Рабочая программа Театральная студия
Пояснительная записка
Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом – плачет, смеётся, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и плодотворно жить. Это будущее – наши дети
Они взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить смогут, если мы сегодня поможем развиться из способностям и талантам. Талантливые люди – главное богатство общества. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Искусство призвано помочь развить в нём это качество. Работа над художественным словом в театральной студии, сценическая игра, встречи с интересными людьми, актёрами, посещение театра – всё это будет способствовать формированию творческой личности, самовыражению, приобретению навыков публичного поведения, решению характерологических конфликтов, снятию психологического напряжения.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.
Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка,
обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Основная образовательная программа ООО МБОУ «Полевской лицей»;
Программы формирования универсальных учебных действий;
Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года, рег.№19993.
Цель: Формирование творческой индивидуальности обучающихся
Задачи:
Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы всего коллектива
Организационные условия реализации программы
Программа составлена на 70 часов ( 2 часа в неделю), рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 5 классов. В студию принимаются дети по интересу, без предъявления специальных требований, по заявлению родителей.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами:
принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении)
принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям)
принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся)
принцип коллективизма ( способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)
принцип междисциплинарной интеграции (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
принцип креативности (предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности)
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
групповые
игровые
индивидуальное и проблемное обучение
педагогика сотрудничества
Реализации этих технологий помогают следующие формы:
Теоретические и практические занятия
Индивидуальные, групповые, коллективные
Театральные игры
Беседы
Тренинги
Экскурсии в театр
Спектакли
Праздники
Методы:
Репродуктивный
Иллюстративный
Проблемный
Эвристический
Наблюдение
Упражнение
Поощрение
Объяснение
Личный пример
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Проектор
МД и СД– диски
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
Элементы костюмов для создания образов
Сценический грим
Ожидаемые результаты
К концу года занятий обучающиеся:
Имеют понятие:
О театре и его видах
Об элементарных технических средствах сцены
Об оформлении сцены
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеют:
Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
Образно мыслить
Концентрировать внимание
Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретают навыки:
Общения с партнером
Элементарного актёрского мастерства
Образного восприятия окружающего мира
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
Коллективного творчества
Учебно-тематический план
№ п/п
Дата планируемая
Дата
фактическая
Тема занятия
Количество часов
Примечания
1
Вводное занятие. Знакомство с коллективом, программой студии, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности
Основы театральной культуры (6 часов)
2
Понятие о театре. Виды театра. Отличие театра от других видов искусства. Зарождение театра.
3
Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра»
4
Оформление и технические средства сцены. Русский театр.
5
Культура поведения на сцене и в зрительном зале
6-7
Экскурсия в театр кукол.
Культура и техника речи ( 14 часов)
8
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор. Упражнения «Дышим правильно», «Паровоз»
9
Работа над органами артикуляции и знакомство с нормами орфоэпии. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице»
10
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Игра «Сочини анонимку!
11
Работа над дикцией. Игры «Подбери рифму», «Сочини сказку»
12
Работа над дикцией. Игры «Сочини рассказ «Жизнь замечательных вещей», «Сочини рассказ про одну букву»
13
Работа над дикцией и развитием внимательности. Игры со словами «Логориф», «Отгадай слово!», «Летает, не летает!»
14
Игры со словами, развивающие связную образную речь: «Сочини акростих», «Сочини метаграмму», «Сочини анаграмму», «Разгадай анаграмму»
15
Работа со словом и умением мыслить нестандартно. Игра «Новый характер у старой сказки»
16
Сценические этюды на воображение: «Необычная декламация», «Необычный гимн»
17
Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Рекламный ролик»
18
Освоение предлагаемых сценических заданий. Игра «Фестиваль одной песни»
19
Освоение предлагаемых обстоятельств. Игра «Киножанры»
20
Освоение сценического пространства. Игры «Звукоподражатели»
21
Работа над образом. Игра «Войди в образ».
Ритмопластика ( 10 часов)
22
Тренировка ритмичности движений. Игры «Походка», «Превращение»
23
Совершенствование осанки и походки. Ритмическая игра «Я правильно двигаюсь»
24
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени»
25
Пластические упражнения «Производственная гимнастика», «Бодибилдинг»
26
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Игры «Знакомство», «Зеркало»
27
Развитие наблюдательности. Сценические этюды «Два дела одновременно», «Муки творчества».
28
Театральный тренинг. Игры «Звукооператор», «Театральный режиссер»
29
Обыгрывание элементов костюмов. Игра «Войди в образ»
30
Имитация поведения животного. Игра «Великие укротители»
31
Работа над координацией движений. Игра «Очередь». Упражнения для развития гибкости
Театральная игра ( 39 часов)
32
Знакомство со сценарием сказок «Колобок», «Теремок», «Золотой ключик». Обмен впечатлениями.
Пересказ детьми сюжета пьес с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
33
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция). Выразительное чтение сказок по ролям. Деление на логические отрывки.
34
Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.
35-36
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Работа над образом, обсуждение героев, их характеров, внешности.
37-38
Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
39
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
40
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
41
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
42-43
Индивидуальная подготовка главных исполнителей
44
Подбор музыки. Разучивание песен и танцев
45-47
Коллективное изготовление декораций, костюмов.
48
Репетиция спектакля «Колобок»
49
Генеральная репетиция. Оформление сцены.
50-51
Подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления
52-53
Премьера спектакля
54-55
Праздник первого спектакля. Анализ выступления.
56-57
Репетиция спектакля «Теремок»
57-58
Генеральная репетиция. Оформление сцены.
60-61
Подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления
62
Премьера спектакля
63
Анализ выступления.
64-65
Репетиция спектакля «Золотой ключик»
66-67
Генеральная репетиция. Оформление сцены.
68
Подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления
69
Премьера спектакля
70
Анализ выступления.
Использованная литература
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 615