Характеристика возрастных особенностей младших школьников

Учёт возрастных особенностей младших школьников
в их воспитании.

Младший школьный возраст является одним из самых значимых периодов детского развития. Ребёнок входит в более широкий, чем прежде, социальный мир – мир школы. Впервые его действия становятся социально значимыми и начинают оцениваться. С началом школьного обучения начинается формирование учебной деятельности, которая в младшем школьном возрасте становится ведущей и определяет развитие всехтпсихических функций ребёнка и коренным образом влияет на интеллектуальное, личностное и социальное развитие.
Как характеризовать учебную деятельность? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но это недостаточная характеристика. Это деятельность, непосредственно направленная на усвоение знаний науки и культуры, накопленных человечеством. Предметы науки и культуры- это особые предметы, с которыми надо научиться действовать. Это и является целью учебной деятельности.
Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна возникнуть, сформироваться. Ребёнок должен научиться учиться. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы: прежде всего ребёнка надо научить учиться.
Как же осуществляется построение учебной деятельности? Процесс её развития – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных звеньев в учебной деятельности. На начальных этапах она осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Затем ребёнок учится самостоятельно совершать отдельные учебные действия, затем – в старших классах – учится выстраивать весь процесс учебной деятельности самостоятельно. Учебная деятельность может считаться сформированной, когда в процессе обучения учениу самостоятельно ставит перед собой задачи собственного изменения. В этом и состоит основная задача обучения – изменение ученика.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей. Она задаёт и организует развитие всех основныхтпсихических новообразований. Каковы же главные новообразования возраста?
Во-первых, в младшем школьном возрасте большие изменеия происходят в познавательной сфере ребёнка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Ребёнок начинает воспринимать запоминание как особую, самостоятельную задачу, учится пользоваться этим. Кроме того, происходит интенсивное формирование приёмов запоминания. От наиболее примитивных приёмов (повторение, длительное сосредоточение внимания) ребёнок переходит к более сложным (группировка по смыслу, осмысление связей разных частей материала). Усложнение приёмов запоминания является очень важным психологическим приобретением младшего школьника, поскольку в дальнейшем именно на этом строится развитие интеллектуальной сферы.
Однако это процесс не протекает спонтанно: ребёнка надо обязательно учить, как связывать между собой части запоминаемого материала, как использовать знаковые системы. К сожалению, этот момент очень часто оказывается вне поле зрения педагогов и родителей. В результате многие дети приходят в среднее (а часто и в старшее) звено школы, научившись лишь зубрить изучаемый материал.
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Необходимо учить детей рассматривать объект, руководить восприятием, поскольку это является основой последующего развития интеллектуальной сферы.
С началом учебной деятельности начинается становление внутреннего плана действий – умение выполнять ряд последовательных операций в уме.
Учебная деятельность с необходимостью требует от ребёнка развитие такого важного качества, как воля. В этом возрасте формируется способгость сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах, умение довести начатое дело до конца, заниматься тем, что на данный момент не представляется интересным. Это является важным компонентом успешности ребёнка в учёбе.
В младшем школьном возрасте существенное развитие происходит в личностной сфере. Становление личности связано с новым уровнем развития самосознания, когда ребёнку становится доступным осознание себя в системе человеческх отношений. Новый уровень самосознания наиболее чётко проявляется в его внутренней позиции, впервые возникающей в этом возрасте. Внутренняя позиция определяет отношение человека к себе и к занимаемому им положению в жизни и характеризует личность в целом.
В младшем школьном возрасте внутренняя позиция, прежде всего, характеризует внутреннюю позицию школьника. У детей со сформированной позицией школьника действия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребёнка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Как показывают исследования, желание ребёнка учиться напрямую связано со сформированностью внутренней позиции школьника.
Как правило, к шести-семи годам складывается общее отношение к себе: «Я – хороший» или «Я – плохой». Однако, самооценка первоклассника в одном виде деятельности может отличаться от самооценки в других. Например, в рисовании ребёнок может оценивать себя правильно, в математике – переоценивать, в пении – недооценивать. Критерии, используемые ребёнком пр оценивании себя, в значительной степени зависят от педагога.
На основе самооценки складывается и уровень притязании – тот уровень достижений, который, по мнению ребёнка, ему по силам. Родителям и педагогам младших школьников важно активизировать самооценку, формировать психлогически благополучный уровень притязаний. Психлолгами установлено, что самооценка в младшем школьном возрасте зависит в первую очередь от успеха, которого ребёнок добивается в совместной детской деятельности, если обеспечить успех в деятельности детям, не пользующимся популярностью.
В связи с приходом в школу у ребёнка появляется ярко выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих людей деятельность. Как правило, это реализуется в стремлении к учению, в желании быть школьником, в стремлении выполнять поручения взрослых взять на себя какие-то обязанности в семье.
В младшем школьном возрасте происходит расширение социального пространства и, как следствие – существенно расширяются социальные отношения ребёнка. Если до этого жизнь ребёнка происходила главным образом в семье, то с момента поступления в школу ему открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников и детей, проживающих по соседству, учителей и других взрослых.
С приходом ребёнка в школу происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. Если у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «Ребёнок – взрослый» и «Ребёнок – дети», то в школе возникает новая структура этих отношений. Система «Ребёнок – взрослый» разделяется на две составляющие: «Ребёнок – родители» и «Ребёнок – учитель». Система «Ребёнок – учитель» начинает определять отношения ребёнка к родителям и отношение ребёнка к детям, становится центром жизни ребёнка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, и с детьми тоже.
Важным в младшем школьном возрасте становится развитие межличностных отношений. Впервые у ребёнка возникает ситуация не просто совместных со сверстниками игр, а важных общих дел и заданий. В этом возрасте возникают и получают развитие дружеские отношения. Умение дружить также зарождается в младшей школе.
Таким образом, источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот процесс влияет на развитие как интеллектуальной, так и личностной сфер ребёнка.

15