Рабочая программа по внеурочной деятельности Вокальная студия 1-2 год обучения
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Вокальная студия» по общекультурному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009, закона «Об образовании» Российской Федерации от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ, с ООН НОО Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №17 имени А.А.Герасимова
При составлении рабочей программы были изучены следующие документы:
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
Назначение программы; актуальность и перспективность
Обеспокоенные духовным обнищанием подрастающего поколения, учёные, педагоги, воспитатели заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Среди многих средств решения этой задачи особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека. Психологи и музыковеды признают, что произведения музыкального искусства обращаются к человеческой личности в целом. Благодаря неповторимому характеру музыкальных образов, их яркой эмоциональной окрашенности, эстетическим переживаниям, вызываемым музыкой, представления и убеждения, идеалы и устремления, воспринятые через музыкальное искусство, способны захватить человека с особенной полнотой и силой. Этим в большей мере определяется социальная ценность музыкального искусства, его воспитательная и преобразующая роль. Открывая внутренний мир личности, музыка приобщает нас к наиболее развитым формам жизнедеятельности в личностном и социальном планах. Нет такой стороны в развитии ребёнка, в которую музыка не могла бы внести те или иные существенные черты. При благоприятном ходе музыкального обучения пробуждаемое музыкой творческое начало постепенно проникает в различные стороны жизни ребёнка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение, отношение, что особенно ярко наблюдается в певческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Место и роль программы в образовательной программе школы
Программа «ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет, имеющих интерес к певческой деятельности
Реализация программы рассчитана на 4 года начального образования. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Количество часов: 1 кл – 66 ч., 2 – 3 кл. – 68 ч.
Продолжительность одного занятия: в 1 классе - 30 - 35 минут, 2 – 3 классы -45 минут
Место проведения занятий – учебный кабинет, актовый зал.
Основная цель:
- формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи внеурочной деятельности:
Познавательные
Формировать первичные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
Совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;
Формировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Использовать музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Знакомить с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
Воспитательные
Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Развивающий
Развивать творческие способности младших школьников
Сформировать потребности в общении с музыкой
Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива
Хоровое пение – это практическая работа над развитием музыкальных способностей детей.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
Чтобы научиться пению, необходимо многое: общая культура, специальные знания. Необходимо учить ребёнка накапливать слуховые впечатления, развивать вокальные навыки, работать над строем, ансамблем, над исполнением вокального произведения. Научить ребёнка пользоваться своим голосом, почувствовать его, сформировать у детей осознанные навыки выразительного пения, привить интерес к пению, музыке. Методы постановки голоса и выразительного пения, развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. Занятия способствуют развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей.
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поисковой деятельности, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.
Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных действий, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Пути реализации программы:В работе с детьми:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
Широкое включение песни в повседневную жизнь
Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.
Привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе музыкального руководителя:
Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
Участие в концертной деятельности учащихся.
Обзор новой методической литературы.
Накопление материала, аудио — записей для использования на занятиях.
Общая характеристика внеурочной деятельности
В основу деятельности взяты следующие педагогические технологии: индивидуальный подход; педагогика сотрудничества; компьютерные технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественно-педагогические принципы обучения:
- духовность;
-личностное ориентирование;
-образность;
-интерес и увлечённость;
-связь с жизнью;
-креативность;
-эмоциональное насыщение;
-вариативность и свобода выбора.
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности:
- сольное и ансамблевое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Используемые методы и приемы ВД:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (мультимедиа);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- методические ошибки.
-игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности
-музыкальное сопровождение
Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.
Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.
Построение работы определяется в несколько этапов:
1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.
2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики
3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.
4. Приобщение детей к концертной деятельности.
5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.
6. Использование элементов ритмики, как одного из способов
7. Развитие творческих способностей обучающихся.
Формы занятий.
Программа предполагает различные формы занятий: репетиционные, постановочные, информационные:
Занятие-беседа, где излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими, музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;
Практическое занятие, на котором осваиваются основы музыкальной грамоты, разучиваются песни, танцевальные движения, музыкальные игры (музыкально-дидактические, песенные, речевые, игры с именами, сюжетно- ролевые на бытовые и профессиональные сюжеты, сюжеты из жизни детей и героев сказок, игры- импровизации. кроссворды, викторины, "Угадай мелодию", "Юный композитор").
