Рабочая программа Вокальная студия (возраст 12-17 лет)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VШ вида №35»
Рабочая программа
Вокальная студия
(возраст 12-17 лет)
Составитель: Наквасина Ольга
Евгеньевна, учитель высшей
квалификационной категории
г. Череповец
Содержание программы
Пояснительная записка…………………………………………………… 3
Общая характеристика курса…………… ……………………………... 3
Место курса в учебном плане……………...…………………………….. 4
Ценностные ориентиры содержания курса ………………. 4
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса……………...……………………………………………………… 5
Содержание курса………………………………………………………….. 7
Тематическое планирование ……………………………………………... 9
Материально-техническое обеспечение курса………………………..…. 13
Список литературы………………………………………………………... 13
Пояснительная записка
В системе комплексного художественно-эстетического воспитания вокально-хоровое пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности. Оно имеет ряд особенностей, способствующих эстетическому развитию обучающихся, благодаря своей коллективной природе и качеству музыкального "инструмента" - голоса. Коллективность выступает как главный фактор воспитательного аспекта. Кроме этого, правильное обучение пению с детства - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата, а значит, здоровья ребенка.
Данная дополнительная образовательная программа вокальной студии направлена на формирование целостного отношения к музыке как виду искусства, на комплексное развитие личности и творческое самовыражение учащихся. Программа предусматривает сочетание разнообразных форм деятельности, воспитательных и образовательных мероприятий, логическое использование традиционного и современного музыкального материала, инновационных и здоровье сберегающих технологий. Программа очень тесно связана, а также является логическим продолжением школьного курса предмета "Музыка и пение".
Общая характеристика курса
Цели и задачи
Целью данной программы является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся (согласно "Концепции художественного образования в Российской Федерации").
Задачи специального развития:
формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-хоровых представлений;
развитие музыкальной памяти, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкость, полетность, мягкость;
формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности, певческого дыхания, вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса;
приобретение навыка пения а-капелла;
владение техникой современного исполнительства, сольного и ансамблевого вокального музицирования;
укрепление здоровья обучающихся путем применения здоровье сберегающих технологий.
Задачи формирования личностных качеств:
воспитание чувств коллективизма, ответственности, дисциплинированности, потребность и готовность к эстетической деятельности;
развитие творческой инициативы, коммуникативных способностей, элементов самоуправления;
воспитание интереса и любви к национальной музыке, привитие художественного вкуса;
реализация творческих возможностей музыкально одаренных детей на основе коллективного и сольного вокального музицирования;
расширение музыкального кругозора обучающихся;
профилактическая работа асоциального поведения обучающихся.
Примерная структура занятия:
организационное начало - установка на занятие, постановка задач;
распевания;
работа над формированием вокально-хоровых навыков, пение учебно-тренировочного материала для постановки голоса;
работа над песенным материалом, репертуаром
Возраст обучающихся от 9 до 11 лет. Занятия в вокальной студии являются более углубленным и расширенным продолжением работы, проводимой на уроках музыка и пение.
Место курса в учебном плане
Программа курса рассчитана на 2ч в неделю, 68 ч в год: 1 четверть – 16ч, 2 четверть – 16ч, 3 четверть – 20ч, 4 четверть –16ч.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Планируемые предметные результаты обучения
Примерные требования к учащимся.
Петь легким, светлым, небольшим по силе звучания голосом. Петь в диапазоне ре1-ля2. Соблюдать певческую установку, навык правильного дыхания. Петь чисто и слаженно в унисон в данной тональности с сопровождением и без него. Правильно формировать гласные, напевно произносить согласные.
Понимать элементарные дирижерские жесты (внимание, начало пения, окончания). Выразительно, артистично исполнять одноголосные произведения репертуара и с элементами 2-голосия.
Уметь бережно относиться к своему голосу.
Базовый уровень.
Учащиеся должны знать:
высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта); характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Учащиеся должны уметь:
исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
Минимально-допустимый уровень.
Учащиеся должны знать:
высокие и низкие, долгие и короткие звуки; характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Учащиеся должны уметь:
исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различать мелодию и сопровождение в песне; исполнять выученные песни ритмично.
