Разработка урока по физической культуре для учащихся 10-11 классов Тема: История становления спорта в России. История возникновения комплекса ГТО в СССР. Анализ политической обстановки приведшей к возрождению ГТО в России сегодня.
Разработка урока по физической культуре для учащихся 10-11 классов
Тема: История становления спорта в России. История возникновения комплекса ГТО в СССР. Анализ политической обстановки приведшей к возрождению ГТО в России сегодня.
Урок разработан учителями физической культуры ГБОУ СОШ № 313:
Пикулина Алла Викторовна
Афанасьева Александра Геннадьевна
Белякова Анна Анатольевна
Цель: Ознакомление учащихся с историей возникновения спорта в целом и комплекса ГТО.
Задачи:
Развивать аналитические способности учащихся
Совершенствовать умение анализировать устную речь
Развивать патриотизм учащихся
Способствовать стремлению физически развиваться
Развивать интерес к Отечественной истории
Содействовать распространению движения ГТО
Обеспечить усвоение учащимися знаний о комплексе ГТО и его оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении
Время проведения: 45 мин.
1.Введение
Говорят «Движение-это жизнь».
Человек и движение неотъемлемые части друг друга.
Человек всегда в движении, а движение всегда в нём. Его развитие оценивают с самого начала по овладению определёнными действиями, а потом по умственным. Ребёнок сначала учится координировать движения, чтобы взять, сесть, поползти и др., и только потом начинает говорить. Мы развиваем у детей мелкую моторику для лучшего умственного развития.
В дальнейшей жизни человеку необходимо двигаться, что бы добыть себе пищу, защищаться и даже узнавать новое. Мы учимся правильно держать ручку, тренируемся писать палочки и крючочки, а ведь это тоже определённые двигательные навыки. Нас с рождения чему-нибудь учат, объясняя не только способ выполнения, но и для чего нам это надо:
Правильно сидеть, чтобы была красивая осанка и нормальное кровоснабжение головного мозга
Правильно ходить, чтобы была правильная осанка
Правильно есть, чтобы процесс пищеварения проходил без сбоев.
Всё это самые простые двигательные навыки, которыми владеет каждый из нас и при этом которые нам необходимы для выживания не только как личностей, но и как вида в целом.
Во все времена и у всех народов за приобретением естественных навыков следовало обучение тем, которые позволяют человеку самостоятельно жить, добывать пищу, защищаться. В целях проверки качества овладения этими действиями в каждом обществе существовали свои системы тестирования (обряды посвящения). Для овладения этими умениями и дальнейшим преобразованием их в навыки мы с раннего детства обучаемся «подводящим упражнениям». Ведь практически любое упражнение в физической культуре носит прикладной характер и может быть применено в разных целях.
Например: овладение метанием и прыжком в длину поможет нам не только играть с друзьями в мяч и прыгать через лужи, но бросить гранату в противника или перепрыгнуть овраг с кольями…
Естественно, что в мирное время мы будем использовать наши умения как предложено в первом варианте. Но наученные нашими родителями и учителями любить и защищать близких и Родину, в чрезвычайной ситуации сможем прийти им на помощь.
Таким комплексом упражнений, которые могут пригодиться любому и в любое время стал созданный в СССР и возрождаемый сегодня комплекс ГТО. В нём собрано всё, что должен уметь человек, желающий быть здоровым, сильным и умеющим хорошо работать и защищать не только себя лично. Недаром ГТО расшифровывается как «Готов к труду и обороне».
У нас всегда ценились люди способные на Поступок. Даже у Самуила Яковлевича Маршака есть стихотворение «Рассказ о неизвестном герое», в котором мы можем прочитать об одном таком герое. Ведь он совершил этот поступок, обладая не толькожеланием, но и определёнными навыками. Нам и сейчас надо стремиться быть более ловкими и сильными, это помогает в жизни.
2.Цель и задачи
Сегодня целью нашего занятия будет:
Цель: Анализ общественного строя и ситуации в стране, приведших к созданию комплекса ГТО в СССР и его возрождению сегодня.