Занятия-постановки, где отрабатываются концертные номера, составляются сценарии выступлений; творческие мастерские.
Слушание и анализ музыкальных произведений
Занятие-концерт – выступление на праздниках, концертах, школьных и внешкольных мероприятиях;
Занятие-экскурсия – посещение выставок, праздников города, участие в конкурсах и фестивалях, музыкальные путешествия.
Также предусмотрены концертные выступления, участия в конкурсах и внеурочная деятельность в школе и социуме.
Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.
Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы
Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Содержание программы
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении основных видов музыкального искусства: фольклора, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Освоение музыкального материала, включённого в программу, формирует музыкальную культуру, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп - культуры в средствах массовой информации.
В сферу исполнительской деятельности воспитанников входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование песен; постановка музыкальных сказок.
Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения. Искусство пения – искусство души и для души. Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека. «Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности.
Вокально-хоровая работа.
На протяжении всего года ведётся работа на основе классического распевания, используются попевки, скороговорки, упражнения на развитие дикции. Постоянно, ведётся работа над певческим дыханием (цепное) по методике А. Стрельниковой. Разучивание песенного репертуара соответствует тематическому планированию.
1.Знакомство с голосовым аппаратом. Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом. Знакомство с детьми, изучение способности к пению. Координационно-тренировочные занятия. 2. Певческая установка. Унисон. 3. Дикция (1 час): Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок 4. Работа в ансамбле Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость. Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность работы над звуком. 1. Работа над репертуаром; 2. Разучивание распеваний; 3. Работа над чистотой интонации; 4. Определение примарной зоны звучания; 5. Работа над мелодическим слухом; 6. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы; 7. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы; 8. Работа над расширением певческого дыхания; 9. Совершенствование дикции; 10. Выявление тембров; 11. Работа над ритмическим слухом; 12. Работа над расширением диапазона; 13. Работа над художественным исполнением произведений.
Музыкальная грамота.
Предлагается знакомство с музыкально-выразительными средствами (лад, ритм, мелодия, регистр, динамические оттенки), музыкальными формами и музыкальной терминологией, музыкальными жанрами.
1.Дирижерский жест 2.Основы музыкальной грамоты: Ровно 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот. Мелодия – душа музыки. Тембр – окраска звука. Лад. Мажор. Минор. Ритм – основа жизни и музыки Темп – скорость музыки
Динамика – сила звука 3.Пластическое интонирование (4 час) П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков». 4.Импровизация: элементы импровизации в детском исполнении; сочинение мелодий на заданный текст детских поэтов.
Постановка музыкальных сказок.
Предполагается постановка несложных музыкальных сказок, соответствующих возрасту и подготовки воспитанников.
В процессе работы программа предусматривает изменение музыкального материала. Это зависит от возможностей детей и степени их подготовленности. Так же может измениться время и дата проведения занятия, в зависимости от календарных праздников и каникулярного времени.
Концертно-исполнительская деятельность
Это результат, по которому оценивают всю работу вокального кружка. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты. 1.Подготовка к концертным выступлениям Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль – воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа». 2.Праздники, выступления, конкурсыПланируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Программа позволяет добиться следующих результатов.
Личностных:
Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства;
Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
Участие в музыкальной жизни класса, школы, села, района;
Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Матапредметных:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкального произведения;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Предметных:
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
Понимание элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
Продуктивно сотрудничать с участниками объединения при решении различных музыкально-творческих задач;
Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Предполагаемые результаты реализации рабочей программы
Прогнозируемый результаты:
освобождение от психологической и физической скованности в обстановке группового общения
запуск механизмов рефлексии: чуткости, одухотворения
обретение коммуникативных навыков игрового и учебного взаимодействия
петь естественным голосом, без напряжения, не спеша, выразительно
уметь во время пения сохранять правильную певческую установку
отличать звуки по высоте и длительности
брать дыхание между короткими музыкальными фразами
пение простых попевок и песенок с как можно точным воспроизведением мелодии на 1-3 нотах
внятное произнесение слов
различать на слух правильное и неправильное пение
вместе начинать и заканчивать пение
вспомнить и спеть выученную песню
петь с группой и самостоятельно
умение слушать музыкальное произведение до конца, воспринимать то, о чем рассказывает музыка
сопоставление характера разных музыкальных построений, умение различать средства музыкальной выразительности
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Желаемый результат:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.
Уровень проявления показателя результативности оценивается по трём показателям – низкий, средний, высокий.