Планируемые личностные результаты обучения
У учащихся будут сформированы:
- понимание роли музыки в жизни человека;
- основы музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства;
- представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов;
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов;
- умение применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Планируемые метапредметные результаты обучения
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем);
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Познавательные
Учащиеся научатся:
-формирование целостной художественной картины мира;
-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;
-активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.
Этапы педагогического контроля
Вид контроля (срок) Цели и задачи Содержание Формы Критерии
входящий
(сентябрь) определение уровня вокальных данных, качество голосовых данных поступающих диагностика вокальных данных, заполнение индивидуальных карт развития беседа
игра
творческие задания в соответствии с возрастными голосовыми данными
итоговый
(май) определение уровня развития вокальных данных комплекс вокально-хоровых упражнений, исполнение репертуарных пений контрольные задания
концертное выступление эмоционально-выразительное исполнение репертуарных произведений, хорошее качество звука
Содержание курса
Содержание.
Вводное занятие. Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию, на интересные вокальные занятия.
Первоначальный мониторинг, диагностика музыкальных данных учащихся.
Ознакомление с правилами гигиены и охраны голоса.
Знакомство с дирижерскими жестами (внимание, вступление, окончание). Правила пения, певческой посадки, звукообразование, положения корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения.
Воспитание умения следить за дирижерскими жестами.
Начало формирования всех вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных.
Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (Ми1-Ля1), овладение навыком мягкой атаки. Выравнивание хорового звучания от звуков Соль1-Ля1 вверх и вниз, выработка чистого унисона.
Обучение пению а-капелла, умению слушать себя и соседей при пении, подстраиваясь и сливаясь с общим звучанием. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся, чистоты интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнение динамических оттенков.
Работа над артикуляцией и артикуляционным аппаратом (рот, губы, зубы, язык, челюсти, небо), вокализация и округление гласных.
Работа с учебно-тренировочным материалом. Показ упражнений; разучивание и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебного материала.
Пение попевок в разных тональностях. Упражнения на освоение музыкально-выразительных средств: мелодии, ритма, темпа, лада, динамики, гармонии. Упражнения на дыхание, на выравнивание гласных в сочетании с различными согласными.
Работа над музыкальными произведениями. Теория. Рассказ о песне как об одном из видов музыкального искусства в интересной для малышей форме. Беседа о содержании, знакомство с текстом. Показ-исполнение песни. Работа над текстом, мелодией, ритмом, по слуху, с сопровождением. Отдельная работа над сложными в интонационном и ритмическом плане фрагментами произведения.
Сольное пение, работа в ансамблях. Теория. Понятие терминов «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль». Основные правила сольного пения и пения в ансамбле
Элементарные музыкально-ритмические движения, упражнения, выработка правильной красивой осанки, умение легко двигаться, подскоки, шаги, хлопки, щелчки, освоение сценического рисунка. Формирование элементарных актерских навыков (мимика, жесты). Работа над произведениями на сцене. Работа с фонограммами.
Примерный репертуар.
«Про бабушку» Д.Трубачев, В. Трубачева
«Марыся» А.Варламов
«Заря» А.Варламов
А.Варламов «Бабушкин чарльстон», «Хочу в деревню».
А.Варламов «Горошинки цветные»,
Д.Трубачев, В.Трубачева«Чудо», «Волшебная страна».
Д.Трубачев, В. Трубачева «Приведения», «Собачка».
Д.Трубачев, В.Трубачева
«Влюбленный ковбой»,
«Желтые ботинки»
А.Варламов «Серебристые снежинки»
А.Варламов «Тик-так»
А.Варламов «Новогодний хоровод»
Тематическое планирование
Тема занятия Задачи занятия Репертуар Формы отчета
Сентябрь.
1. Прослушивание певческих голосов.
2-3. Певческая установка.
4-8. Певческое дыхание.
Октябрь.
1-4. Певческая опора.
5-8. Выдох со звукообразованием.
Прослушивание певческих голосов, набор в студию.
Формирование навыка самостоятельного исполнения песен с соблюдением певческой установки (при пении сидя и стоя).
Развитие певческого дыхания (навык вдоха, задержки дыхания).
Развитие навыка певческой опоры.
Развитие навыка выдоха со звукообразованием.
«Про бабушку» Д.Трубачев, В. Трубачева
«Марыся» А.Варламов
«Заря» А.Варламов
Д.Трубачев, В. Трубачева
«Ангел», «Рэпка».
