РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ


РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Летов В.Ф.
ООАУ СПО «Старооскольский медицинский колледж», г. Старый Оскол
«9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают».
Артур Шопенгауэр.
«Здоровье для всех в XXI веке» - новая стратегия принята всеми 189 странами, членами ВОЗ, включая Российскую Федерацию. Главной целью которой являются достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира. Она включает две основные цели: укрепление и охрана здоровья людей на протяжении всей их жизни. Положение стратегии таковы: здоровье, как одно из важнейших прав человека; справедливость и солидарность стран в вопросах здоровья и его охраны; участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение к ней ответственных людей.
В условиях социально-экономических преобразований в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит и на современной школе, которая стала «школой болезней»: следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходит от проблемы благополучного самочувствия, физической и психической переносимости детьми школьных перегрузок, предупреждение неврозов, эмоционального выгорания, дезадаптации и хронического переутомления школьников.
Уровень заболеваемости детей в возрасте до 14 лет в России вырос на 43%, увеличиваясь в среднем на 4% ежегодно. Рост не здоровья происходит преимущественно за счет хронических болезней (И.Г. Андреева, 2011). К 12 годам у школьников увеличивается число заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, снижается острота зрения, т.е. растет количество хронических патологий, определенных Р. Вирховым, как «школьные болезни».
Основы здоровья человека закладываются в школьные годы, и поскольку дети проводят в школах значительную часть времени заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Содержание обучения должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармоничной и счастливой жизни каждого. Организация внеучебной, учебной и досуговой деятельности должна быть основана на личном примере педагогов и взрослых.
Первые сведения о необходимости заботы о сохранении и укреплении здоровья детей в процессе их обучения и воспитания мы получаем в трудах философов Древней Греции (Платона и Аристотеля) и Древнего Рима (Квантилиана Марка Фабия). Педагоги ставили задачу воспитать здоровых, жизнерадостных людей, обладающих многосторонними интересами, бережно и внимательно подходить к ребенку в обучении, уважать его как личность. С трехлетнего возраста следует учить детей правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, с этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание. Занятия в школе должны последовательно чередоваться с отдыхом, особое внимание уделяя питанию и режиму. В Древней Руси элементарные правила гигиены, способствующие сохранению здоровья, встречаются уже в 10 - 11 вв. В 18 веке И.И. Бецкой, основоположник и руководитель закрытых детских учреждений, пишет об отклонениях в здоровье школьников. Указывая порочную систему обучения, в основе которой лежало «... без меры и без веса навьючивать ум воспитанников». В 1800 г. появилось первое отечественное учебное пособие «Первые понятия о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно», ориентированное на изучение собственного организма, советов и правил, как сохранить здоровье школьников.
Президентская национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» основана на разработке принципиально новых методик обучения, организации учебного процесса, формирование у учащихся знаний о здоровье и способах его сохранения, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Целью современного образования должно стать формирование личности, нацеленной на здоровый образ жизни на основе развития таких качеств, как гигиеническая грамотность, способность умело реагировать на разные жизненные ситуации, связанные со здоровьем. Формировать потребность и желание заботиться о своем здоровье, основанное на занятиях физической культурой и спортом, ее ценностей, духовно нравственных норм и традиций. Формировать у школьников понятия: о правильном питании, сбалансированной диете, полезных пищевых продуктах, пользе регулярных физических упражнений. Когда каждый школьник будет связывать планы и перспективы своей жизни с крепким здоровьем, тогда мы можем говорить о современном образовании, направленном на сохранение и укрепление здоровья. Понятие «Здоровье» должно быть включено во все учебные предметные программы без их разрушения.
Процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми. Для того, чтобы управлять своим здоровьем, необходимо взять на себя ответственность за него, получить необходимую сумму медицинских и других знаний.
Психологический аспект здоровья характеризует нравственность. Нравственность определяет те действия, которые может предпринять для сохранения своего здоровья молодой человек. Если он обладает мудростью, мужеством, благоразумием положительными добродетелями, это позволяет сохранить здоровье, реализовать себя в жизни, строить добрые гармоничные отношения с людьми и самим собой. Гордыня, гнев, зависть, жадность, лень - отрицательные пороки ведут к разрушению организма, жизни, отношений с людьми, а следовательно, нарушают процесс полноценного развития и жизнедеятельности. Следовательно, игнорируя нравственные законы, мы разрушаем самих себя.
На основании выше изложенного можно сделать следующий вывод.
Образование должно быть ориентировано на духовно-нравственное развитие личности, на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью в рамках единой системы, направленной на сохранение личного и общественного здоровья. Приобщение школьников, студентов к культуре, духовным ценностям позволит сохранить здоровье и создать здоровьетворящее мышление. Недаром древние мыслители говорили: «Качество мыслей - основа нравственности, а здоровье - наибольшее достояние человеческой плоти».