Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир Образовательная область «Естествознание и обществознание» Начального общего образования УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Кусакская средняя общеобразовательная школа"
Рабочая программа по учебному предмету
Окружающий мир
Образовательная область «Естествознание и обществознание»
Начального общего образования
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
3 класс
(на 2016-2017 учебный год)
Программу разработала:
учитель начальных классов
Дзюбак Наталья Николаевна
с. Кусак, 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
ФГОС, утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009года № 373.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1.- 5-е изд; перераб.—М.: Просвещение, 2011. – 400с. –(Стандарты второго поколения).
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Кусакская СОШ».
Программы «Окружающий мир», Н.Ф. Виноградовой 1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 184с., Начальная школа XXI века.
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «»Окружающий мир» 1-4 классы Н.Ф. Виноградова. – М. Издательский центр «Вентана –Граф», 2013.- 184 стр (Начальная школа 21 века). Программа создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» (руководитель-доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова).
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс — 68 ч. Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир 1 класс: №1,2 ,3 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2015.
Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 2 класс: №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2015.
Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2013.
Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 3 класс: №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф,2015.
Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, готовится к изданию
Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 4 класс: №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2015
Учебники включены в федеральный перечень. Соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. Рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.
Место учебного предмета в учебном плане.
По БУП общий объём времени, отводимого на изучение предмета «Окружающий мир» в 1—4 классах, составляет 270 часов, что соответствует примерной программе по предмету «Окружающий мир» (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1.- 5-е изд; перераб.—М.: Просвещение, 2011. – 400с. –(Стандарты второго поколения).
В каждом классе на предмет проводится 2 часа в неделю из расчета 66 часов в 1 классе и по 68 часов во 2-4 классах.
В авторской программе на изучение предмета в 1-4 классах отводится 270 часов. В каждом классе на предмет проводится 2 часа в неделю из расчета 66 часов в 1 классе и по 68 часов во 2-4 классах.
В рабочую программу изменения не внесены.
Отличительные особенности программы
Данная программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.) по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырёхлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Мы — школьники», «Твоё здоровье» (1 класс); «Кто ты такой», «Что такое здоровье» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живёт рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Темы: «Родная природа» (1 класс); «Мы — жители Земли» (2 класс); «Родная страна: от края до края», «Человек — живое существо (организм)» (4 класс).
обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т. е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества.
Темы: «Родной край», «Наша страна — Россия» (1 класс); «Россия — твоя Родина» (2 класс); «Как трудились люди в старину» (3 класс); «Человек — защитник своего Отечества», «Человек среди людей» (4 класс).
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Темы: «Наша Родина — от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину» (3 класс); «Человек — творец культурных ценностей» (4 класс).
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т. д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс — 68 ч.
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Общая характеристика курса «Окружающий мир. 1-4»
На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определённым требованиям.
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:
знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т. е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
Цели и задачи курса
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Ценностные ориентиры содержания курса
В основе построения курса лежат следующие принципы.
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
Культурологический принцип — это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.
Общая характеристика организации учебного процесса.
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоёме, в учреждении культуры и т. д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в 4 классе, когда систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создаётся возможность чётко представить обобщённое видение исторических эпох: Древняя Русь, Московское государство, Россия, Советская Россия, современная Россия.
Длительность урока в 1 классе – 35 мин в первом полугодии, 45 мин во втором, в 2-4 классах – 45 минут.
Используемые технологии:
-Использование ИКТ;
-Использование ЛОО;
-Игровые технологии (поддерживать интерес) ;
-Здоровьесберегающие технологии.
Особенности контроля и оценки результатов обучения школьников 3-4 классов (из методического пособия)
К 3 классу у младших школьников изменяется отношение к учебной деятельности: они становятся более самостоятельными, умеют контролировать и оценивать свою деятельность, могут наметить пути преодоления возникающих трудностей. Эти развивающиеся познавательные возможности детей изменяют и позицию учителя в контролирующей и оценочной деятельности.
Очень важно помнить, что, осуществляя контроль, вы действуете в соответствии с логикой « зоны ближайшего развития». Это означает, что вы обязательно помогаете ученику, который сегодня (сейчас) не готов справиться с заданием самостоятельно, но очень хочет выполнить его. Исходя из этого и строится ваш контроль: вы проводите его дифференцированно. Во-первых, не спешите припечатывать отметкой ученика, не справившегося с решением учебной задачи, и подробно вместе с ним анализируйте его работу. С вашей помощью он устанавливает причину своих неудач. Во-вторых, вы фиксируете для себя, какие «шаги» в ходе выполнения задания ученик ещё не отработал, и терпеливо напоминаете ему алгоритм действия (и сегодня, и завтра, и послезавтра)- до тех пор, пока последовательность действий не будет им прочно усвоена.
