Рабочая программа дополнительное образование. вокальная студия
Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов»
Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ № 56
__________________________
Новокрещенова Т.Н.
_________________ 2016г.
Рабочая программа
Вокальной студии
«Весёлые нотки»
Срок реализации программы - 4 года
Учащиеся: 1-4 классов
Учебная нагрузка – 1 ч. в неделю
Составитель: учитель музыки
Подшивалова Людмила Павловна
Первая квалификационная категория
Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет
Срок реализации программы 4 года
Объём учебного времени 34 часа( 1 час в неделю)
Направление культурологическое
Вид программы развивающий
Статус программы компилятивная
Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) .
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в Федеральном государственном стандарте начального общего образования ( 2011 год), в котором подчеркнуто, что «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»
Человек наделён от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчётом на голосовые возможности детей.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих
целей:
- формирование основы музыкальной культуры школьника, как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного, и социального развития, воспитания эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса.
- освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоение знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, её интонационно- образной природе
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении ( в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии.
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний:
- обогащение опыта учебно-творческой, музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых устан6овках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся
Программа рассчитана на 4 года обучения – младшая, средняя, старшая и концертная группы
Младшая группа – первый год обучения – это дети 7-8 лет, средняя группа – второй год обучения 8 – 9 лет старшая группа – третий год обучения – это дети 9 – 10 лет, концертная группа - 11 – 12 лет.
Группа занимается 1 раз в неделю по 1 часу
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
9 ч.
7ч
10ч
8
Итого 34 часа.
С учетом требований обозначенных в ФГОС начального образования 2011 года и в соответствии с концептуальными положениями развивающего обучения определены следующие задачи:
формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей жанров;
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
воспитание в процессе эмоционального воспитания и исполнения музыки, нравственных позиций ребенка, его обще культурной и гражданской идентичности с учетом культурного разнообразия российского общества
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а так же методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий; вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т.д., а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных олимпиадах и конференциях, а так же наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками городских мероприятий и участия ( выступления) в них.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях
Свидетельством успешного обучения являются: дипломы, грамоты
Программа будет успешно реализована
если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал ;
будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
В ходе освоения музыкального содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.
Развитее мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного ( индивидуального) музицирования
Метапредметными результатами обучающихся являются: ориентированность в культурном разнообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макро социума ( группы, класса). Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства
Предметными результатами обучающихся являются: развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусства, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека. Представление о художественной культуре мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной этнической региональной самобытности музыкального искусства разных народов.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
( 1 год обучения)
В результате обучения пению ребёнок должен
Знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова 0 петь «мягко, нежно, легко»;
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им ( внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
основы музыкальной грамоты;
познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
Уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч
петь короткие фразы на одном дыхании
к концу года спеть выразительно, осмысленно в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового
характера;
к концу года показывать результат элементов двухголосия.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
( 2 –й год обучения)
В результате обучения пению ребёнок должен
Знать/понимать
соблюдать певческую установку;
жанры вокальной музыки.
Уметь.
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
в подвижных песнях делать быстрый вдох
правильно показывать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
петь чисто и слаженно в унисон
к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(3 –й год обучения)
В результате обучения пению ребёнок должен
Знать/ понимать
основные типы голосов;
типы дыхания;
уметь:
петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо;
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
исполнять образцы вокальной музыки русских композиторов
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
( 4 год обучения)
В результате обучения пению ребёнок должен
Знать/понимать
куплетную форму в тексте песен
различать более короткие и более длинные звуки, условные обозначения
выражать свои эмоции в исполнении песен, в придумывании подходящих музыке движений
понимать элементарную запись ритма и интонации
Уметь
находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основным музыкальных форм
различать певческие голоса
пользоваться записью принятой в относительной сольмизации
различать на слух и чувствовать выразительность звучания голосов
Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях. Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения
Календарное планирование курса
(1-й год обучения. )
№
п/п
Тема занятий
Общее кол- во часов
Из них
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
Вокально-хоровая работа
2
Прослушивание голосов
3
3
Певческая установка. Дыхание
1
4
Распевание
1
5
Дирижерские жесты
1
6
Унисон
2
7
Вокальная позиция
1
8
Звуковедение
2
9
Дикция
1
10
Двухголосие
2
11
Работа с солистами
2
12
Сводные репетиции
2
Музыкально –теоретическая подготовка
13
Основы музыкальной грамоты
1
14
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
1
15
Развитие чувства ритма
1
·
Теоретико-аналитическая работа
16
Беседа о гигиене певческого голоса
1
17
Народное творчество
1
18
Беседа о творчестве композиторов-классиков
1
19
Беседа о творчестве современных композиторов
2
20
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении
2
Концертно-исполнительская деятельность
21
Открытый урок для родителей
2
22
Праздники, выступления
2
23
Экскурсии, концерты, театры
2
Итого
34
Календарное планирование курса
(2-й год обучения)
№
п/п
Тема занятий
Общее кол-во часов
Из них
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
Вокально-хоровая работа
2
Прослушивание голосов
1
1
3
Певческая установка. Дыхание.