Задачи:
-проанализировать формирование спорта на Руси;
-проанализировать появление физической культуры в Императорской России;
-проанализировать становление физической культуры в Советской России;
-проанализировать подъём физической культуры в СССР.
-проанализировать политическую обстановку в стране и мере, ставшую предпосылкой к возрождению ГТО.
3. Предпосылки создания ГТО
3.1.Спорт на Руси
Различные формы физических упражнений были издавна известны русскому народу. Игры, плавание, ходьба на лыжах, борьба, кулачный бой, верховая езда и охота имели повсеместное распространение уже в Древней Руси. Широко применялись и различные игры: в лапту, городки, бабки, чехарду и многие другие.
Физическая культура русского народа отличалась большим своеобразием и самобытностью. В физических упражнениях, распространённых среди русских в XIII-XVI вв. был ярко выражен их военный и полувоенный характер. Верховая езда, стрельба из лука, бег с препятствиями были на Руси любимыми народными развлечениями. Массовое распространение имели также кулачные бои, долгое время (до начала XX в.) игравшие большую роль в качестве одной из основных народных самобытных форм физического воспитания (аналог английскому боксу).
Большой популярностью среди русских пользовался бег на лыжах, катание на коньках и салазках и т.д. (можно сказать прародители конькобежного спорта и бобслея). Одним из самобытных средств физического воспитания была охота, служившая не только промысловым целям, но и для того, чтобы показать свою ловкость и, бесстрашие (например, охота на медведя с рогатиной).
А как проводилось закаливание?
ОТВЕТ: Общеизвестен русский обычай сразу после пребывания в жаркой бане обливаться холодной водой или обтираться снегом. Купание в проруби на Крещение.
3.2.Физическая культура в Императорской России
С появлением и укреплением дворянской империи Петра I (XVIII в.), в известной мере, изменилось и государственное влияние на развитие физической культуры. Это коснулось, прежде всего, боевой подготовки войск, физического воспитания в учебных заведениях и отчасти воспитания дворянства.
Именно в эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Главным образом фехтование и верховая езда, вводятся как учебная дисциплина, а в гражданских гимназиях наравне с другими организуются занятия гребным и парусным спортом молодёжи. Эти меры явились первыми шагами государства по руководству делом физической культуры.
Большая заслуга в распространении физической культуры принадлежит великому русскому полководцу А.В. Суворову. Он развивал физически своих солдат, закалял их.
Во второй половине XIX в. среди молодёжи начинает развиваться современный спорт в форме спортивных кружков и клубов. Появляются первые гимнастические и спортивные общества и клубы. В 1897 г. в Петербурге была создана первая футбольная команда, а в 1911 г. организован Всероссийский футбольный союз, объединивший 52 клуба.
В начале XX века в Петербурге возникли спортивные общества: "Маяк", "Богатырь". Различные спортивные организации и клубы объединяли к 1917 г. довольно большое число спортсменов-любителей. Однако условий для развития массового спорта не было. Поэтому в условиях дореволюционной России отдельным спортсменам удавалось показывать результаты международного класса только благодаря природным данным и настойчивости в тренировках.
Вы можете назвать кого - нибудь из таких спортсменов?
ОТВЕТ: Это всем известные - Поддубный, Заикин, Елисеев и др.
В армии весьма популярными становятся состязания на призы Императора, Великих князей, военачальников, министров. В систему этих состязаний включались тысячи офицеров, имевших высокие спортивные результаты.
В начале XX века военное ведомство становится в России единственной государственной организацией, представители которой регулярно приглашаются для участия в международных соревнованиях по стрельбе, конному спорту, фехтованию, гимнастике, лёгкой атлетике. Министерство военных дел тщательно отбирало каждого участника. Выезжали только сильнейшие; рейтинг Министерства в международных спортивных организациях был очень высок.
Царское правительство в начале первой мировой войны организовывало и допризывную подготовку, в которой в основном формировалась физическая культура молодёжи: была "Мобилизация спорта", объявленная Главнонаблюдающим (генералом Воейковым) в конце 1915 г.
