Программа внеурочной деятельности в 1-4 классах «Театральная студия «Лучики» Классы 1-е – 4-е 2015 – 2016 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Театральная студия «Лучики»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
для младших школьников разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования второго поколения .
Программа разработана учителем начальных классов
МКОУ «Среднеикорецкая СОШ»
Владимировой Юлией Анатольевной..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа театральной студии «Лучики» разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школы.
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Курс рассчитан на 2 года обучения в начальной школе по 2 часа в неделю, 68 часов в год в 1-4 классах.
Паспорт программы
2.Цель:воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
3.Задачи:
опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться клюбой работе.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и вначальной школе даются общие представления о его специфике.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
4. Формы проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
5.Разделы программы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр театральных постановок.
5. Наш театр.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№ п/п Тема раздела Форма Уровень
Ожидаемый воспитательный результат
1 «Мы играем – мы мечтаем!» игра II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
2 Театр беседа I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
экскурсия I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
3 Основы актёрского мастерства изучение основ сценичес-кого мастерства I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
актёрский тренинг II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
4 Просмотр спектаклей в театрах и на видеодисках просмотр спектакля I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
беседа I уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
иллюстри-рованиеI уровень
Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
5 Наш театр мастерская образа II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
мастерская костюма, декораций II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
инсцениро-вка, постановка спектакля II уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
выступле-ниеII уровень
Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
\
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мы играем – мы мечтаем! Игры,которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр театральных постановок. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения (68 часов)
№ п/п Тема
Количество часов
Всего Теория Практика
Основы театральной культуры 10 – 10
1 Вводное занятие. Знакомство с коллективом, программой студии, правилами поведения, с инструкциями противопожарной безопасности 1 1
2 Понятие о театре. Виды театра. Отличие театра от других видов искусства. 1 1
3 Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» 1 1
4 Оформление и технические средства сцены 1 1
5 Культура поведения на сцене и в зрительном зале. Выбор песни для представления на день учителя. 1 1
6 Разучивание песни
для представления на день учителя 3 3
7 Конкурс налучшегоисполниселя песни 1 1
8 Виртуальная экскурсия в Большой театр. Репетиция миниатюр 1 1
Раздел «Мы играем – мы мечтаем!» 1-2 Игры на развитие внимания и воображения. 2 – 2
3-6 Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» 8 – 8
11-16 Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.
«Муха-Цокотуха».
«Тараканище».
«Айболит».
«Бармалей».
«Мойдодыр».
«Чудо-дерево». 6 – 6
17-18 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 2 – 2
Раздел «Наш театр» 15 – 15
19-33
Инсценирование сказок Корнея Чуковского.
«Муха-Цокотуха».
«Айболит».
Отчётные спектакли.
15 – 15
Итого 33 Итого 33 – 33
2 год обучения (68 часов)
№ п/п Тема
Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел «Театр» 6 4 2
1 Дорога в театр. 1 2 -
2-4 В театре. 3 - 2
5-6 Как создаётся спектакль. 2 2 –
Раздел «Основы актёрского мастерства» 5 1 4
7-11 Мимика. Пантомима. 5 1 4
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках» 5 – 5
12-14 Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках.
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Чиполлино и его друзья».
3 – 3
15-16 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. 2 – 2
Раздел «Наш театр» 18 – 18
17-22 Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 6 – 6
23-28 Работа над спектаклем «Снежная Королева». Отчётный спектакль. 6 – 6
29-34 Работа над спектаклем по сказкам А.С Пушкина. Отчётный спектакль 6 – 6
Итого 34 Итого 34 5 29