Программа социального воспитания «Арт — пространство» (Вокальная студия «Звонкие голоса»)

Рассмотрено на педсовете Утверждаю
Протокол №2 от 05.10.2013г. Директор МБОУ СОШ №83
______ Соловьёва Н.Н.
Приказ№ от


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Ульяновска





Программа социального воспитания

«Арт - пространство»
(Вокальная студия «Звонкие голоса»)

Срок реализации программы: 2013-2018 г.г.





Составила:
учитель музыки
Айзатулова Р.М.





Ульяновск, 2013 год
 
 
 
Содержание:


1.Пояснительная  записка
 
2. Концепция программы
 
   2.1  Цель программы
   2.2  Задачи программы
   2.3  Принципы педагогического процесса при реализации программы
2.4 Методы программы
2.5 Критерии эффективности программы:

  
3. Содержание программы
 
  3.1 Формы и режим занятий.
  3.2 методы обучения:
3.3 Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
3.4 Ожидаемые результаты, способы их проверки и формы проведения итогов
реализации программы.
3.5 Учебно-тематический план.



4.Оценка эффективности реализации программы

4.1  Контроль за реализацией программы.


5.Приложения:

5.1 Диагностическая карта чувственно-эмоционального отношения обучающегося по программе «Вокальная студия «Звонкие голоса!»
5.2 Вопросы анкеты:

 



Пояснительная записка
Музыкальное воспитание школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблема активизации музыкально-нравственного воспитания школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к вопросам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о прекрасном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания.
Конечно, искусство как сфера сущности человека, его жизни и деятельности, как сфера наиболее полного выражения, прекрасного остаётся важнейшим объектом нравственности.
Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.
Опыт работы школ Российской Федерации показывает необходимость сосредоточения усилий учителей музыки, ведущих уроки музыки, на дальнейшем совершенствовании музыкального воспитания в аспектах формирования всесторонне развитой личности, становления высокого уровня музыкальности школьников в общеобразовательной школе, активизации музыкально-творческих проявлений музыкально - слаборазвитых детей, нравственного воспитания школьников средствами музыкального искусства.
Музыка – это искусство, которое обладает наибольшей силой эмоционального влияния на человека, а поэтому служит одним из важных средств формирования высоких нравственных качеств личности.
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Таким образом, музыкальное воспитание должно рассматриваться как важная составная часть нравственного просвещения и образования.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает  в мир классической поэзии и драматического искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Новизна программы:                                                                                                                               Особенность программы  в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.                                                                              В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы:
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться, голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Практическая значимость программы состоит в том, что программа позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. К обучающимся, занимающимся в «Вокальной студии «Звонкие голоса!», приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развить свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения. Посещение «Вокальной студии «Звонкие голоса!» это еще и занятость детей и подростков различными формами организованного отдыха. Реализация программы предоставляет соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого обучающегося. Программа предусматривает межпредметные связи с мировой художественной культурой, литературой, сценическим искусством.

Концепция программы
Ключевой идеей Программы является создание условий, обеспечивающих развитие способностей в области музыкального образования каждого ребенка. В условиях решения стратегических задач модернизации образования важнейшими качествами выпускника школы становятся способность творчески мыслить, инициативность, находить нестандартные решения, готовность обучаться. Для этого необходимо развивать творческую среду через практику дополнительного образования, в том числе и музыкального.
Цель программы:
создать условия для самореализации обучающихся в области музыкального эстетического искусства и развитие творческих способностей детей школьного возраста средствами музыкального искусства. Создание условий для формирования музыкально-творческих способностей детей школьного возраста через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности.
Задачи программы: 1.Способствовать раскрытию творческих способностей, стимулировать общественную активность обучающихся; 2. Развитие слуха и голоса детей. 3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. 4. Приобщение учащихся к вокальному искусству, формирование голосового аппарата. 5. Содействовать популяризации «Вокальной студии «Звонкие голоса!», и ее участников .
Принципы педагогического процесса при реализации программы: 1) личностный подход в воспитании: ·
Каждый ребенок музыкант
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; - добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2) природосообразность воспитания:
- обязательный учёт возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3) гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- создание ситуации успеха;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
- воспитание толерантной личности;
4) дифференциация воспитания:
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках программы;
- активное участие детей во всех видах деятельности;
- дополнительные занятия музыкой в дальнейшем помогут школьникам при изучении
фонетики русского и иностранных языков, они полезны для формирования интеллектуальной грамотности, развития артикуляционного аппарата, повышения скорости и техники чтения.
5) социализация (связь с ДК « 1Мая», работа с родителями).
6) Не менее важным для сплочения коллектива является работа с родителями (воспитательная работа), которая включает в себя проведение тематических вечеров, обсуждение проведённых представлений, собрания-концерты для родителей, лектории и т.д.