"Мобилизация спорта" обязывала спортивные и гимнастические общества, а также школы прийти на помощь армии в деле допризывной подготовки населения. Спортивные и гимнастические общества, которые с начала войны прекратили свою деятельность, должны были возобновить ее. В 1916 г. была открыта сеть пунктов допризывной подготовки и полевой гимнастики. Допризывная подготовка реализовывалась также посредством других государственных органов власти включая Министерства торговли и промышленности, путей сообщения.
3.3.Физическая культура в Советской России
При всех стараниях царская Россия оставила Советской Республике очень скромное наследство в области физического воспитания и спорта, кроме научно- теоретического богатства, которое оставили российские ученые, врачи и педагоги. Именно эти данные стали основопологающими для создания уже советской системы физического воспитания, народного физкультурно-спортивного движения и невероятных достижений на международных спортивных аренах и олимпиадах. Помогали так же системы бесплатного образования, здравоохранения, культуры для всех народов СССР.
Например: с целью улучшить качество подготовки призывников, не владеющих и плохо владеющих русским языком, обеспечить возможность прохождения ими службы в общесоюзных воинских формированиях, после 11 октября 1941 года в программу военных занятий был дополнительно введён курс изучения русского языка — в объёме от 90 часов (в Таджикистане) до 150 часов (в Азербайджане)
В новом государстве в первые годы после революции 1917 г. органы управления формировали стратегические цели в регулировании здорового и трудоспособного общества, готового к защите молодого государства.
Решающую и основную роль в формировании и управлении физической культурой и спортом в новом государстве играло Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч). Это была одна из первых государственных структур, при участии которой активно восстанавливался отечественный спорт, в практику физкультурного движения внедрялись олимпиады, создавались региональные олимпийские комитеты, восстанавливались спортивные общества, предпринимались попытки не только наладить связь с Международным Олимпийским комитетом, но и принять участие в очередных играх VII Олимпиады в Антверпене (Бельгия).
С начала Великой Октябрьской революции на фабриках и заводах, в городах и сёлах по инициативе рабочих и крестьян возникали отряды для защиты революции. Отряды проходили короткий курс военного обучения, после чего вливались в ряды красной армии. Решение о создании Всевобуча было принято в марте 1918года, а юридическим оформлением стал Декрет ВЦИК(Всероссийский центральный исполнительный комитет) «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 года. При Всероссийском главном штабе было создано управление, а при военных комиссариатах – отделы и отделения, на которые возлагалось проведение военного обучения по единой программе.
Согласно декрету ВЦИК, с целью создания подготовленного мобилизационного резерва для Красной армии, каждый трудящийся в возрасте от 18 до 40 лет должен был пройти курс военного обучения без отрыва от производства (Во время Всеобуча проводились восьминедельные военно-спортивные сборы добровольцев от 18 до 40 лет).
Женщины и подростки допризывного возраста (16 — 17 лет) курс военного обучения проходили на добровольных началах. Прошедшие обучение считались военнообязанными.
В Москве и Петрограде бюро и отделы Всевобуча созданы не были, военная подготовка по программе Всевобуча проходила в сформированных здесь территориальных воинских частях Всевобуча.
В апреле 1919 г. состоялся первый всероссийский съезд работников по физической культуре, спорту и допризывной подготовке. В решении съезда особенно подчеркивалось значение всестороннего физического развития молодежи. А 25 мая того же года В. И. Ленин принимал первый парад физкультурников на Красной площади в Москве, посвященный годовщине Всевобуча. Тогда же была заложена традиция – проводить смотры советского спорта. В том же году был создан, и ныне известный, Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта.
Большое значение в решении задачи создания здорового и трудоспособного общества, готового к защите молодого государства имели постановления Советского правительства, подписанные В.И. Лениным, - "Об охране здоровья детей и подростков" и "О домах отдыха", принятые в 1921 г. В них подчеркивалась необходимость использования в режиме отдыха взрослых и детей физической культуры.