Низкий уровень: воспитанник частично проявляет интерес к занятиям, поёт только с педагогом, проявляет данное умение от случая к случаю, частично решает творческие задачи.
Средний уровень: воспитанник выполняет все задания, но допускает незначительные ошибки, иногда неверно интонирует, проявляет данное умение в большинстве случаев, участвует в жизни объединения, но инициативы не проявляет.
Высокий уровень: воспитанник безошибочно исполняет музыкальные произведения, эмоционально реагирует на музыку, самостоятельно поёт и анализирует музыку, активно принимает решения и предлагает своё видение музыкального произведения.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий. - адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
- самостоятельно включаться в творческую деятельность
-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. -осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: «Выпускник получит возможность для формирования»
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. -адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Система оценки планируемых результатов
Формы подведения итогов
Форма предъявления результатов – открытые занятия, сольные и ансамблевые выступления. вокальные конкурсы, отчетный концерт.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения воспитанников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности. Важным показателем успешности достижения результатов является участие воспитанников в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы.
1. Диагностика певческих данных.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Ролевые игры.
4. Участие в массовых мероприятиях.
5. Беседы с родителями.
6. Анкетирование и тестирование.
7. Открытые занятия и концерты.
Работа с родителями
1. Родительские собрания.
2. Беседы и лекции «Музыкальные способности ребёнка»
3. Консультации.
4. Открытые музыкальные занятия.
5. Концерты.
Реализация программы
Большие возможности для реализации программы создают интересы воспитанников, родителей, школьных учителей, представители социума поселения. Эти интересы следует целенаправленно изучать. Также особое значение при осуществлении программы имеет социальный и профессиональный статус педагога-воспитателя. Следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детского объединения, создания собственного бренда.
Материально- техническое обеспечение.
Оснащение:
специальный кабинет;
записи фонограмм в режиме + и -;ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
мультимедиа;
записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.
Методическое обеспечение программы
Пакет диагностик.
Нотный материал, подборка репертуара.
Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Записи выступлений, концертов
Литература:
Список литературы для педагога:
1.Агапова И., Давыдова М. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: «Дом. XXI век», 2008.
2.И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Музыкальные игры и праздники», Москва, изд. «ДОМ.XXI век», 2007 3.
3.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.4Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.5. Алиев Ю. Б. Настльная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
Учебно-познавательная литература для учащихся и родителей.
1. КабалевскийД.Б. Сила искусства.- М.: Владос, 2004.2. Музыкальная азбука от А до Я. М.: Музыка, 1998.3. Михеева Л. Словарь юного музыканта. М.: Сова, 2005.4. Энциклопедия Искусство: музыка, театр, кино. М.6 Владос, 2004.
Интернет ресурсы
http://poiskm.com/artist/1448-Detskie-pesnihttp://www.4kids.com.ua/club/song/downloads/http://www.muz-urok.ru/detskie_pesni.htmhttp://www.audiopoisk.com/track/barbariki/mp3/detskie-pesni-4to-takoe-dobrota/http://www.audiopoisk.com/artist/neposedi/
Тематическое планирование занятий в сводной группе 1-класс (первый год занятий)
Первый год “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
№ Тема занятия Содержание УУД Формы отслеживания результата
1 Организационное занятие. Форма: Занятие-беседа Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над музыкальной зарисовкой «Осень в гости к нам пришла». Развитие музыкального интеллекта
овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности беседа
2 Знакомство с голосовым аппаратом – . Занятие – знакомство Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Работа над музыкальной зарисовкой «Осень в гости к нам пришла». наблюдение
3-4 Детские песни в нашей жизни . Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара. Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений Введение в мир звуков через радостное, светлое сопереживание, помогающее интерпретировать музыкальные образы. Пластические импровизации детей наблюдение
5-6 Праздничный концерт ко дню Учителя Участие детей в праздничном концерте.
Формирования сценической культуры
формирование эстетических потребностей, ценностей
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства. концерт
7 Дикция
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное . Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок. пение простых попевок и песенок с как можно точным воспроизведением мелодии на 1-3 нотах
внятное произнесение слов
различать на слух правильное и неправильное пение
вместе начинать и заканчивать пение
вспомнить и спеть выученную песню
тематический
8-9 Песенки из мультфильмов –Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность). Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. игра
10 Колыбельные песни – 1 Форма. Комплексное занятие Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен. Создание коллективных творческих проектов;·
формирование эстетических потребностей, ценностей
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства. Проект, защита
11 Мелодия – душа музыки.
