзаменационной работы в 2015 г.
Таблица 1
Показатели

Вся работа
Части работы



Часть 1
Часть 2



Задания базового уровня (Б)
Задания повышенного уровня (П)
Задания высокого уровня (В)

Число учащихся, полностью выполнивших работу
(данную часть работы).
1
14
8
2

Процент учащихся, полностью выполнивших работу
(данную часть работы).

5,8
47
29,4
11,8


Экзаменационная работа была ориентирована не только на проверку усвоения содержания курса химии основной школы, но и на проверку овладения определенными видами умений, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы по химии.
Результаты выполнения участниками экзамена по заданиям представлены ниже
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%); В – высокий (менее 40%).
Таблица 2
№ задания
Проверяемые элементы содержания
Уровень сложности
Max
балл
за
задания
Выполнили задание (к-во учащихся, %)





2016


1
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

Б

1
64,7


2
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Б
1
88,2


3
Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Б
1
88,2


4
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов
Б
1
70,6


5
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Б

1
52,9


6
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Б

1
58,8


7
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Б
1
29,4


8
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Б
1
64,7


9
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.
Б
1
58,8


10
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
Б
1
29,4


11
Химические свойства оснований.
Химические свойства кислот.
Б
1
88,2


12
Химические свойства солей (средних).
Б
1
41,2


13
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Б

1
17,6


14
Степень окисления химических
элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции
Б
1
58,8


15
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе
Б
1
58,8


16
Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов
П
2
47


17
Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.



П



2




18

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества

П

2
11,8


19
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ
П
2
5,9


20
Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции

В

3
11,8


21
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции


В


3
17,6


22
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления

В

5
0




Анализ выполнения экзаменационной работы по объектам контроля

Основываясь на статистические данные результатов экзамена, можно констатировать: значительное количество 9-классников Бугурусланского района, сдававших экзамен в формате ОГЭ, имеет достаточный уровень подготовки по химии для дальнейшего успешного ее изучения в старшей школе.
Максимальный балл за выполнение части 1 набрало 2 человека (11,8%), части 2 соответственно – 2 человеа (11,8%).
К выполнению части 1 приступили все выпускники, но не все учащиеся справились с выполнением базового и повышенного уровней по предмету химии. Результаты выполнения базовой части (задания 1-15) экзаменационной работы демонстрируют овладение большей частью выпускников основной школы базовым уровнем предмета.
Следует заметить, что при выполнении учащимися заданий базового уровня, вызвали затруднения следующие задания № 7, 10, 13.
Задание №17 не выполнялось учащимися, т.к. тема еще не изучена.

В таблице 3 приведен перечень элементов содержания, проверяемых этими заданиями, и процент его выполнения в 2016 г.
Таблица 3
№ задания
Проверяемые элементы содержания
Выполнили задание (к-во учащихся, %)



2016


7
. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних
29,4


10
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных
29,4


13
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
17,6


17
Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (уксусной и стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
0


Ни у одного задания не было 100% решаемости, но достаточно высокий процент решаемости был у задания № 2,3,11 (88,2%), Причина повышения результатов выполнения заданий может быть связана с более тщательной отработкой в процессе подготовки к экзамену определенных типов заданий, алгоритмов их решения.
К выполнению заданий повышенного уровня (№№16-18) приступили все выпускники, к № 19 не приступили 4 ученика. Лучше всех выполнено задание № 16 (справились 47% учащихся), проверяющее знание периодического закона Д. И. Менделеева и закономерностей изменения свойств химических элементов и их важнейших соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. Низкие показатели при выполнении задания №№ 21,22.
В таблице 4 приведен перечень элементов содержания, проверяемых этими заданиями, и процент его выполнения в 2016 г.
Таблица 4
№ задания
Проверяемые элементы содержания
Выполнили задание (к-во учащихся, %)



2016


21
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции
17,6


22
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления
11,7





Результаты выполнения части 2 экзаменационной работы в 2016 г.
Таблица 5
№ задания
№20
№21
№22