1
1
1
4
Распевание
1
1
1
5
Дирижерские жесты
1
1
1
6
Унисон
1
1
7
Вокальная позиция
1
1
1
8
Звуковедение
1
1
9
Дикция
1
1
10
Двухголосие
1
1
1
11
Работа с солистами
1
12
Сводные репетиции
1
Музыкально-теоретическая подготовка
13
Основы музыкальной грамоты
1
1
14
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
1
1
15
Развитие чувства ритма
1
1
Теоретико-аналитическая работа
16
Беседа о гигиене певческого голоса
1
1
17
Народное творчество
1
1
1
18
Беседа о творчестве композиторов-классиков
1
1
19
Беседа о творчестве современных композиторов
1
1
20
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении
1
1
Концертно-исполнительская деятельность
21
Открытый урок для родителей
2
22
Праздники выступления
10
23
Экскурсии, концерты, театры.
2
Итого
34
10
14
Календарное планирование курса
( 3 год обучения)
№
п/п
Тема занятий
Общее кол-во часов
Из них
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
1
Вокально-хоровая работа
1
2
Прослушивание голосов
1
2
3
Распевание
2
1
4
Дыхание
1
2
5
Унисон
1
1
1
6
Вокальная позиция
1
1
7
Дикция
1
2
8
Звуковедение
2
1
9
Двухголосие
1
1
10
Работа с солистами
1
1
1
11
Сводные репетиции
2
12
Музыкально-теоретическая подготовка
13
Элементы музыкальной грамоты
1
2
14
Развитие музыкального слуха, памяти
2
2
15
Развитие чувства ритма
1
2
Теоретико-аналитическая работа
16
Беседа о гигиене певческого голоса
2
1
2
17
Беседа о народном творчестве
1
2
18
Беседа о творчестве современных композиторов
1
1
2
Концертно-исполнительская деятельность
19
Праздники, выступления
10
2
20
Экскурсии, театры
2
1
Итого
34
5
29
Календарное планирование курса
(4-й год обучения. )
№
п/п
Тема занятий
Общее кол- во часов
Из них
Теория
Практика
1
Вводное занятие
Вокально-хоровая работа
2
Прослушивание голосов
3
Певческая установка. Дыхание
4
Распевание
5
Дирижерские жесты
6
Унисон
7
Вокальная позиция
8
Звуковедение
9
Дикция
10
Двухголосие
11
Работа с солистами
12
Сводные репетиции
Музыкально –теоретическая подготовка
13
Основы музыкальной грамоты
14
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
15
Развитие чувства ритма
Теоретико-аналитическая работа
16
Беседа о гигиене певческого голоса
17
Народное творчество
18
Беседа о творчестве композиторов-классиков
19
Беседа о творчестве современных композиторов
20
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении
Концертно-исполнительская деятельность
21
Открытый урок для родителей
22
Праздники, выступления
23
Экскурсии, концерты, театры
Итого
Учебно-тематический план курса
Дата
Тематическое планирование
Предполагаемый результат
Универсальные учебные действия
Возможные виды деятельности
Коррекция
Вводное занятие
Вокально хоровая работа
Прослушивание голосов
Петь попевки аключающие интонации: у-3, у-3-1, 3-2-1, 1-2-3.
Рассказ
Выполнение практических упражнений
Певческая установка Дыхания
уметь интонировать по ручным знакам уметь выделять слабые, сильные доли, различать короткие и длинные звуки в ритмических содержаниях
Беседа
Рисунок
Распевание
Называть виды музыкальной деятельности ( исполнение, слушание). Петь в резмерах 2/4, ѕ,4/4.
Опорные сигналы
Разучивание песен
Унисон
Иимпровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста, с его эмоционально-образным содержанием в характере персонажей сказок.
Нотная грамота
Анализ произведений
Вокальная позиция
Различать звучания инструментов ( фортепиано, скрипка, балалайка треба, оркестров, хоровых голосов)
Слайды
Разучивание песен
Звуко ведение
Выработка навыков художественного анализа.
Систематическое развитие музыкально-0слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками
Диаграммы
Прослушивание голосов
Дикция
Петь в диапазона «до» - «ре» 1ой.
Различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров
Беседа
Анализ
Двуголосие
Петь естественно легко нефольсированно, звуко-высотно, чисто, правильно произносить гласные и согласные.