.
Работа над мелодическим слухом.
Формирования сценической культуры
Развитие музыкальной восприимчивости детей, их способности откликаться на чувства, выраженные в музыке, умение различать музыкальные образы, их развитие.
Введение первоначальных сведений о музыке, подведение к запоминанию музыкальных произведений, различию их характера, средств выразительности, формирование оценочного отношения Разучивание песен
12 Тембр – окраска звука
Игра «Догадайся, кто поет»
Игра «Догадайся, кто поет»
Тематический
Игра
13 Ритм – основа жизни и музыки.
Упражнения на развитие ритма Артикуляционная гимнастика. Работа над песней «Переменка». тематический
14-15 Осенние песни Занятие – знакомство. - Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени. внятное произнесение слов
различать на слух правильное и неправильное пение
вместе начинать и заканчивать пение
вспомнить и спеть выученную песню
Прослушивание
16 Темп – скорость музыки.
Вокальные импровизации на стихи А. Барто
Вокальные импровизации на стихи А. Барто
сопоставление характера разных музыкальных построений, умение различать средства музыкальной выразительности
17 Музыка и движение.
« Веселый зоопарк» муз. Е.Птичкина,
сл. М.ПляцковскогоВведение в мир звуков через радостное, светлое сопереживание, помогающее интерпретировать музыкальные образы. Пластические импровизации детей инсценирование18-19 Музыкальные игры и загадки. Практическая, дидактические и музыкальные игры. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Развитие музыкального интеллекта;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности
игры
20-21
22 Волшебная страна звуков Занятие – исследование. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска. Введение в мир звуков через радостное, светлое сопереживание, помогающее интерпретировать музыкальные образы. Пластические импровизации детей Беседа
наблюдение
23
24
В гостях у сказки Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят»,
«Репка».
Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Музыкальный спектакль (игровая деятельность). Формирования сценической культуры
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности инсценирование(игровая деятельность).
25 Добрым быть совсем не просто…- Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Занятие – впечатление. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Введение в мир звуков через радостное, светлое сопереживание, помогающее интерпретировать музыкальные образы. беседа
26
27 . Новогодний карнавал - Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность).
Пластические импровизации детей Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Форма. формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Викторина
28
29 Вокруг елки хоровод
Новый год стучится в окна
Участие детей в праздничном Новогоднем карнавале. Разучивание песен, хороводов к Новогоднему празднику
Репетиция
концерт
30 «Угадай мелодию»
Игра на знание детских песен Развитие музыкального интеллекта
Игра-соревнование
31-32 Хороводные песни и шутки. Игры.-Занятие, с использованием музыкально – сценического действия. Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры различать на слух правильное и неправильное пение
вместе начинать и заканчивать пение
вспомнить и спеть выученную песню
Сценическое действие
33 Необычные звуки и голоса . Занятие-экскурсия (игровая деятельность) Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц. Развитие музыкального интеллекта
Отчёт по материалам экскурсии
34 Веселей встречай друзей Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении. Тематическое занятие.
Тематическое занятие.
пение песенок с как можно точным воспроизведением мелодии на 1-3 но
различать на слух правильное и неправильное пение
вместе начинать и заканчивать пение
вспомнить и спеть выученную песню
прослушивание
35 Весенний вальс.-Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет». Литературно – музыкальная гостиная. Творческая мастерская умение слушать музыкальное произведение до конца, воспринимать то, о чем рассказывает музыка
сопоставление характера разных музыкальных построений, умение различать средства музыкальной выразительности
Речевые упр.
36 Прощание с азбукой
Репетиция
Выступление перед родителями, учителями Формирования сценической культуры концерт
37 «Музыкальная азбука»
Загадки на знание музыкальных терминов Дидактическая игра «Вокальные импровизации» Развитие музыкального интеллекта
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Игра
кроссворд
38 Мелодии дня Песни «солнечные» и «цветные».Комплексное занятие. Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца. Развитие музыкальной восприимчивости детей, их способности откликаться на чувства, выраженные в музыке, умение различать музыкальные образы, их развитие. послушивание39 Музыкальные инструменты от древности до современности Музыкальные инструменты 21 века. Занятие – погружение, исследование Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Создание коллективных творческих проектов;·
овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности исследование
40 Ансамблевое пение. Работа над синхронностью. Вступление и завершение фраз. Работа с солистами и хором Формирования сценической культуры
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности 41-42 Пластическое интонирование. Выразительности движений, жест. Разучивание песни «Пчёлка». Работа над текстом и мелодией. Развитие музыкальной восприимчивости детей, их способности откликаться на чувства, выраженные в музыке, умение различать музыкальные образы, их развитие.
