Формирование умения учиться. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Формирование умения учиться.
Развитие логического мышления у детей
младшего школьного возраста
на уроках русского языка.
В начальной школе, должна быть выполнена основная часть работы по формированию умения учиться. Это предполагает не только овладение элементарными коммуникативными умениями и навыками (умение читать, писать, рассказывать и т.д., но и необходимое развитие интеллектуальных важнейших умений анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, абстрагирования и др.), обеспечение общего развития ребенка.
Школа должна готовить учащихся к самообразованию, сформировать у них постоянную потребность в пополнении и обновлении знаний, их активном использовании в учебной и трудовой деятельности. Школа должна научить мыслить, мыслить самостоятельно, творчески. А в условиях развивающего обучения это значит не только воспитывать потребность в знаниях, вооружать учащихся системой знаний, умений и навыков, но и современными способами познания.
По мнению преподавателей, для дальнейшего успешного обучения учащимся, приходящим из начальной школы в среднее звено, недостает следующих качеств:
развития речи (на это указывают 70% опрошенных учителей);
техники чтения;
памяти (отмечают 53% опрошенных учителей);
внимания (33% опрошенных);
самостоятельности (23% опрошенных);
наблюдательности;
организованности;
способности сосредоточиться;
обязательности;
познавательного интереса (18% опрошенных);
старания;
желания преодолевать трудности в учебе.
Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями.
Начиная обучаться в школе должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Если учащиеся 1-2 классов отмечают, прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то к третьему классу школьники уже больше опираются на знания, представленные в процессе обучения.
Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие, находить связи между понятиями.
Если ученик 1-2 класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную, то ученик 3-4 класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию. Аналитическая деятельность учащегося 3-4 класса должна основываться на представлениях и понятиях. Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями.
Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.
К окончанию 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выделение и других связей между явлениями и понятиями; противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.
К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебе. Сначала у первоклассников формируется интерес к самому процессу учебной деятельности. Затем формируется интерес к результату своего труда. После возникновения интереса к результатам своего учебного труда у детей формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
Это связано с переживанием школьниками чувства, удовлетворения от своих достижений. И, конечно, если ребенок на уроке хоть на шаг продвинулся в решении логической задачи, чувство гордости охватывает его.
Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств; общая недостаточность воли; капризность, упрямство. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа.
К окончанию начальной школы у ребенка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность.
Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки, не поддаваться импульсам, растет настойчивость.
В целом за время обучения ребенка в начальной школе у него должны сформироваться следующие качеств: произвольность, рефлексия, мышление в понятия, успешное освоение программы; основные компоненты учебной деятельности, качественно новый более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Все эти психические процессы развиваются успешно только параллельно с развитием у детей операций логического мышления.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
Мышление по правилам, то есть логическое, лежит в основе не только математических, но и грамматических задач. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым строятся отношения между любыми предметами. Логическое мышление следует тренировать.
Уроки русского языка тоже могут и должны содержать логические упражнения и задачи. Практика проведения уроков, содержащих логические задания показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по другим учебным дисциплинам.
Во время таких уроков приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Это существенно облегчает обучение детей. Потому для решения логических задач необходимо использовать каждый урок.
Задание 1.
Разгадай слово из 5 букв. Чтобы разгадать слово возьмите:
Яблоко | - 3-ю согласную из 1-го слова.
Вишня | (……..) ? - 3-ю согласную из 2-го слова.
Слива | - 1-ю гласную из 3-го слова.
Груша | - 1-ю согласную из 4-го слова.
Арбуз | - 1-ю гласную из 5-го слова.
Подбери к этому слову родственное слово, чтобы оно отвечало на вопрос «какой?»
Задание 2. Кроссворды
К О РК А Придумайте слова и впишите их по клеткам. Количество клеток соответствует количеству букв в слове.
г г г г
Б И Б Л И О Т Е К А
Т РА К Т О РЗадание 3. Буквенные матрицы.
Буквенные матрицы бывают разного вида и задания к ним разнообразные.
А)
1 2 3
4 м е д
5 о у к
6 рт ц
--Составь слово по адресам букв:
1 2 3 1 2 3
4 5 4 6 4 6 ( м у д р е ц ) --Полученное слово разбери фонетически.
Б)
а о у ю е
б 1 2 3 4 5
г 6 7 8 9 10
д 11 12 13 14 15
ж 16 17 18 19 20
-Придумай как можно больше слов, которые бы начинались с шифра клетки № 1( ба- баран, барабан …).Которые бы начинались с шифра клетки № 13 и это были существительные 1 склонения (ду- дудочка, душа, дума …)
В)
Члены предложения Ч А С Т И Р Е Ч И Существ. Местоимение Прилагат. Глагол Наречие
Подлежащащее1 2 3 4 5
Сказуемое 6 7 8 9 10
Определение 11 12 13 14 15
Дополнение 16 17 18 19 20
Обстоятельство 21 22 23 24 25
-Придумайте и напишите предложение по шифру: 9, 13, 1
( Наступила холодная зима.)
-Придумай и подчеркни главные члены предложения, если его шифр:
2, 25, 9, 16
( Она крепко сковала реки.)
Задание 4. Догадайся, какой слог пропущен. Допиши слова, сколько в них слогов?
Мо…ко бу…ник че….век та…ка са…лёт
Задание 5. Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.
Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав-то-мо-биль).
Даны слова: урожай, почемучка, садовник.
Из первого слова возьмите первый слог, из второго- второй, из третьего- третий. Запишите слово (у-че-ник).Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.
Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:
1) автомобиль, тормоз (ав-тор)
2) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)
3) молоко, нерест, таракан (мо-не-та)
4) кора, лото, боксёр (мо-не-та)
5) баран, рана, ,банщик (ба-ра-бан)
Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:
1) соловей, (ло-то)
2) змея, рама (я-ма)
3) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)
4) укор, бузина, тина (кор-зи-на)
5) поворот, пороша, канава (во-ро-на)
Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:
1) мебель, ружьё (бель-ё)
2) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)
3) лиса, бельмо, буклет (са-мо-лёт)
4) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт)
5) молоко, реле, берет (ко-ле-со)
6) смола,cлеза, берет (ла-за-рет)
Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:
1) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)
2) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)
3) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)
4) косари, заморозки, лётчик (са-мо-лёт)
5) мука, рагу, диван (ка-ра-ван)
6) карта, паутина, налёт (кар-ти-на)
7) вода, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)