Программа предусматривает использование следующих методов:
-метод приучения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке музыкальных навыков (способностей);
-метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям;
-метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально–положительное
отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве;
-метод убеждения, средствами театрального искусства
(разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.).

Критерии эффективности программы:
- постановка реальных целей и планирование результата программы;
- благоприятный психологический климат в коллективе студии;
- удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности и формами работы;
- творческое сотрудничество педагогов и детей;
- желание участвовать в работе вокальной студии в последующие годы;




Ожидаемые результаты по окончании реализации программы:
- увеличение количества участников вокальной студии; - обогащение духовного, интеллектуального мира обучающихся; - самореализация обучающихся, раскрытие их творческого потенциала;
Главный из ожидаемых результатов:
- развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков.

Программа рассчитана на учащихся от 6 до 16 лет. Продолжительность образовательного цикла 3 года.



Содержание программы

Формы и режим занятий.
Особенность программы «Вокальная студия «Звонкие голоса!» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, при этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году – 72 занятия,  144 часа: коллективные, малыми группами, индивидуальные. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов. Занятие-постановка, репетиция отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии . Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом  правильной манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.


Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано.
4. Музыкальный центр, компьютер, телевизор.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Нотный материал, подборка репертуара.
7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Ожидаемые результаты, способы их проверки и формы проведения итогов реализации программы.

Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия,);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. 

Третий год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом);
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

Учебно-тематический план
(1 год обучения)

Тема
Всего
Теория
Практика
Форма контроля

1.
Вводное занятие.
2
2
-


2.
Вокально – хоровая работа
26
6
20


3.
Лирические песни.
8
1
7
Характеристика произведения.

4.
Основы музыкальной  грамоты.
18
4
14


5.
Просмотр видеозаписи выступления детей.


2


2


-


6.
Концертно – исполнительская деятельность.

22

4

18
Опрос по теории и анализ выступлений.

7.
Работа над вокалом.
36
6
30


8.
Работа над подготовкой к праздничным концертам , итоговой аттестации.


30


4


26

Опрос по теории ; итоговый концерт.