Введение первоначальных сведений о музыке, подведение к запоминанию музыкальных произведений, различию их характера, средств выразительности, формирование оценочного отношения Тематический
наблюдение
43 Пение в сочетание с пластическими движениями и элементами актёрской игры. Участие в развлечение «Грибная путаница» в детском саду. Тематический
Наблюдение
игра
44 Элементы стилизации, содержащиеся в произведениях композиторов. Прослушивание произведений известных композиторов Тематический
наблюдение
45 Основы музыкальной грамоты. Ребус. Работа над мелодическим слухом.
Развитие музыкального интеллекта
Тематический
ребусы
46 Разучивание песни «Самая счастливая». Работа с солистами и хором Тематический
наблюдение
47 Разучивание попевки «Дружба» с элементами двухголосья. Точное исполнение штрихов и оттенков в песне «Три весёлых зайчика». пение простых попевок и песенок с как можно точным воспроизведением мелодии на 1-3 нотах
репетиция
48
49
50 Динамика – сила звука.
«Мамочка милая» - разучивание
1ч.
Мои любимые песни
«Мамочка милая» - разучивание
Работа над дикцией
Составление афиши концерта
1ч.
Сводная репетиция праздничного концерта
Разучивание песен
Работа с солистами и хором Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства
Пение песенок с точным воспроизведением мелодии
различать на слух правильное и неправильное пение
вспомнить и спеть выученную песню
Репетиция
концерт
51 «Мой дед уходил на войну» - разучивание песен о войне
Сказочное знакомство с длительностями нот Разучивание песен
Работа с солистами и хором Формирования сценической культуры
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
прослушивание
52-
53 Краски музыки и голоса Занятие – исследование Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест. Развитие музыкального интеллекта
овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
иследование54 Музыкальная страна.- Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия
Артикуляционная гимнастика. Работа над музыкальной зарисовкой «В море -океане». Развитие музыкальной восприимчивости детей, их способности откликаться на чувства, выраженные в музыке, умение различать музыкальные образы, их развитие.
Инсценированиенаблюдение
55 Весело – грустно - Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Занятие – рассуждение. Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно). наблюдение
56
57 Вокально-творческое самовыражение. Работа на сцене. Сценические этюды Формирования сценической культуры
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Тематический
наблюдение этюды
58 Работа над песенным репертуаром Легато и нон легато. Типы звуковедения. Работа над песенным репертуаром вспомнить и спеть выученную песню
умение слушать музыкальное произведение до конца, воспринимать то, о чем рассказывает музыка
сопоставление характера разных музыкальных построений, умение различать средства музыкальной выразительности
прослушивание
59 Элементы стилизации, содержащиеся в произведениях композиторов. Прослушивание произведений известных композиторов прослушивание
60 Пение в сочетание с пластическими движениями и элементами актёрской игры. Разучивание музыкального произведения «Песня о бабушке» - культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности Тематический
наблюдение этюд
61 Подголосочное двухголосие. Упражнения. Удержание дыхания. Упражнения на дыхание «Как на горке на горе..» вспомнить и спеть выученную песню
наблюдение
62 «Весеняя капель». Разучивание песни, работа над текстом. Разучивание песен
Работа с солистами и хором наблюдение
63 Интонационно-ритмические особенности музыкального языка. Артикуляционные упражнения. Разучивание песни «Мы маленькие звёзды» Развитие музыкального интеллекта
наблюдение
64 Работа над стройностью и чистотой интонации в песне «Росиночка- Россия». - приобретение опыта в вокально – творческой деятельности Тематический
наблюдение
65 Летний день, замечательный праздник - Форма. Игровая и концертная деятельность.