Существенную помощь ребёнку может оказать опора на универсальные учебные действия, которые у него сформировались к началу обучения в 3-4 классах. Скорее всего ваши учащиеся много наблюдали, сравнивали, группировали, составляли характеристики, анализировали информацию, полученную из разных источников. Всё это составляет хороший багаж, как содержательный, так и эмоциональный, и добавляет детям уверенности при контрольных работах.
Автор данного пособия убежден в том, что при должном походе к проверке знаний дети не будут бояться контроля, а, напротив, проявят заинтересованность в нём, захотят сами понять, что они знают и чего не знают.
Новая форма контроля, вводимая в 3-4 классах и характерная именно для уроков «Окружающего мира», - работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Основная цель при этом – проверка навыков: насколько ребята умеют обращаться с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, выполнять самостоятельную практическую работу, пользоваться справочной литературой. Можно предложить учащимся контрольные графические работы. При этом вы проверяете, насколько осмысленны полученные знания, сформировалось ли у ваших учеников умение передавать ту или иную информацию не словами, а с помощью модели, схемы, рисунка. Примеры заданий такого рода- «Нарисуй карту- схему «Классы животных», «Заполни контурную карту».
Приведём классификацию ошибок и недочётов, снижающих оценку.
Ошибки:
Ученик неправильно определяет понятие, заменяет существенную характеристику объекта случайными признаками;
Отсутствует последовательное, связное описание; ученик путает существенные и несущественные свойства объекта.
В рассказе-рассуждении не раскрываются или раскрываются неверно причины, последовательность, время, условия протекания того или иного явления;
У школьника возникают затруднения при сравнении объектов, их объединении в группы (с учётом существенных классификационных признаков);
Ученик не может привести примеры, подтверждающие его суждения;
Ученик дословно воспроизводит текст учебника, не понимая его содержания;
Ученик не умеет ориентироваться по карте, на ленте времени; не видит разницы в понятиях «план», «карта»
Недочёты:
Ученик раскрывает понятия только с помощью наводящих вопросов;
При описании объектов ориентируется в основном на яркие , но несущественные признаки;
Рисунки, схемы, карты заполняются с неточностями, в рисунках отсутствуют подписи и обозначения.
Необходимо тщательно продумывать коллективную работу над ошибками, использую разнообразные приёмы установления их причин: обсуждения, взаимопроверки, «пробные» самостоятельные и контрольные работы и т.п. Например, можно узнать, как школьники усвоили материал по незавершенной теме. Обратитесь к классу со словами: «Выполните эти задания – проверим, что удалось усвоить, а что ещё требует дополнительного времени и ваших усилий. Отметки в журнал поставлю только хорошие. Тот, кто не справиться, сможет переписать работу на следующем уроке. Поверьте, такой подход оправдает себя, потому что у ваших воспитанников будет формироваться очень важный компонент учебной деятельности – самоконтроль и самооценка. Помните, пожалуйста, что контроль и оценка – это дидактический компонент, такой же значимый, как непосредственное обучение.
Планируемые результаты
Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
• под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтением др.), методы представления полученной информации (.моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся
воспроизводить своё полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры личных профессий;
различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:
анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
различать основные нравственно-этические понятия;
рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой ;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во 2 классе учащиеся могут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании
(рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
характеризовать условия жизни на Земле;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха);
различать растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
объяснять отличия грибов от растений;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
составлять описательный рассказ о животном;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
работать с географической и исторической картами, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:
ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
проводить несложные опыты по размножению растений;
проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:
выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребёнка;
оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
составлять рассказ-описание о странах — соседях России;
различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России;
описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться:
применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Содержание курса
Название раздела (темы) Программное содержание Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)
1 класс
Введение. Этот удивительный мир (1ч) Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради
Мы — школьники (2ч)
Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».
Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».
Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»
Родная природа (31ч) Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы
Семья (2ч) Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста
Труд людей (6ч) Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»
Наша страна — Россия.
Родной край (15 ч) Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».
Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы
Твоё здоровье (6ч) Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»
Я и другие люди (3ч) Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год
2 класс
Введение.
Что окружает человека (1ч) Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее
Кто ты такой (14ч) Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).
Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность
Кто живёт рядом с тобой (6ч) Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
Россия — твоя Родина(13ч) Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
Мы — жители Земли (9ч) Солнечная «семья». Земля как планета жизни Характеристика планет Солнечной системы
Природные сообщества (23ч) Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения
Природа и человек (2ч) Человек — часть природы. Правила поведения в природе Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»
3 класс
Земля — наш общий дом (7ч) Где и когда ты живёшь.
Историческое время.
Солнечная система. Условия жизни на Земле Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).
Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха
Человек изучает Землю(4ч) Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом
Царства природы. Бактерии.
Грибы.
Растения.
Животные (27ч) Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения: распространение, разнообразие. Жизнь растений.
Растения и человек.
Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.
Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные»
Наша Родина: от Руси до России (11ч) Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена Различение названий российского государства в разные исторические времена
Как люди жили в старину(12ч) Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)
Как трудились в старину (7ч) Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»
4 класс
Человек — живое существо (организм) (16ч) Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, память, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, раскрывающих правила охраны здоровья. Характеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного
Твоё здоровье (12ч) Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми приборами. Опасности на дороге. ПДД. Правила оказания первой медицинской помощи. Опасные животные Высказывание предположений и оценивание физического развития. Составление режима дня. Работа в парах. Составление таблицы «Продукты питания». Правила закаливания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений»
Человек — часть природы(2ч) Отличия человека от животных. От рождения до старости: различные возрастные этапы развития человека Работа с иллюстрационным материалом. Составление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости»
Человек среди людей (5ч) Основные человеческие качества: добро, справедливость, смелость, трудолюбие и вежливость Работа с иллюстрационным материалом. Пересказ и умение делать выводы о прочитанном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моделирование ситуаций, раскрывающих поведение человека среди людей
Родная страна: от края до края (10ч) Природные зоны России. Почвы России. Рельеф России. Как возникали и строились города. Кремлёвские города России. Россия и соседи Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисункам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечательности
Человек — творец культурных ценностей (12 ч) Культура в разные исторические времена Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведений
Человек — защитник своего Отечества (5 ч) Человек — воин. Героические страницы истории Коммуникативная деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Установление последовательности важнейших исторических событий
Гражданин и государство (3ч) Государственный язык России. Гражданин и государство. Символы государства Характеристика прав и обязанностей гражданина России
Учебно-тематическое планирование по окружающему миру
3 класс
№ п/п Наименование разделов Всего часов В том числе на:
уроки экскурсии Практические работы, опыты
1 Земля – наш общий дом 7 7 - 3
2 Человек изучает землю 4 4 - 2
3 Царства природы 27 25 2 8
4 Наша Родина: от Руси до России 11 11 - -
5 Как люди жили в старину 12 11 1 1
6 Как трудились в старину 7 6 1 -
ИТОГО ЗА ГОД 68 64 4 14
Тематическое планирование
3 класс
№
п/пНаименование раздела программы Тема урока Количество часов Тип
урока Элементы содержания Требования к уровню подготовленности
учащихся Вид
контроля Использование
оборудования
AFSтмДата проведения
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Земля – наш общий дом (7ч) Где и когда ты живешь. 1 Комбинированный Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России Знать:
– название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, родного города;
– государственную символику России Текущий 2 Солнечная система. 1 Комбинированный Живая и неживая природа. Солнце Знать:
– тела живой и неживой природы;
– общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
– планеты Солнечной системы.
Уметь различать объекты природы Текущий Эксперимент «Как Солнце освещает другие планеты».
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite; датчик света TI.
3 Солнечная система. 1 Комбинированный Земля – планета. Форма, размер Земли Текущий 4 Условия жизни на Земле. 1 Комбинированный Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года Уметь:
– характеризовать условия жизни на Земле; Текущий Эксперимент «Устанавливаем зависимость между освещённостью и температурой поверхности Земли».
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite; датчики температуры GoITemp (-20°С— 110°С) и света TI.
5 Условия жизни на Земле. 1 Экскурсия Роль света в жизни на Земле – объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
– соблюдать правила поведения в природе Текущий Эксперимент «Чист ли воздух, которым мы дышим? ».
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite, цифровой микроскоп.
6 Условия жизни на Земле. 1 Комбинированный Условия жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств от загрязнения. ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года Уметь:
– называть свойства воды, воздуха;
– решать задачи в учебных ситуациях,
высказывать предположения, сравнивать свои высказывания с текстом учебника Текущий 7 Условия жизни на Земле. 1 Комбинированный Условия жизни на Земле: воздух. Охрана воздуха от загрязнения Текущий 8-9 Человек изучает Землю (4ч) Человек познает мир. 2 Комбинированный Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания окружающего мира. Глобус как модель Земли Знать способы познания окружающего мира.