Концерт «Бабушка моя».
Концерт, посвященный Дню учителя.
Концерт для родителей (на родительском собрании).
Праздник осени.
Тема занятия Задачи занятия Репертуар Формы отчета
Ноябрь.
1-4. Артикуляция гласных звуков.
5-8. Дикция.
Декабрь.
1-4. Мягкая атака звука.
5-8. Певческий диапазон.
Январь.
1-8. Чистота интонирования.
Развитие навыка сохранения положения гортани при пении гласных звуков.
Развитие умения произносить звуки по правилам орфоэпии.
Развитие навыка перенесения последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним.
Совершенствовать навык мягкой атаки звука.
Расширение певческого диапазона (си1-ре2).
Развитие навыка чистого интонирования поступенных мелодий в пределах октавы.
Развитие навыка чистого интонирования поступенных и скачкообразных мелодий в пределах певческого диапазона.
А.Варламов «Бабушкин чарльстон», «Хочу в деревню».
А.Варламов «Серебристые снежинки»
А.Варламов «Тик-так»
А.Варламов «Новогодний хоровод»
Д.Трубачев, В. Трубачева «Приведения», «Собачка».
Концерт для мам, посвященный Дню матери.
Концерт в ЦДТ «Подари улыбку другу»
Новогодний праздник.
Тема занятия Задачи занятия Репертуар Формы отчета
Февраль.
1-6. Динамический ансамбль.
Март.
1-7. Ритмический ансамбль.
Апрель.
1-8. Тембровый ансамбль.
Май.
1-9. Хоровой строй.
Развитие навыка сохранения динамического ансамбля при совместном исполнении песен.
Развитие навыка сохранения ритмического ансамбля при совместном исполнении песен
Развитие навыка сохранения тембрового ансамбля при совместном исполнении песен
Развитие умений и навыков точного интонирования в горизонтальном строе (одноголосное пение).
Д.Трубачев, В.Трубачева
«Ягодки», «Упрямая коза».
Д.Трубачев, В.Трубачева
«Ночные птицы», «Лодочка».
А.Варламов «Горошинки цветные»,
Д.Трубачев, В.Трубачева
«Влюбленный ковбой»,
«Желтые ботинки»
Д.Трубачев, В.Трубачева
«Чудо», «Волшебная страна». Праздник для учителей, посвященный дню 8 марта.
Гала-концерт «С днем рождения, школа!»
Концерт для мам и бабушек ко дню 8 марта.
Концерт для родителей (на родительском собрании).
Выпускной праздник для 11 классов.
Учебно – тематический план. Вокальная студия. I год обучения.
№ Наименование темы Общее
количество
часов Теория Практика
1. Прослушивание певческих голосов, набор в студию. 1 - 1
2. Певческая установка. 2 1 1
3. Певческое дыхание. 6 1 5
4. Певческая опора. 4 1 3
5. Выдох со звукообразованием. 5 1 4
6. Артикуляция гласных звуков. 4 1 3
7. Дикция. 3 1 2
8. Мягкая атака звука. 4 1 3
9. Певческий диапазон. 3 - 3
10. Чистота интонирования. 7 - 7
11. Динамический ансамбль. 6 - 6
12. Ритмический ансамбль. 7 - 7
13. Тембровый ансамбль. 8 - 8
14. Хоровой строй. 8 - 8
Итого часов: 54 7 62
Всего часов в год – 68.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Фортепиано, музыкальный центр;
Шумовые инструменты: бубен, барабан; деревянные ложки, маракас;
Предметные картинки с изображением музыкальных инструментов; сюжетные – по теме урока.
Список литературы
Алиев Ю. Б. "Настольная книга школьного учителя - музыканта". "Владос", 2000 г.
Бандина А., Попов В. "Школа хорового пения", "Музыка", 1981 г.
Емельянов В. "Фонопедический метод обучения пению", 1988 г.
Менабени А. "Методика обучения сольному пению". М. "Просвещение", 1987 г.
Огороднов Д. "Музыкально-певческое воспитание детей". К. "Украина", 1989 г.
Струве Г. "Школьный хор". М. "Просвещение", 1985 г.
Юдина Е. "Первые уроки музыки и творчества", М. "Аквариум", 1999 г.