Песни мира, песни о моем городе, песни о дружбе, песни о маме и для мамы, песни лета, песни моря, песни – шутки, песни – игры, песни – загадки. концерт
66
67
68 Сводная репетиция к праздник «Итоговая ассамблея »
Праздник в школе «Последний звонок»
Выступление детей на итоговых праздниках Воспитание выдержки, терпения, сценического мастерства, работа над художественным исполнением
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
выступление
Планируемые результаты первого года обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально- драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой
Тематическое планирование занятий в сводной группе 2 класс (второй год занятий)
Второй год . “МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.
2 класс
№ Тема занятия Содержание УУД Формы отслеживания результата
1 Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения (сидя и стоя), беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно. Занятие- беседа. Организационное занятие.
Диагностика певческих данных. Разучивание песни «Дождь в ладошках». Беседа о певческом дыхании. Игра «Птичий двор». наблюдение
2-3 Осень: поэт, художник, композитор— 2 часа Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени. Форма. Создание коллективных творческих проектов;· Проектирование
4-5
6 Маленькая страна – школа моя -2 Комплексное занятие.
Выступление на концерте «День учителя». Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках. Формирования сценической культуры
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
выступление
7-8 . Озорные песенки из мультфильмов - 2 часа Популярные песни и мелодии из Занятие- путешествие (игровая деятельность). мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Игра «Эмоции». вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках) игра
9-10 Танцуют и поют все дети!- 2 часа Комплексное занятие Беседа «Искусство танца». Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы прошлого и танцы настоящего. - развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства. выступление
11-12 Звуки и краски голоса -2 часа Красочность, многоцветье человеческого голоса. Занятие – исследование Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух. овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности практический
13 Формирование навыка певческого дыхания.
Работа над песней «Подари улыбку миру». Правильное дыхание (умение экономно расходовать выдыхаемый воздух)\
Работа над песней «Подари улыбку миру». Игра «Эмоции». Наблюдение
14 Основные правила при выработке цепного дыхания. Игра «Живая шляпа».Промежуточная диагностика певческих данных. Промежуточная диагностика певческих данных.
Пение в унисон. Приведение певцов к общему тону. Разучивание песен
Работа с солистами и хором - культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности Тематический
наблюдение
15-16 Песни детских кинофильмов - 2 часа . Занятие – путешествие (игровая деятельность). Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка». викторина
17 Зима: поэт, художник, композитор – Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Разучивание песен о зиме Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме. наблюдение
18
19
20
21
Новогодний калейдоскоп - 2 час Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год. Комплексно – интегрированное занятие
Упражнения на развитие диапазона Работа над песней «Зимняя сказка». «Откуда приходит Новый год» - разучивание.
Выступление на новогоднем празднике в начальных классах Разучивание новогодних песен
Упражнения на развитие диапазона. Разучивание песни «Русская зима».
Упражнения на развитие диапазона Работа над песней «Зимняя сказка». «Откуда приходит Новый год» - разучивание.
Выступление на новогоднем празднике в начальных классах Формирования сценической культуры
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Концерт
Промежуточная диагностика певческих данных.
22
23 Вокальный портрет сказочных героев - Песни-драматизации. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок» Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев. вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках) выступление
24 Картины природы в песнях и сказках -. Занятие – рассуждение. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки наблюдение
25 Музыкальная шкатулка -Беседа «Из истории этикета», Занятие – знакомство «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. Развитие музыкального интеллекта
Памятка «Правила этикета»
26 Россия – Родина моя.- Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Понятие «малая Родина», «родная сторонка». Познавательное занятие, с использованием регионального компонента. Разучивание песен о родине
Работа с солистами и хором выступление
27 Упражнения на развитие певческого диапазона. Артикуляционная гимнастика. Работа над песней «Дождик». Игра «Автобус»..умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
наблюдение
28 Беседа «Мой дом – моя семья». Разучивание песни «Самый лучший папа». Артикуляционная гимнастика. Работа над песней «Самый лучший папа». Игра «РезиночкаРабота над расширением певческого дыхания. прослушивание
29
30 Добрым быть совсем не просто.- Тематические занятия
Игровая программа «Рядом друг». Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
Игровая программа «Рядом друг». участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках) тематический
31 Работа над дикцией. Попевки-скороговорки. Игра «Весёлая мышка».
