Программа элективного курса Основы потребительских знаний
ППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи элективного курса
Основная цель курса - воспитание знаний и умений грамотного поведения в рыночной и правовой среде как потребителя.
Задачи:
Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей.
Рассмотреть природу, виды потребностей человека и общества и пути их удовлетворения, способствовать формированию разумных потребностей.
Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
Наглядно, в доступной игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения при покупке товаров, оказании услуг.
Регулярно знакомить учащихся с основными законодательными актами, регламентирующими права и защиту интересов потребителей.
Продолжительность курса, формы проведения занятий
Курс рассчитан на 17 часов.
Учебное пособие, на котором основан курс, включает в себя 16 разделов. В зависимости от объема темы выделяется определенное количество часов. Курс построен в соответствии с учебником "Экономика. Основы потребительских знаний. 9 класс» Под общей редакцией Е.Кузнецовой, Д.Сорк. и программой Е.Кузнецовой «Основы потребительских знаний».
Особенности курса:
Практико-ориентированный подход в изложении содержания;
Опора на социальный опыт учащихся;
Формирование активной потребительской позиции;
Обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности школьников;
Решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения школьников в дальнейшем.
Все вопросы сгруппированы по темам с обобщающим названием. Описание каждого раздела делится на две части. В первой части излагается собственно содержание, пункты раздела программы. Во второй части указаны практикумы, деловые игры, конкурсные задания, творческие задачи и практические ситуации, уроки с элементами тестовых заданий, которые рекомендуются использовать при закреплении данного раздела для более активного вовлечения ученика в процесс познания предмета, опираясь на аналогии, примеры, реальную действительность.
Содержание учебного материала программы обладает новизной для учащихся. Раздел «Основы потребительских знаний» состоит из тем: «Потребитель и его потребности», «Источники информации для потребителей», «Маркировка товаров», «Защита прав потребителей» и др.
При планировании и организации занятий следует иметь в виду, что теоретический материал должен осознаваться и усваиваться преимущественно в процессе выполнения практических работ.
При изучении теоретического материала используются:
методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисково-исследовательский, репродуктивный (беседа, рассказ, лекция, семинар, применение новых знаний, самостоятельное изучение нового материала по книге, решение проблемных задач);
методы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся: текущие наблюдения, устный опрос, домашние творческие задания (составление перечня товаров и услуг, которые могут производить школьники в свободное от учебы время; составление рекламы товару или услуге);
дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность знаний доступность и посильность, сознательность и активность, связь теории с практикой, обучения с жизнью, научность, прочность и т.д.;
виды деятельности учащихся (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);
виды учебной работы: чтение, пересказ, слушание, ответы на вопросы;
формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тематическое планирование и содержание учебного материала
№ п/п
Тема урока
Элементы содержания
Дата проведения
План
Факт
Раздел 1. Потребитель и его потребности
1
Кто такие потребители
Проблема потребительского выбора
Цель и задачи курса «Основы потребительских знаний»
Понятия о потребителе
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
Наши потребности. Пирамида Маслоу
Суверенитет потребителя
Бюджетная ограниченность
Потребность и потребность
Издержки и выгоды
Практикум: Анализ личных потребностей
2
Виды и способы торговли
Понятие товара и торговли
Оптовая и розничная торговля
Комиссионная и посылочная торговля
Продажа товаров в кредит
Раздел 2. Информация и потребитель
3
Источники информациидля потребителей.
Информация. Источники информации (договор, реклама, независимые источники информации, потребительские издания, советы друзей, знакомых)
Информация изготовителя
Анализ информации. Как пользоваться информацией
4
Как прочитать этикетку товара
Маркировка товаров
Символы на этикетках, упаковках и вкладышах
Товарные знаки и их назначение
Стандарты качества и безопасности
Экологические символы
Международные стандарты размеров одежды
Штриховой код
Индекс Е. Классификация пищевых добавок
Практикум: Что стоит за цифрами?
