Конспект урока информатики Информация вокруг нас
Технологическая карта урока информатики в 5 классе
по теме «Информация вокруг нас»
Цель Создание условий для формирования понятия «информация»; о видах информации; о каналах получения информации; о формах представления информации.
Задачи урока Образовательные: ввести новые понятия, закрепить основной программный материал
в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль;
Развивающие: развивать логическое мышление, расширять кругозор;
развивать логическое мышление школьников.
Воспитательные: развивать познавательный интерес, воспитывать
коммуникативную культуру.
Тип, вид урока Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Технология урока Технология развития критического мышления, ИКТ
Планируемые результаты (предметные) Обучающийся сформирует понятие «информация»; познакомится с формами представления информации.
Личностные результаты Будут сформированы: любознательность и интерес к изучению информатики, умение оценивать усваиваемое содержание.
Метапредметные УУД Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений: искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного введения диалога и участия в дискуссии.
Формы и методы обучения Формы: фронтальная.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные.
Оборудование Таблички с номерами групп, тетради, тесты, учебник.
Организационная структура урока
Этапы урока,
цель Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Осуществляемые действия Формируемые умения
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок. - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. Осуществляют самопроверку, самоконтроль.
II. Мотивация к изучению нового материала. Целеполагание
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности Учитель: Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше. Откуда вы можете получать новые знания, сведения, новости?
Ответ: Из книг, от друзей, по телевидению, по радио, от учителя.
Учитель: Правильно. Новые знания, которые вы получаете слушая объяснения учителя на уроке, сведения, которые вы получаете из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь все это можно назвать одним словом
Каким?
Ответ: ИНФОРМАЦИЯ.
(Демонстрируется слайд 2)
Учитель: Определите тему нашего урока?
- о чем бы вы хотели узнать на нашем уроке, что для вас было интересно?
- Как вы думаете что такое информация?
- На этот вопрос мы с вами ответим с помощью толкового словаря.
ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем нас мире. (Демонстрируется слайд 3)
Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, в ходе урока вы будете выполнять различные задания. А в конце урока проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему с помощью теста.
Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.
Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный?
Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый?
Как узнаем, громко играет музыка или тихо?
Как узнаем, что у мамы “убежало” молоко?
Ответ: Потрогать рукой, попробовать на язык, слышим ушами, почувствуем носом.
Учитель: Действительно, информацию об окружающем нас мире: о цвете, запахе, температуре, вкусовых качествах, физических свойствах предметов люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния.
(Демонстрируется слайд 4)
В зависимости от того, с помощью какого органа была получена информация, ее делят на виды:
Учитель: вспомните в начальных классах мы немного говорили о них?
Ответ: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная или тактильная. (Демонстрируется слайд 5)
Учитель: Как вы думаете, ребята, с помощью какого органа мы получаем больше всего информации?
Ответ: Глаза
Учитель: Больше всего информации человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки; различаем цвет, форму, размер, расположение предметов. Известно, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% - на тактильные ощущения и лишь 7% составляет информация, воспринимаемая в текстовой форме.
Учитель: Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств, для разных животных различна.
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение, формулируют предположения. Осуществляют наблюдения, анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.
I I I. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.
Работа по группам
Физкультминутка
Задание №1 (устно)
Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развито у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?
(Демонстрируется слайд 6. Ответы обсуждаются.)
Задание №2 (устно)
Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какого вида информацию не получает средняя обезьянка?
(Демонстрируется слайд 7)
Ответ: Слуховую
Задание №3: (письменно)
Разделите эти слова по видам информации и заполните таблицу.
(Тепло, вкусно, больно, громко, красиво, холодно, тихо, жарко, кисло, ароматно, горячо, сладко).
(демонстрируется слайд 8)
Задание №4 (устно)
Среди предложенного ряда слов найдите лишнее. Ответ объясните.
Синее, яркое, сладкое, далекое (1гр.)
Громкий, тихий, горячий, звонкий (2 гр)
Кислый, вкусный, горький, ароматный (3гр)
(Демонстрируется слайд 10)
Электронная физкультминутка
Предполагают, что живым организмам присущи свойства: питание, дыхание, рост, развитие и т.д.
Выполняют упражнения.
Осуществляют профилактику утомляемости.
V. Первичное закрепление изученного материала.
Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
Взаимопроверка Учитель: Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д. По форме представления информация делится на следующие виды: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
(Демонстрируется слайд 12)
На столе разложены предметы, на которых информация представлена в различных формах. Распределите их по формам представления информации. (у каждой группы свой вид информации)
1гр.-числовая и текстовая
2 гр.-графическая
3гр-звуковая и видеоинформация
Предметы: рисунок, книга, фотография, музыкальная кассета, цифры, схемы, карты, видеокассета, пример по математике, наушники, плеер, газета, журнал, калькулятор
А теперь проверим, хорошо ли вы усвоили тему сегодняшнего урока. У каждого на столах лежат тесты по уровню сложности
Тот кто думает что он плохо усвоил тему он возьмет тест на красных карточках
Тот кто усвоил но немного не запомнил на зеленых карточках
Тот кто понял тему на синих
Красные:
1. Дайте самый полный ответ.
Информация – это…
А. сведения об окружающем нас мире
Б. то, что передают по телевизору в выпусках новостей
В. прогноз погоды
Г. то, что печатают в газете
2. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.
А. глаза
Б. уши
В. кожа
Г. нос
Д. язык
Зеленые:
1.Информация – это…
А. сведения об окружающем нас мире
Б. то, что передают по телевизору в выпусках новостей
В. прогноз погоды
Г. то, что печатают в газете
2. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии – это…
А. числовая информация
Б. текстовая информация
В. звуковая информация
Г. видеоинформация
Д. графическая информация
3. Все, что мы слышим, - человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машины – относится к…
А. числовой информации
Б. текстовой информации/
В. графической информации
Г. звуковой информации
Д. видеоинформации
Синии:
1. Дайте самый полный ответ.
Информация – это…
А. то, что передают по телевизору в выпусках новостей
Б. прогноз погоды
В. сведения об окружающем нас мире
Г. то, что печатают в газете
2. Укажите “лишнее”
А. глаза
Б. уши
В. лицо
Г нос
Д. язык
3. Количественные характеристика объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов и т. д. – представляются в форме…
А. числовой информации
Б. текстовой информации
В. графической информации
Г. звуковой информации
Д. видеоинформации
4. Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков, относится к…
А. числовой информации
Б. текстовой информации
В. графической информации
Г. звуковой информации
Д. видеоинформации
- взяли в руки карандаш или ручку другой пасты поменялись работами с соседом по парте осуществляем взаимопроверку ответы и критерии оценивания представлены на слайде
Ребята в начале урока каждый перед собой ставил цель достигли ли вы своих целей.
Отвечают на вопросы учителя, выполняют тестирование.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Учитель: А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне.
Осуществляют самоанализ деятельности Воспринимают оценку своей работы учителем.
VII. Подведение итогов.
Выявление качества и уровня овладения знаниями. Домашнее задание : ( по уровню сложности)
Красные: учебник параграф 1.1.
Задание. №4 стр.11
Зеленые: учебник параграф 1.1.
Задание №5,6 стр.11
Синии: учебник параграф 1.1.
Задание 7,9 стр.11
Дополнительное задание : представить в различных формах информацию о том , как ты провёл лето.
Слушают учителя, записывают задание в дневники. Высказывают свое мнение и позицию.
Читают задание. Задают уточняющие вопросы.