Всего:
144
29
115








Содержание программы
(1-го года  обучения) .
Вводное занятие (2 часа).  Знакомство с программой и планами работы объединения на учебный год. Проводится инструктаж по ТБ и ПБ, о чем делается соответствующая запись в журнале работы объединения.
Вокально-хоровая работа (26 ч.)
Теория(6 ч.)  Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки.
Практика(20 ч.).  Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание».
Певческое дыхание – как основа  вокально – хоровой техники. Цепное дыхание. Упражнения для достижения навыка цепного дыхания. Вокализ. Упражнения для выработки чистого исполнения вокализа. Звукообразование. Связное пение. Дикция. Упражнения для четкости  дикции.
Лирические песни(8 ч.)
Теория(1ч.)  Особенности исполнения современных лирических песен.
Практика(7ч.)  Определение характера исполнения лирических песен, использование средств выразительности для передачи точности настроения и замысла композитора.
 Основы музыкальной грамоты(18ч)
Теория(4ч.)  Знание названия звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октава).Знаки альтерации: бемоль, диез, бекар.
Практика(14ч.)  Умение различать динамические и темповые обозначения как основные  средства музыкальной выразительности; тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас. Умение исполнять короткие музыкальные фразы на одном дыхании. Знание видов темпов: адажио, анданте, аллегро.
Просмотр видеозаписи выступления детей (2ч.)
Просмотр и анализ выступлений детей.
Концертно – исполнительская деятельность (22ч.)
Теория(4ч.)  Беседа о важности качественной подготовки к выступлениям; об этике поведения  во время поездки на концерт; беседы с родителями об эстетике внешнего вида детей.
Практика(18ч.)  Работа над составлением репертуара; работа над текстами песен; отработка навыков пользования микрофоном; навыков сценического мастерства; репетиции к концертам.
Работа над вокалом(36 ч.)
Теория(6ч.)   Беседы о необходимости укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального певческого развития.
Практика(30ч.)  На каждом занятии проводить хоровое сольфеджио, петь попевки по нотам; а капельное пение, сольное пение. Певческий диапазон первых голосов ДО первой октавы – РЕ(МИ) второй; вторых голосов: ЛЯ малой октавы – ЛЯ первой октавы. Упражнения для повышения интервала певческого диапазона.
Работа над подготовкой к праздничным концертам 8 Марта,  9 Мая, итоговой аттестации(30ч.)
Теория(4 ч.)   Выбор репертуара для исполнения на праздничных концертах. Беседа о значимости этих праздников и необходимости качественного выступления.
Практика(26ч.)   Умение  владеть  микрофоном. Работа над текстами песен. Отработка навыков сценической хореографии. Репетиции к концертам. Проведение итоговой аттестации с использованием устного опроса и практического задания.







Учебно-тематический план
(2 год обучения)

Тема
Всего
Теория
Практика
Форма контроля

1.
Вводное занятие.
2
2
-


2.
Вокально- хоровая работа
26
6
20


3.
Жанры вокальной музыки
16
4
12
Опрос по теории

4.
Основы музыкальной грамоты.
16
4
12


5.
Музыка других народов .Народное творчество.

18

2

16
Опрос по теории

6.
Концертно- исполнительская деятельность.

14

2

12


7.
Работа над вокалом.

26
6
20
Исполнение песни в унисон.

8.
Работа над подготовкой к праздничным концертам , итоговой аттестации.


26


4


22

Итоговый концерт.


Всего:
144
30
114



Содержание программы
(2-го года обучения).

1.Вводное занятие(2ч.)
Теория(2ч.)  Знакомство с программой на учебный год. Проведение инструктажа по ТБ и ПБ.
2.Вокально – хоровая работа(26ч.) 
Теория(6ч.)  Беседа  о необходимости регулярных занятий  вокалом.
Практика(20ч.)  Прослушивание голосов. Певческая установка. Дыхание. Распевание. Дирижерские жесты. Унисон. Вокальная позиция. Звуковедение.  Дикция.  Двухголосие. Работа с солистами. Сводные репетиции.
3.Жанры вокальной музыки(16ч.)
Теория(2ч.)  Знакомство с жанрами вокальной музыки. Терминологический словарь.
Практика(14ч.)  Опера. Кантата. Оперетта. Джаз. Романсы. Оратория.
4.Основы музыкальной грамоты(16ч.)
Теория(4ч.)  Знание  названий «тон», «полутон»,устойчивые и неустойчивые звуки.
Практика(12ч.)  Развивать ритмический, ладовый и тембровый слух. Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу. Громкость.
5.Музыка других народов. Народное творчество(18ч.)
Теория(2ч.)  Беседа о необходимости знать творчество других народов(Коми, Украины, Белоруссии).
Практика(16ч.)  Разучивание произведений народов  Коми, Украины, Белоруссии. Знакомство  с народной песней.
6.Концертно – исполнительская деятельность(14 ч.)
Теория(2ч.)  Беседа  о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности.
Практика(12ч.) Репетиции на сцене. Работа над технической  отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара.
7.Работа над вокалом(26ч.)
Теория(6ч.)   Охрана голоса. Способы реабилитации после перенесенных простудных заболеваний.
Практика(20ч)   Пение мягким округлым нефорсированным  звуком. Упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Пение аккордов и различных ступеней гаммы. Импровизация.
8.Работа хора над подготовкой к праздничным концертам 8 Марта, 9 Мая, итоговой аттестации(26ч.)
Теория(6ч.)   Объяснение технического устройства сцены, образование и направление звука. Сценический этикет.
Практика(20ч.) Работа над репертуаром к выступлениям. Работа над текстами. Отработка входа и выхода со сцены, владение сценической хореографией, эстетика внешнего вида и этика поведения во время выступления. Работа с солистами. Работа по группам. Анализ выступлений после каждого концерта.