С переходом на мирную работу физическая культура и спорт были призваны играть важную роль в укреплении обороноспособности страны и подготовке народных масс к трудовой деятельности.
Вопреки экстремальным условиям, связанным с падением производства, ростом безработицы, тяжелым продовольственным положением, военными действиями на значительной территории страны, в эти годы шел активный процесс формирования государственных и общественных структур управления в сфере физической культуры и спорта.
В1923 г.Всевобуч перестал существовать (был возрождён в сентябре 1941), но на его место пришла другая организация. 27 июня 1923г. учрежден на правах постоянной комиссии Высший совет физической культуры (ВСФК). На него возлагалось объединение научной, учебной и организационной работы по физическому воспитанию трудящихся. Председателем ВСФК был назначен народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко. А в августе по инициативе Ф. Э. Дзержинского в Москве учреждено первое спортивное общество «Динамо». Затем его филиалы возникли и в других городах. Члены этого общества занимались многими видами спорта, что в то время было новым направлением в спортивной работе. Оно существует и по сей день.
3.4.Физическая культура в СССР
В честь 10-летия физической культуры в СССР (считая с момента организации Всевобуча) в 1928 г, была проведена Всесоюзная спартакиада, привлекшая свыше 7 тыс. участников, в том числе 600 зарубежных участников из 14 стран.
Еще через год в июле 1929 года физическое воспитание введено как обязательный предмет во все высшие учебные заведения. Во многих из них были организованы кафедры физвоспитания и спорта.
И 23 сентября 1929г. ЦК ВКП(б) выпускает постановление «О физкультурном движении»:
«Считая состояние физкультурной работы неудовлетворительным (слабый охват широких масс рабочего класса, рекордсменский уклон, ведомственный разнобой, параллелизм и пр.), ЦК ВКП (б) признает необходимым устранить разнобой в физкультурной работе, внести в нее больше организованности и плановости, максимально расширить общий масштаб физкультурной работы, обеспечив вовлечение в физкультурное движение рабочих масс и усилив физкультурную работу в деревне…».
1 апреля 1930 г. было принято постановление об учреждении Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР, который наделялся правами государственного органа руководства и контроля в области физической культуры. С созданием Всесоюзного совета физической культуры устанавливалась единая общесоюзная система государственного управления физкультурным движением в СССР.
Движение ГТО было задумано как альтернатива Олимпийским играм,
Кто может сказать до какого года СССР не участвовал в Олимпийских играх?
ОТВЕТ: до 1956.
В которых СССР не участвовал до 1956 года. Непризнанная мировыми державами, измотанная войнами, молодая Советская Россия не принимала участия в международных спортивных соревнованиях. В стране, где все равны, спорт должен был стать не развлечением для избранных, а достоянием каждого.
В апреле 1930г. ЦИК Союза ССР принял постановление, которым обязал включить физическую культуру в число мероприятий по оздоровлению и повышению производительности труда
24 мая 1930 года очередной номер газеты «Комсомольская правда»вышла статья под названием «Крепкие мышцы, зоркий взгляд нужны каждому трудящемуся», где впервые прозвучал девиз «Готов к труду и обороне!»с призывом о создании единого комплекса упражнений для оценки физической подготовки и проведении состязаний .
Кто может сказать, в каком году был введен первый комплекс ГТО?
ОТВЕТ: Тридцатые годы, до войны, 1931.
Да, именно 11 марта 1931г. по инициативе Ленинского комсомола введен в действие комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (1ступень). Разработаны единые нормы и требования для получения значка ГТО. Когда это произошло британская газета «Таймс» написала: «У русских появилось новое секретное оружие под названием ГТО».
«Готов к труду и обороне СССР» - всесоюзный физкультурный комплекс, составляющий основу государственной системы физического воспитания и направленный на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Является основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях.
огда ГТО состоял из одной ступени, которая включала 15 нормативов по различным физическим упражнениям (бег, прыжки, метания, плавание, лыжи и др.). Кроме того, сдающие комплекс должны были знать основы советского физкультурного движения и военного дела.
