Элективный курс Топонимы Смоленщины в художественной литературе
«Топонимы Смоленщины в художественной литературе»
календарно-тематическое планирование
34 часа
№№
пп
Тема
занятия
Содержание
Виды деятельности по развитию интеллектуальных, творческих, аналитических способностей учащихся
Формы, методы контроля
Коли-
чество
часов
1
2
3
4
5
6
1.
1. ВВЕДЕНИЕ
Топонимика как наука. Предмет и основные понятия топонимики.
История топонимики. Ее особенности. Основные понятия: ономастика: топонимия, топонимическое пространство, топонимическая система, топоним и др.
1.Лекция.
2.Запись лекции в форме тезисов.
3.Запись выводов в произвольной форме.
Ответ на вопрос: «Что такое топонимика?», «Перечислите основные понятия топонимики?» и др.
2
2.
Методы топонимических исследований.
Описательный метод. Исторический метод. Сопоставительный метод. Ареальный метод. Статистический метод. Формантный метод. Стилистический метод.
1. Лекция
2. Запись лекции в форме тезисов.
3. Анализ методов топонимических исследований Выбор оптималь-ного.
4. Практическое занятие.
Исследование произвольного топонимического объекта. Историческая характеристика его наименования..
2
3.
Топонимы и микротопонимы
Особенности номинации
микротопонимов, изучаемой местности.
1. Практическое занятие. Беседа с выступлениями учащихся.
Анализ микротопонимов, изучаемой местности
1
4.
Виды топонимов
Ойконимы. Гидронимы. Оронимы. Хоронимы. Урбанонимы.
1. Лекция
2. Запись лекции в форме тезисов.
Ответ на вопрос: «Приведите по 4 примера на каждый вид топонимов.»
1
5.
Топонимика и другие науки. Учебная литература по топонимике.
Взаимосвязь топонимики с историей и географией. Топонимика и литература.
Лекция
Запись лекции в форме тезисов.
Анализ учебной литературы по топонимике.(топонимических словарей и пособий)
1
6.
Поэтическая топонимика.
Поэтическая топонимика – ее особенности. Причины выделения поэтической топонимики как отдельного раздела топонимики.
1.Лекция
2.Запись лекции в форме тезисов.
Письменный ответ на вопрос:
«Для чего нужна поэтическая топонимика?»
1
7.
Топонимика и художественная литература. Введение.
Особенности изучения художественной литературы в рамках лингвокраеведения. Обзор классиков русской литературы, писавших о Смоленщине
1.Лекция
2.Запись лекции в форме тезисов.
Раскрытие тезиса: «Топонимика и художественная литература – основные пути взаимодействия»
1
8.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
А. Т. Твардовский
Биографические сведения из жизни А.Т. Твардовского. Твардовский и Смоленщина. Анализ поэзии А.Т. Твардовского. Особенности использования топонимического материала в поэзии поэта.
1.Лекция
2.Запись лекции в форме тезисов.
3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)
4. Практическая работа с топонимическими словарями.
Анализ стихотворений А.Т. Твардовского
«Поездка в Загорье», «Стация Починок», «Вязьма», «За далью-даль» и др.
4
9.
М.В. Исаковский
Творческая биография М.В. Исаковского. М.В. Исаковский и Смоленщина.
1. Выступления учащихся. Анализ стихотворений М.В. Исаковского.
2. Работа с топонимическими словарями.
3. Анализ топонимов, которые использует Исаковский в своих стихотворений.
Анализ стихотворений:
«Здравствуй, Смоленск», «Враги сожгли родную хату», «Край мой Смоленский» и др.
3
10.
Н. И. Рыленков
Биография и автобиография Н.И. Рыленкова. Значение творчества Н.И. Рыленкова для Смоленщины. Особенности использования топонимического материала в произведениях Н.И. Рыленкова.
1.Лекция
2.Запись лекции в форме тезисов.
3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)
4. Практическая работа с топонимическими словарями.
Анализ стихотворений:
«Всегда задумчива, скромна», «Семь холмов», «На берегу Сапшо». «Я не играл словами, помня», «Велиж», «Меж стройных сосен» и др.
3
11.
Б.Л. Васильев
Основные биографические сведения из жизни Б.Л. Васильева. Б.Л. Васильев и Смоленщина.
1.Лекция
2.Запись лекции в форме тезисов.
3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)
4. Практическая работа с топонимическими словарями.
Анализ произведения
«Летят мои кони»
4
12.
М.А. Булгаков
М.А. Булгаков. Основные биографические сведения. М.А. Булгаков и Смоленщина. Медицинская деятельность М.А. Булгакова на Смоленской земле. Анализ использования Смоленских топонимов в произведениях М.А. Булгаков.
1. Лекция
2.Запись лекции в форме тезисов.
3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)
4. Практическая работа с топонимическими словарями.
Анализ топонимов в произведении М.А. Булгакова «Записки юного врача»
3
13.
М.М. Пришвин
М.М. Пришвин – основные биографические сведения. Творческая биография М.М. Пришвина. М.М. Пришвин на Смоленщине.
1. Лекция
2.Запись лекции в форме тезисов.
3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)
4. Практическая работа с топонимическими словарями.
Анализ топонимов в произведении М.М. Пришвина «Школьная робинзонада»
3
14.
И.М. Соколов-Микитов
И.М. Соколов-Микитов. Творческая биография. Топонимы в произведениях И.М. Соколова-Микитова.
1. Лекция
2.Запись лекции в форме тезисов.
3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)
4. Практическая работа с топонимическими словарями.
Анализ топонимов в рассказах И.М. Соколова-Микитова «Медовое сено» и «Глушаки» и др.
3
15.
16.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение. Подведение итогов.
Отчетное мероприятие. Урок -конференция
Итоговый урок по курсу. Анализ занятий. Подготовка к отчетному мероприятию. Консультации по выбранным темам.
1. Обобщение и повторение рассмотренного материала.
1.Выступление учащихся с разработанными проектами.
1
1
15