Учебно-тематический план
(3 год обучения)

Тема


Всего
Теория
Практика
Форма контроля

1.
Вводное занятие

2
2
-


2.
Вокально-хоровая работа

26
4
22


3.
Творчество композиторов- классиков 18 века.


10

4

6
Опрос по теории

4.
Основы музыкальной грамоты

16
4
12


5.
Творчество современных композиторов.


20

2

18


6.
Концертно – исполнительская деятельность.


14

2

12


7.
Работа над вокалом.


28
4
24
Исполнение  длинных фраз на одном дыхании.

8.
Работа над подготовкой к праздничным концертам , итоговой аттестации.


28


4


24

Опрос по теории; итоговый концерт.


Всего:

144
26
118



Содержание программы
(3-го года обучения).

1.Вводное занятие(2ч.)
Теория(2ч.)   Знакомство с программой на учебный год. Инструктаж по ТБ и ПБ. Правила пользования  аудио и видеоаппаратурой.
2.Вокально – хоровая работа(26ч.)
Теория(4ч.)    Беседы о необходимости укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального певческого развития.
Практика(22ч.)   Прослушивание голосов. Распевание. Дыхание. Унисон. Вокализ. А капелла. Вокальная позиция. Дикция. Звуковедение. Работа с солистами. Сводные репетиции.
3.Творчество композиторов – классиков 18 века(10ч.)
Теория(4ч.)  Знакомство с творчеством Рахманинова С.В., Мусоргского М. П., Штрауса.
Практика(6ч.)  Слушание в записи произведений композиторов. Умение  видеть развитие музыкальной мысли в произведении. Определение средств выразительности, используемые композитором.
4.Основы музыкальной грамоты(16ч.)
Теория(4ч.)    Знание понятий «метр», «темп», «крещендо», «кантилена» , знание знаков альтерации. Тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Практике(12ч.)    Закрепление навыков одновременного начала и окончания пения; соблюдение правил  пения и охраны голоса( петь естественно, правильно дышать при пении; ясно выговаривать слова).Ясно, грамотно произносить текст, петь, соблюдая ритмическую четкость и ясность дикции в песнях. Чисто и выразительно исполнять песни хором.
5.Творчество современных композиторов(20ч.)
Теория(2ч.)   Знакомство с творчеством современных композиторов.
Практика(18ч.)   Разучивание  детских  песен, песен о Родине, о любви. Работа с текстами.
6.Концертно – исполнительская деятельность(14ч.)
Теория(2ч.)   Беседы о важности серьезного полхода к систематическим репетициям перед выступлениями на концертах.
Практика(12ч.)   Отработка навыков входа и выхода со сцены, владение сценической хореографией, эстетика внешнего вида и этика поведения во время выступлений. Регулярные упражнения – распевания для закрепления различных умений и навыков.
7.Работа над вокалом(28ч.)
Теория(4ч.)   Беседа о современности исполнения песен под караоке; способах выбора необходимой тональности.
Практика(24ч.)    Упражнения для отработки навыков сценического мастерства; сценическая хореография и пластика. Приемы для выработки непринужденности и раскрепощенности при выступлении. Повторение и закрепление навыков  дыхания, звукообразования, артикуляции, дикции. Правильная вокализация, унисон. Пение аккордов и различных ступеней гаммы. Импровизация. Работа с солистами.
8.Работа хора над подготовкой к выступлениям на концертах к 8 Марта, 9 Мая, итоговой аттестации(28ч.)
Теория(4ч.)   Беседа о серьезности подготовки к праздничным концертам. Беседа об эстетике внешнего вида, об этике поведения.
Практика(24ч.)    Подготовка репертуара к выступлениям, работа над текстами песен, подготовка сценических костюмов. Работа над сценической хореографией, пластикой.