Практикум: Определение пищевых добавок в продуктах.
5
Сертификация товаров
Значение сертификации для потребителей
Потребительское тестирование товаров
Потребительское тестирование услуг
Товары – подделки
Практикум: Международные стандарты размеров одежды
6
Зачем нужна реклама
Понятие о рекламе ( рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель)
Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы
Регулирование рекламы
Недобросовестная реклама. Скрытая реклама
Социальная реклама. Роль социальной рекламы
Требования к оформлению рекламы
Деловая игра: Рекламный агент
Раздел 3. Деньги и потребитель
7
Доходы и расходы потребителя
Потребности и возможности
Семейный бюджет
Виды расходов
Сбережения и расходы в долг
Практикум: Планируемый месячный бюджет.
8
Мир скидок.
Пластиковые карточки
Виды скидок
Дисконтные системы
Выгодность скидки
История появления
Правила пользования карточкой
Дисконтная карточка
Кредитная карточка
Раздел 4. Как себя вести?
9
Права потребителей
Основные права потребителей
Ответственность производителей и продавцов за нарушение этих прав
Потребительское законодательство в России
10
Поведение потребителя в магазине
Выбор товара. На что обращать внимание
Обсчет и обвес
Если товар не подошел
Если товар некачественный
Практикум: Составление претензии
11
Правила пользования коммунальными услугами
Виды коммунальных услуг
Договоры обслуживания
Ответственность коммунальных служб
Практикум: Оплата коммунальных услуг
12
Поведение потребителя на транспорте
Заключаем договор железнодорожной перевозки, авиаперевозки, туристических услуг
Приобретение билета
Опоздание на транспорт. Задержка рейса
Возвращение билетов
Ответственность перевозчика
13
Поступая в платное учебное заведение
Когда образование является услугой
Выбор специальности и учебного заведения
Условия обучения
Заключение договора
14
Этика потребительского поведения
Ошибки продавцов
Искусство компромисса
Потребитель и окружающая среда
Понятие «зеленое» потребление
Раздел 5. Защита потребителя
15
Самозащита потребителя
Понятие самозащиты
Способы самозащиты потребителя
16
Государственные и общественные организации по защите прав потребителей. Судебная защита потребителя
Роль государства в защите прав потребителей
Органы общей компетенции
Органы специальной компетенции
Федеральные и местные органы по защите прав потребителей
Общественные организации потребителей
Услуги юриста
Суд. Необходимость судебного разбирательства
Судебный процесс
Мировое соглашение
Судебное решение
Практикум: Как обжаловать решение суда
17
Грамотный потребитель
Обзорное занятие. Урок-игра «Грамотный потребитель»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
основные закономерности экономической жизни общества, категории экономической науки и изучаемого курса;
место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека, пути их удовлетворения и формы разумного потребления;
специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;
основы теории потребительского поведения;
свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.
Учащиеся должны уметь:
разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения;
анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества, статистические данные, работать с дополнительной литературой;
различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;
защищать свои права в случае их нарушения.
Сегодняшний деловой мир нуждается в людях, способных принимать экономические грамотные решения и нести ответственность за их проведения в жизнь.
Овладение школьниками содержанием данного курса позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий: менеджер, маркитолог, предприниматель, бухгалтер, экономист и др.
Список литературы для обучающихся
Экономика. Основы потребительских знаний. 9 класс. Под общей редакцией Е.Кузнецовой, Д.Сорк.
Настольная книга потребителя жилищно-коммунальных услуг. С.А.Атаманенко М.: Издательство Феникс, 2010. -288 с.
Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 2001. – 863с.: ил.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: издательство Юрайт, 2015. – 47с.;
Федеральный закон «О рекламе». Д.Насибулина – М.: Издательство Эксмо,2014.– 32с.
Защита прав потребителей. Часто задаваемые вопросы И.Е.Горина, М.: Издательство Юрайт, 2012. – 119 с.
Периодические издания: газетные статьи.
Журнал «Спрос»
15