Ни кто не заставлял сдавать ГТО, это было делом добровольным. Можно было выбирать те виды, которые смог бы выполнить. Нормативы состояли из двух блоков. Первый – умение оказать медицинскую помощь, военизированные и технические навыки, знать основы советского физкультурного движения. Во втором блоке были непосредственно спортивные занятия. Первый комплекс ГТО 1931 года состоял всего из I ступени и предполагал выполнение 15 нормативов: подтягивание, прыжки, плавание, бег, лыжные гонки, гребля, велоспорт, стрельба, метание гранаты и др. С 1933-го гражданам, решившим сдать ГТО, приходилось также ползать по-пластунски с винтовкой и в противогазе.
Интересно, что внешний вид значка ГТО придумал школьник из Москвы Владимир Токарев. Его рисунок одержал победу во всесоюзном конкурсе. В жизнь идею 15-летнего мальчика воплотил художник Михаил Ягужинский. Первые значки делали из серебра и бронзы, на них были номера, обладание значком ГТО подтверждалось специальными документами. А первым обладателем знака ГТО I ступени стал знаменитый конькобежец Яков Федорович Мельников (13.01.1896 – 12.07.1960), первый заслуженный мастер спорта СССР (1934 год, значок № 1), чемпион России 1915 года, чемпион РСФСР 1918, 1919 и 1922 годов; чемпион СССР 1924, 1927-28, 1932-35 годов; чемпион Европы 1927 года по конькобежному спорту.
В 1932 году была введена 2-я ступень комплекса ГТО. Сдать все нормативы можно было только при условии систематических тренировок.
Соревнования на получение значка ГТО дали путевку в большой спорт для многих советских спортсменов. Например, в 1932 году во время сдачи нормативов на заводе «Серп и молот» братья Георгий и Серафим Знаменские пробежали дистанцию в километр с такой скоростью, что судьи не поверили показаниям секундомеров и потребовали пробежать еще раз. Впоследствии братья установили 24 рекорда СССР.
Нормативы и требования комплекса ГТО периодически изменялись:1934 году в комплексе ГТО появилась ступень для детей «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО) с двумя возрастными группами: 13–14 и 15–16 лет. Это был спортивный комплекс для подростков из 16 испытаний. Сдающие БГТО кроме спортивных нормативов должны были показать знания правил спортивных соревнований и умение судить их.
Этим закончилось создание Единого всесоюзного комплекса ГТО.
4. Заключение
Проанализировав все вышеперечисленные данные, мы можем увидеть систематичность усиления надзора за физическим состоянием населения руководством нашей страны.
Так или иначе физическое воспитание всегда существовало. И в первую очередь среди воинов-защитников.
Вернёмся к спорту на Руси: землепашцы и солдаты – одни и те же люди. Они постоянно в работе на полях, но зимой на земле дел немного меньше, и поэтому свободное время принято было уделять семье и зимним забавам, которые стали аналогами некоторых видов спорта. Они держат в тонусе, не дают «раскисать» как физически, так и психологически всех кто так или иначе, каждый в своё время будет защищать свою Землю.
И проанализировав данные факты, мы видим, как делает свои первые шаги, формируется спорт на Руси.
Не смотря на это спорта как такового не было. А в какой период истории нашей страны он появляется?
Да, именно в императорской России берёт своё начало, появляется физическая культура, как таковая.
Напомните, проанализировав какую информацию мы можем сделать такой вывод?
ОТВЕТ: Введение Петром I физической культуры в учебных заведениях как отдельной дисциплины. И усиление физ. подготовки в войсках.
Зачем правительствам во все времена контролировать спортсменов, армию?
ОТВЕТ: Спортсмены- физически развитые люди, которые станут основной силой армии. Она сила, способная защитить или даже расширить границы государства. Если ее не контролировать.
Но здоровой и сильной стране, желающей таковой и оставаться, необходимы такие же сильные и здоровые воины. Проблема в том, что в относительно мирное время в нашей стране «принято» забывать о нуждах армии.