Контроль за реализацией программы:
Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.
Содержание контроля: оценке и контролю результатов обучения подлежат:
-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно стимулирующий и корригирующий характер.


ПРИЛОЖЕНИЯ:

I.Диагностическая карта чувственно-эмоционального отношения обучающегося по программе «Вокальная студия «Звонкие голоса!» Выбери ответ соответствующий твоему настроению. Подчеркни его. 1. Когда я встречаю своего педагога в школе а) радуюсь встрече с ним б) стараюсь не смотреть ему в глаза в) другое (опиши) 2. Когда я занимаюсь в вокальной студии . а) радуюсь встрече с миром «прекрасного» б) иду, потому что надо идти в) другое (опиши) 3. Когда я вхожу в кабинет музыки а) у меня поднимается настроение б) чувствую себя, как в обычном классе в) другое (опиши) 4. Когда я слушаю звуки музыки на занятиях а) откликаюсь на её настроение б) не испытываю ничего особенного в) другое (опиши) 5. Когда я пою сам а) получаю от этого удовольствие б) не всегда пою с желанием в) другое (опиши) 6. Когда на уроке я знакомлюсь с музыкальной грамотой а) слушаю учителя с интересом б) понимаю, но не всё в) другое (опиши) 7. Когда на занятиях музыкальные ребусы, кроссворды, загадки а) мне это нравиться б) мне всё равно в) другое (опиши) 8. Когда дают возможность поиграть на музыкальном инструменте а) играю на нём с удовольствием б) смотрю, как играют другие ребята в) другое (опиши) 9. Когда учитель объявляет о предстоящем концерте, конкурсе (дополни).. а) я жду от этого урока чего-то нового б) пойду, как на обычное мероприятие в) другое (опиши).








II. Вопросы анкеты:
1.Хотелось ли тебе посещать занятия в вокальной студии? 2. Можешь ли назвать себя любителем музыки? 3. Какую музыку ты любишь слушать? (классическую, современную, русскую, зарубежную, народную). 4. Сочинял ли ты когда-нибудь музыку? (если сочинял, то как часто, какую). 5. Рисуешь ли ты свои музыкальные впечатления? 6. Можешь ли придумать музыкальную сказку? (про кого ты сочинял или сочинил бы сказку, или про что, на какую тему). 7.Твой любимый композитор? 8. Любимые произведения? 9.Играешь ли ты на музыкальных инструментах? Каких? 10.Любишь ли участвовать в концертах? 11.Что ты больше любишь: слушать музыку, сочинять ее, исполнять? 12.Можешь ли придумать движения под музыку? 13.Меняется ли твое настроение, когда ты слушаешь музыку? 14.Какие музыкальные выразительные средства знаешь? 15.Что тебе больше нравится делать в вокальной студии: играть, петь, выступать, участвовать в различных мероприятиях, конкурсах, быть ведущим, ? (выбери нужное).




Заголовок 1iђ Заголовок 315