% учащихся, набравших 0 баллов
35,3
5,9
29,4

% учащихся, набравших 1 балл
23,3
0
5,5

% учащихся, набравших 2 балла
0
17,6
11,8

% учащихся, набравших 3 балла
11,8
17,6
0

% учащихся, набравших 4 балла


11,8

% учащихся, набравших 5 балла


0

% учащихся, не приступившие
к выполнению
29,4
58,8
41,2


Среди заданий высокого уровня сложности более успешно выполнено задание
№ 21 (17,6%), проверяющее умение решать комбинированные задачи с вычислениями по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества и задание № 20 (11,8%), проверяющее умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса в ОВР, определять окислитель, восстановитель.
В 2016 г., задание №21 – комбинированная задача, в основе которой два типа расчетов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. У учащихся, не набравших максимальное количество баллов за данное задание, допущены ошибки: неверное математическое вычисление количества вещества, массы или объёма продукта реакции; ошибки в расчёте молярной массы вещества, при составлении формул химических соединений и составлении уравнений реакций.
Так же 2016 г. очень низкий процент выполнения задания № 22, проверяющее знание химических свойств простых и сложных веществ, взаимосвязь различных классов неорганических веществ, реакции ионного обмена и условия их осуществления. Справились с заданием полностью только 11,8% экзаменуемых. Значительное число ошибок учащиеся допустили при описании признаков протекания химических реакций, составлении сокращённых ионных уравнений.
Для успешного выполнения этого задания необходимо владеть теми элементами знаний и умениями, которые формируются в основном при выполнении химического эксперимента. Решение таких заданий требует комплексного применения знаний, полученных при изучении различных тем курса химии основной школы и умений максимально полно извлекать информацию, необходимую для их решения, из условия задания.
Выводы и рекомендации
Проведенный анализ результатов выполнения выпускниками основной школы заданий экзаменационной работы ОГЭ 2016 года позволяет сформулировать следующие выводы.
ОГЭ-9 по химии может рассматриваться не только как форма государственной итоговой аттестации выпускников основной школы, но и как первоначальная независимая проверка уровня подготовки учащихся на данной ступени обучения, а для учителей – возможностью определения направлений коррекции в подходах к преподаванию отдельных разделов курса на старшей ступени школы при подготовке учащихся к ЕГЭ.
\Наибольшие затруднения практически у большинства экзаменуемых вызвали задания, направленные на проверку знаний и умений, формируемых при выполнении реального химического эксперимента, а также в процессе жизнедеятельности учащегося. Учителям химии необходимо уделять больше внимания формированию у учащихся умения комплексного применения знаний и умений из всех разделов школьного курса химии; изучению материала практико-ориентированного и экспериментального характера. Следует большее внимание уделять вопросам применения веществ в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, а также изучению правил их безопасного хранения и использования в повседневной жизни.
Особое внимание хотелось бы обратить на необходимость формирования метапредметных умений (универсальных приемов учебной деятельности), таких как: поиск и переработка информации, представленной в различной форме; установление причинно-следственных связей; наблюдение и фиксация их результатов и др. Выше названные умения в явном виде не представлены в кодификаторе по химии, так как они являются общеучебными, но недочеты в их формировании имеют определяющее значение при выполнении большинства заданий.
В процессе изучения химии в основной школе, а также при подготовке к государственной итоговой аттестации необходимо руководствоваться:
материалами, размещенными на официальном сайте ФИПИ ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]): кодификатор элементов содержания, спецификация КИМ, демонстрационный вариант КИМ; открытый банк заданий;
учебными изданиями, разработанными специалистами ФИПИ специально для оказания методической помощи учителям и учащимся в осуществлении эффективной подготовки к ОГЭ-2016 по химии.
учебными пособиями, имеющими гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».



О.А Овчинникова, учитель химии МБОУ «Елатомская СОШ»
26,02 2016г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15