Иметь представление о глобусе, как модели Земли Текущий 10-11 Человек познает мир. 2 Комбинированный Карта (географическая и историческая). Карта полушарий Уметь работать с географической и исторической картой, глобусом, с контурной картой Текущий 12 Царства природы (27ч) Бактерии.
1 Комбинированный Какие бывают бактерии Уметь наблюдать бактерии через микроскоп Тематический 13-14 Грибы 2 Комбинированный Что такое гриб. Чем гриб отличается от растений. Какие бывают грибы Уметь отличать:
– грибы от растений;
– съедобные и несъедобные грибы Тематический Демонстрация « Микроскопические грибы вокруг нас».
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite; цифровой USB-микроскоп BasicProScope - HR Kit (BD-HRB).
15 Растения культурные и дикорастущие 1 Комбинированный Распространение растений на Земле. Особенности растений разных мест обитания Знать:
– некоторые особенности растений разных мест обитания;
– общие условия для жизни живых организмов
Уметь:
–использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
– различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
– приводить примеры разных групп растений (2–3 представителя из изученных).
Тематический 16 Если бы на Земле не было растений 1 Комбинированный Живая и неживая природа (различие, краткая характеристика объектов живой и неживой природы) Текущий 17 Растения прекрасные , но опасные 1 Комбинированный Ядовитые для человека растения: внешний вид. Опасные свойства различных органов. Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
– ухаживать за растениями;
– оценивать воздействие человека на природу;
– выполнять правила поведения в природе;
– осуществлять поиск дополнительной информации о растениях родного края, страны
– называть причины исчезновения растений;
– раскрыть значение растений в природе и жизни человека Тематический 18–19 Разнообразие растений на Земле 2 Комбинированный Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков Тематический 20-21 Как живёт растение 2 Комбинированный Части растений.
Деревья, кустарники,
травы, нахождение отличительных признаков Текущий 22-24 Размножение растений 3 Комбинированный Растения: части растений (плоды, семена, корни, клубни, корневища, луковицы) Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
– ухаживать за растениями;
– оценивать воздействие человека на природу;
– выполнять правила поведения в природе;
– осуществлять поиск дополнительной информации о растениях родного края, страны Текущий 25-26 Культурные растения в жизни человека 2 Комбинированный Роль растений в природе и жизни людей. Земледелие. Расселение культурных растений. Хлеб – всему голова Знать:
– общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Текущий 27-28 Красная книга России 2 Комбинированный Страницы Красной книги. Значение растений в природе и жизни человека Уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями;
– осуществлять оценку воздействия человека на природу;
– выполнять правила поведения в природе;
– принимать участие в охране природы;
– высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника;
– характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений. Текущий 29 Разнообразие мира животных 1 Комбинированный Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Роль животных в природе и жизни человека Знать:
– общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
– способы передвижения животных.
Уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными;
– осуществлять оценку воздействия человека на природу;
– выполнять правила поведения в природе;
– принимать участие в охране природы;
– высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника;
– характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных Текущий 30 Разнообразие мира животных 1 Комбинированный Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении Текущий 31-32 Животные – живые существа (организмы) 2 Комбинированный Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные) Знать:
- органы чувств животных
– приспособления животных к условиям жизни.
- способы питания, размножения. передвижения Текущий Демонстрационный эксперимент «Как работает сердце? ».
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite; датчик давления.
33-34 Беспозвоночные животные 2 Комбинированный Разнообразие беспозвоночных животных: моллюски, раки, черви, насекомые, пауки Знать и уметь:
– называть представителей позвоночных животных;
– составлять описательный рассказ о животном по плану.
Различать:
– животных разных групп; Текущий 35-36 Позвоночные животные 2 Комбинированный Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы. Различие
групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении. Млекопитающие (звери). Как животные общаются между собой? Текущий Демонстрация «Обтекаемый, как рыба» Оборудование: датчик силы.