Давайте подумаем: принято считать, что в армии служат самые сильные. Но так ли это?
При всеобщей мобилизации не у всех призванных сохранена необходимая подготовка к военной службе? А у добровольцев? У них этой подготовки может и вовсе не быть.
Именно об этом «вспоминают» правительства нашей страны каждый раз, как на Мировой сцене обостряется военная обстановка, хотя на первый взгляд всем кажется, что всё налаживается.
Во время своей службы (отнюдь не в мирное время) Александр Васильевич Суворов развивал своих «богатырей» путём закаливания и систематических суровых тренировок, а ведь это тоже часть физического воспитания, направленная на укрепление здоровья, которое пригодилось им при знаменитом переходе через Альпы.
Казалось бы на границе XIX – XX веков обстановка в стране налаживается и начинается массовое увлечение спортом, поддерживаемое высшими чинами.
И вот происходит цепь событий, в результате которых мы можем заметить, что все усилия руководства страны по оздоровлению и физическому развитию населения (путём не просто не вмешательства, но и поощрения создания спортивных клубов) не были напрасны.
О цепи каких событий говорится?
А могли быть эти меры спланированы?
Грянула Первая Мировая война, в армию идёт массовый призыв, благодаря развитию физической культуры многие из военных вполне физически развитые молодые люди.
Но Империя оказалась не вечной и нам приходится анализировать уже события в Советской России и СССР.
Ведь следом за Первой Мировой войной произошла Великая Октябрьская революция. И уже в Советской России, правительству надо удержать власть, и свежа память о войне, а для этого создаётся ВСЕВОБУЧ.
Для чего создавался ВСЕВОБУЧ?
ОТВЕТ: Людей готовят быть сильными, способными защитить свою новую Отчизну и идею в любых условиях и на любых «аренах» (будь то арена военных или спортивных действий). Стране необходимо и заявить о своей состоятельности, что бы её признало всемирное сообщество.
Но не всё решается войной, а самый простой способ решения конфликта без жертв - спортивное состязание. Для получения сильных спортсменов их надо воспитывать в любви и уважении к спорту и Родине с детства.
Людям, уставшим от воин необходим отдых, а руководству страны нужно подготовить будущее поколение.
А для чего ещё может пригодиться распространение спорта в массы?
К тому же спорт отвлекал население от проблем более насущных, например желания есть, а соответственно недовольства некоторыми моментами нового строя. Здесь то и появляется инициатива комсомола, горячо поддержанная правительством, о создании комплекса, впоследствии названного «Готов к труду и обороне».
Именно воспитанные этим комплексом «ГТО» физкультурники и станут очень внушительной частью мобилизованных из запаса и вольнонаёмных солдат Великой Отечественной войны, у которых будет необходимая физическая подготовка.
Кто знает, может именно эти навыки, приобретённые при подготовке к сдаче комплекса ГТО, в купе с молитвами матерей и жён спасли жизнь солдатам, уцелевшим в той страшной войне.
5.Обсуждение: анализ политической обстановки в мире и России для возрождения ГТО.
Что происходит важного в мире сегодня?
Как реагирует на это наша страна?
Как складываются отношения России с международным сообществом?
Основываясь на вышеперечисленном, можно ли сказать, что возрождение ГТО ожидаемо и логично? Или же не имеет смысла и ни кому не нужно?
6.Список источников:
1. http://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-gotov-k-trudu-i-oborone-392711.html2. http://vsfond.ru/11-marta-1931-goda-v-sssr-by-lo-osnovano-fizkul-turnoe-dvizhenie-gto/3. http://www.myshared.ru/slide/1112285/4. Спутник физкультурного работника, изд.2-е, исправленное под общей редакцией В.А.Ивонина, М., «Физкультура и спорт», 19775. Большая советская энциклопедия, том5, третье издание, Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1972
6. Большая советская энциклопедия, том6, третье издание, Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1972
http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2004n3/p2-7.htmhttp://www.intuit.ru/studies/courses/2356/656/lecture/16071