Артикуляционная гимнастика. Разучивание песни «Лимонадный дождик». Игра «Царевич-королевич». - развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Текущий наблюдение
32 Беседа «Два лада». Упражнение на развитие дикции. Разучивание песен Артикуляционная гимнастика. Разучивание песни «Лимонадный дождик». Игра «Царевич-королевич». Прослушивание
тематический
33-34 Упражнение «Мажор, минор». Упражнение на развитие дикции. Разучивание песни «Мамочка любимая». Беседа «От чего зависит настроение?». Работа над песней «Мамочка моя». Игра «Зеркало». Работа над расширением певческого дыхания. Тематический
наблюдение
35 Упражнения на смену темпа. Работа над песней «Семь дорожек». Игра «Карнавал животных». Дидактическая игра «Вокальные импровизации»
Разучивание движений, подбор движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания художественного образа песни.
36 Навыки пения песен без сопровождения.
Работа над художественным исполнением произведения Навыки пения песен без сопровождения. умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Прослушивание
тематический
37-38 Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры Игра на детских музыкальных инструментах - развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Игра на детских музыкальных инструментах
37
38 Сценическое искусство, хореография. Мимика, жесты, эмоции при исполнении произведения.
Дидактическая игра «Вокальные импровизации»
Работа над расширением певческого дыхания. Формирования сценической культуры
вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках)
развитие двигательных способностей детей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости);
развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений);
развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Прослушивание
тематический
39-44 Беседа «Музыкальный театр».
Разучивание партий
Исполнение сказки «Муха-цокатуха»
-6 часов Разучивание партий музыкальной сказки «Муха-цокатуха».
Разучивание движений, подбор движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания художественного образа
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
выступление
45 Весна: поэт, художник, композитор. –Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне. Развитие музыкального интеллекта
проект
46-47
48 Занятие-репетиция
Подготовка к празднику Подготовка к концерту. Формирования сценической культуры
вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках) Итоговая диагностика певческих данных.
49
50 Работа над цепным дыханием. Работа над песней «До чего же грустно». Игра «Тучки-плакучки» Работа над расширением певческого дыхания. Прослушивание
тематический
51 Работа над дикцией. Разучивание скороговорок. Разучивание песни «Озорная». Игра «Радио».
вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках) Тематический
наблюдение
52 Работа над песней «Человек-чудак». Работа над дикцией. Работа над чистым интонированием поступенных и сказочнообразных мелодий .умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Прослушивание
тематический
53-54
55 Пластическое интонирование П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков».
Сочинение мелодий на заданный текст детских поэтов. Импровизация: элементы импровизации в детском исполнении; сочинение мелодий на заданный текст детских поэтов.
Игра на детских музыкальных инструментах Развитие музыкального интеллекта
ТворческаяработаИгра на детских музыкальных инструментах
56
57 Музыкально-теоретическая подготовка .Дирижерский жест
Игра на детских музыкальных инструментах Знакомство с жестами дирижера
Дирижерские указания педагога обеспечивают: Точное и одновременное начало (вступление). Снятие звука. Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере). Единообразное звуковедение (legato, non legato). Выравнивание строя. Изменение в темпе, ритме, динамике. Разучивание песен Формирование чувства ансамбля.
Развитие музыкального интеллекта
Практический
Игра на детских музыкальных инструментах
58 Работа над звуковедением и чистотой интонирования Работа над чистым интонированием вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках) Прослушивание
тематический
59-60 Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Разучивание песен по выбору детей и руководителя
Работа с фонограммой
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Развитие музыкальной восприимчивости детей, их способности откликаться на чувства, выраженные в музыке, умение различать музыкальные образы, их развитие.
Введение первоначальных сведений о музыке, подведение к запоминанию музыкальных произведений, различию их характера, средств выразительности, формирование оценочного отношения Наблюдение
61 «Фонопедический метод развития голоса» Емельянова В.В. – Развивающие голосовые игры.
62
63 Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
Пение не сложных двухголосных песен без сопровождения. 64 Слушание музыки
Поиск выразительных движений под музыку
Декламация с жестикуляцией
Знакомство с художественными, доступными восприятию детей образцами современной, классической, народной музыки, воспитание к любви к ней.
Наблюдение
тематический
65 Лето: поэт, художник, композитор. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы). Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете. Формирования сценической культуры
Создание коллективных творческих проектов;·
Развитие музыкального интеллекта
проект
66
68 Сколько песен мы с вами вместе…
Музыкальный концерт из изученных песен,- Игровая и концертная деятельность.
Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения. Формирование чувства ансамбля
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
концертная деятельность.
Планируемые результаты второго года обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
• умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.