– приспособления животных к среде обитания;
– особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания 37 Природные сообщества 1 Комбинированный Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы Уметь:
– называть причины исчезновения животных и растений; соблюдать правила поведения в природе. Текущий 38 Почему люди приручали диких животных. 1 Комбинированный Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животного мира Уметь:
– приводить примеры разных групп животных (2–3 представителя из изученных);
– раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных Текущий 39 Наша Родина: от Руси до России (11ч) Как люди узнают о прошлом. 1 Комбинированный Методы изучения прошлого (раскопки, предметы быта, монеты, произведения искусства). Знать : древние предметы быта. Текущий 40 Восточнославянские племена 1 Комбинированный Расселение восточных славян. Знать потомков восточных славян, показывать на карте союзы племен Текущий 41-43 Первые русские князья 3 Комбинированный Киев – столица Древнерусского государства. Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах Уметь показывать на карте территорию Древнерусского государства, столицу, крупные города Текущий 44 Как Москва стала столицей. 1 Комбинированный Москва – столица государства. Уметь показывать на карте территорию Московской Руси, города, вошедшие в ее состав Текущий 45 Иван IV Грозный – первый русский царь. 1 Комбинированный Венчание на царство Ивана IV. Характер и особенности поведения Грозного. Уметь: составить рассказ-описание портрет Ивана Грозного (по картине И. Глазунова «Иван Грозный»)
Текущий 46 Пётр I Великий 1 Комбинированный Венчание на царство Петра I. Знать: Петр I – первый император России, выдающийся деятель реформатор, создатель русского флота. Текущий 47 Екатерина II Великая 1 Комбинированный Венчание на царство Екатерины II/ Знать:
- Екатерина II – российская императрица Текущий 48 Последний российский император Николай II 1 Комбинированный Венчание на царство Николая II. Уметь: дать характеристику исторического времени Текущий 49 Советская Россия. СССР. 1 Комбинированный Советская Россия. Союз Советских Социалистических Республик. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о стране Текущий 50 Как люди жили в старину (12ч) Из истории имён. 1 Комбинированный Семья. Имя. Отчество. Фамилия Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Текущий 51-52 Какими людьми были славяне. 2 Комбинированный Облик славянина. Труд славян. Защита Родины. Забота о ближнем. Прием гостей. Отдых Уметь описать внешность славян, рассказать о труде наших предков, защите ими Родины. Знать обычаи приема гостей, отдыха Текущий 53-54 Скажи, какой у тебя дом. 2 Комбинированный Жилища славян: полуземлянка, изба, хата-мазанка. Каменные дома Знать, как выглядели жилища славян: полуземлянка, изба, хата-мазанка. Каменные дома Текущий 55–57 По одежке встречают… 3 Комбинированный Изготовление одежды (обувь, головные уборы) Знать, как изготавливали одежду (обувь, головные уборы). Текущий Эксперимент «Варежки-мешочки ».
Оборудование: компьютер с установленной программой LoggerLite; датчик температуры; две варежки из полиэтиленовых пакетов с различными наполнителями; пакет со льдом.
58 Русская трапеза 1 Комбинированный Традиции в разные исторические времена Знать, чем питались крестьяне Текущий 59-60 Верования языческой Руси. 2 Комбинированные Главные боги древних славян. Народные праздники. Знать- языческие праздники.
- христианские праздники Тематический 61 Принятие христианства на Руси 1 Комбинированный Значение новой веры в развитии общества. Христианские праздники. Знать год начала крещения Руси,особенности праздника Рождества Христова, Пасхи. Текущий 62-63
Как трудились в старину (7ч) Что создавалось трудом крестьянина? 2 Комбинированный Картины труда, традиций людей в разные исторические времена. Картины быта, труда Уметь называть виды деятельности крестьянина, помещика, крепостных, ремесленников.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов Текущий
64-65 Что создавалось трудом ремесленника? 2 Комбинированный Возникновение ремесленничества в России. Рассказывать о возникновении ремёсел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.
Текущий 66–67 Что создавалось трудом рабочего? 2 Комбинированный Возникновение мануфактур , заводов. фабрик. Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России.
Текущий 68 Открытия, которые совершил человек в XIX–XX веках 1 Комбинированный . Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России. Научные открытия. Знать как и когда появился пароход, автомобиль, самолёт как и когда прошло освоение космоса Текущий
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Список литературы для учеников:
Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир 1 класс: №1,2 ,3 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2015.
Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 2 класс: №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2015.
Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2013
Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 3 класс: №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф,.2015.
Учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф,
Рабочие тетради: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, 4 класс: №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2015
Список литературы для учителя:
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир, программа: 1-4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 184с Начальная школа XXI века.
2. Лаврентьева, Исакова, Чурнусова: Окружающий мир. 3 класс. Технологические карты
уроков по учебнику Н. Ф. Виноградовой. ФГОС
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений Содержание Реквизиты документа Подпись лица, внёсшего запись Согласовано