Рассказ
Разучивание песен
Работа с солистами
Уметь петь выразительно, соблюдая певческую установку, используя мягкую атаку
Мини концерт
Сводные рипитиции
Музыкально-теоретическая подготовка
Основы музыкальной грамоты
Различать на слух и чувствовать выразительность звучания отдельных музыкальных инструментов ( фортепиано, скрипка, ксилофон, баян, домра)
Опорные сигналы, схемы
Импровизация на муз инструментах
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
Петь в одно-голосном и двух голосном изложении.
Беседа, слайды
Рисунок исполнения песен
Развитие чувства ритма
Уметь выразительно и ритмично двигаться под музыку различного характера
Схемы, нотные грамоты
Муз диктант
Теоретико-аналитическая работа
Беседа о гигиене певческого голоса
Уметь петь легато и стокатто. Интонации можорного и минорного лада.
Рассказ
Прослушивание голосов
Народное творчество
Различать русскую музыку и музыку других народов.
Слайды.
Сочинение
Беседа о творчестве композиторов классиков
Узнавать и знать биографии композиторов:
П И Чайковского
М И Глинки
С С Прокофьева
Н А Римского-корсакого И С Баха В А Моцарта приводить примеры пройденных музыкальных жанров
презентации
Анализ произведений
Беседы о творчестве современных композиторов
Развитие личностно-творческого отношения к музыке. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству формирование музыкальной культуры. Хорошего музыкального вкуса
Видеофильм презентация
Анализ произведений
Просмотр видеозаписи выступлении детей на «Евроводинии»
Систематически развивать музыкально-слуховые представления о музыке
Анализ увиденного
Концертно-исполнительская деятельность
Открытый урок для родителей
Петь попевки.
Концерт
Анализ
Праздники, выступления
Концерт
Анализ
Экскурсии, концерты, театры
Закладывание основ музыкальной культуры, как части духовной культуры
Беседа
Анализ
Содержание программы.
Основные направления и содержания деятельности
В программе выделены следующие направления:
1. Вокально-хоровая работа
2.Музыкально-теоретическая подготовка
3. Теоретико-аналитическая работа.
4. Каонцертно-исполнительская деятельность
Вводное занятие
Прослушивание детских голосов объяснение целей и задач вокального кружка.
Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслаблено; необходимо сохранять ощущение постоянной и внутренней и внешней подтянутости.
Распевание.
разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе.
Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Певческое дыхание
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависти качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого, происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного вдоха во время фонации
Цепное дыхание
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и да же целых произведений на непрерывном дыхании ( например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни « Вей, вей. ветерок» и многих других)
Дирижёрские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижёрскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижёрские схемы 2/4, 3/4/, 4/4. вступление и инструментальные проигрыши дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижёрских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия под названием «замени педагога» в этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Музыкально-теоретическая подготовка
Основы музыкальной грамоты.
Знать название звуков их расположение на нотном стане и скрипичном ключе ( первая вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метроритмическими особенностями строения музыкальных произведений.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначение как основные средства музыкальной выразительности.
Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Так же различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.
Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, из долготу, громкость.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слов – ля, ле, лю практические упражнения по видам движения мелодии ( постепенное «змейкой», скачкообразное)
Теоретико-аналитическая работа.
Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений
Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Формирование осознанного восприятия музыкального произведения
Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов
Концертно-исполнительская деятельность
Это результат по которому оценивают работу комиллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Это результат по которому оценивают работу. Они активизируют работу, позволяют всё более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется всё лучшее, что накоплено за год.
Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством – основная задача педагогога
Методическое обеспечение программы.
Аудио записи и фонохрестоматии;
Видео фильмы, посвященные творчеству выдающихся композиторов;
Видеозаписи фрагментов оперных и балетных спектаклей, выступлении известных певцов хоровых, оркестровых коллективов;
Таблицы ( нотные примеры средства музыкальной выразительности);
Схемы ( расположение инструментов в симфоническом оркестре, партий в хоре);
Портреты композиторов;
Дидактический раздаточный материал;
Слайды
Диапозитивы
Список литературы.
Абелян Л «Забавное сольфеджио» Москва Издательское объеденение «Крмпозитор» 2010год
Абрамлян Г «Ключ от песенки» Детская литература Москва 2009 год
Афанасьев А «Дерево жизни» М. «Современник 2011год»
Бахтин В «ОТ былины до считалки» Л Детская литература 2008 год
Гульянц С «Музыкальная грамота» Москва «Аквариум» 2009год
Колпакова Н «Сокровища народов» М. «Музыка» 2009 год
Калппакрова Л «А мы просо сеяли» М «Аквариум 2009 год»
Кленов А «Там где живет музыка» Л. «Современный композитор» 2010 год
Ригина Г С Книга для учителя. Музыка. Обучение. Воспитание – Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Федороа» 2011 год
Суязова Г «Мир вокального искусства» Волгоград «Учитель» 2011 год
Фринкельштейн «Музыка от «А» до «Я». «Занимательное чтение с картинками и фантазиями» издательство Композитор Санки Петербург
15