ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ 10-12 ЛЕТ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.


Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района
« Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ 10-12 ЛЕТ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
подготовила
учитель английского языка
Волк Ирина Николаевна
п.Верхнеказымский2017г.
Общеизвестно, что чем раньше ребенок начинает изучать иностранный язык, тем лучше результат. По сравнению с 7-8-классниками учащиеся 5-6 классов имеют рад преимуществ. Эти преимущества могут быть использованы лишь тогда, когда учитель иностранного языка будет хорошо осведомлен о них.
В соответствии с современной периодизацией детского развития возраст детей 10-11 лет относится к младшему подростковому. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что учение дает возможность узнать много нового, интересного и полезного. Эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения.
Чтобы успешно использовать обучение ребенка для его развития, надо уметь вызвать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от которых зависит внутренний характер действий. В психологии, как известно, их называют мотивами. Мотивы – это психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека к предметам и явлениям окружающего мира.
В этот период у учащихся 5-6 классов формируется интеллект, самосознание, совершенствуются все психические процессы. Подростки уже умеют организовывать и контролировать все свои действия, но их внимание отличается противоречивостью. Быстрая утомляемость подростка ведет к неустойчивому вниманию.
На умственное развитие ребенка оказывает принципиальное влияние деятельность учения. При этом определяющее значение имеют усвоение и развитие речи в системе обучения. Стихийное усвоение речи в первые годы детства должно смениться программным развитием в условиях школьного обучения. Главной характеристикой психологического развития 5-6-классников является огромный интерес, постоянная готовность к общению и тем формам деятельности, которые требуют общения. Развитию речи в этом возрасте содействует умственное развитие – способность полно и адекватно оценить ситуацию, проанализировать происходящее, умение определить проблему и способность логически верно описать обсуждаемую ситуацию. Ведущую роль на этом этапе играет общение со сверстниками, в процессе которого младший подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Вследствие чего можно говорить о необходимости развития у учащихся, прежде всего, грамматического навыка, понятия четкой грамматической структуры.
Исследователи детской речи указывают, как правило, на слабое развитие у детей в 6 классе связной монологической речи, ее четкой структуры, на преобладание у них ситуативных ее форм над контекстными. Некоторые подростки испытывают затруднения при необходимости абстрагироваться от наглядного значения слов и ориентироваться лишь на их грамматическую форму, что обосновывает следующие трудности, которые возникают в процессе формирования грамматических навыков на начальном этапе обучения. Эти трудности бывают двух видов:
-функциональные, т.е. связанные с использованием грамматических явлений в речи;
-формальные, т.е. связанные со способом формообразования.
Эти трудности имеют под собой ряд психологических обоснований, связанных с психологическими особенностями детей в 6 классе, считает ведущий липецкий методист Г.И. Мокроусова. Одной из главнейших особенностей, позволяющих нам говорить о трудностях, является скудность у 5-6-классников опыта социальной коммуникации и незрелости самой деятельности общения как психологического фактора. В таком случае можно говорить, что школьники в этом возрасте ориентируются на наглядное значение, а не на его грамматическую форму.
Успех или неуспех в учебе влияет на формирование у учащихся отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, стремление ко все более успешным результатам. Неудача вызывает отрицательные эмоции, небрежное отношение к предмету и желание прервать занятие. Следовательно, фактор успеха или неудачи не может не оказать влияния на построение учителем плана уроков, т.к., по мнению Стронина М.Ф., Эльконина Д.Б. и других выдающихся педагогов современности, именно он должен быть построен на основе данных особенностей учащихся 6 классов.
«Восприятие – один из процессов чувственного познания действительности. Ребенок, осязая предметы, получает информацию о свойствах и признаках этих предметов. В учебной деятельности восприятие учащихся основывается не только на ощущениях, но, прежде всего, на умении видеть, слышать, на развитии восприятия пространства и времени, размеров и форм», - пишет Зимняя И.А. На основе вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что этим умениям детей нужно учить, т.к. восприятие формируется в процессе деятельности. В результате целенаправленного учения, практического действия, оно формируется и расширяется, «само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения». В современной методике существует ряд методов и приемов, направленных на развитие данного вида психологического процесса.
При отборе и распределении упражнений, направленных на формирование грамматического навыка, учителю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся. Известно, что неповторимость, индивидуальность каждого ребенка складывается из совокупности бесчисленного количества его свойств. В результате анализа литературы по психологии и методике обучения иностранному языку (И.А. Зимняя, В.П. Кузовлев, С.Ю. Николаева, В.С. Цетлин, Н.Д. Гальскова) можно сделать вывод, что указанную группу особенностей составляют:
а) особенности направленности личности обучаемого (мотивы, интересы, склонности), поскольку опора на них позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации;
б) социокультурные, возрастные особенности, коммуникативная компетенция, эмоциональность.
Учет этих особенностей позволяет создавать благоприятные условия для подготовки школьников к естественной коммуникации.
На протяжении всего начального курса обучения иностранному языку идет развитие грамматической стороны речи. При изучении грамматики слово начинает выступать как часть речи, имеющая свою грамматическую форму. Но сначала для ребенка оно открывается своей конкретно-смысловой стороной. Так, определение грамматических понятий часто подменяется характеристикой самого предмета. Обучение грамматике же требует отвлечение от конкретно-смыслового содержания слова и выделения особенностей слов по их принадлежностям к частям речи.
Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности – письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь на английском языке. На основании вышеизложенных фактов, обоснованных отечественными психологами, можно говорить о необходимости учета этих психологических особенностей у учащихся и отражение их в построении обучения иностранному языку.
Существует ряд особенностей учащихся, которые учителю необходимо принимать во внимание при обучении иностранному языку. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить описание следующих внешних признаков интересующих нас индивидуальных особенностей характера: у холерика (быстрота, спонтанность, вспыльчивость), сангвиника (эмоциональность, энергичность), флегматика (спокойствие, уравновешенность, рассудительность) и меланхолика (вялость, стеснительность, застенчивость). Учет этих черт, на основе индивидуального подхода, поможет учителю иностранного языка сделать урок более ярким, имеющим выраженную коммуникативную направленность.
При обучении грамматическим навыкам в 6 классе необходимо учитывать основные психологические особенности учащихся 11-12 лет. Это значит, что для «овладения речевыми навыками как компонентами коммуникации нужно создать ситуацию целенаправленной тренировки языкового материала в учебной и подлинной коммуникации (в условно-коммуникативных аспектно-ориентированных и комплексных упражнениях).
В школьных условиях владение речевыми грамматическими (морфологическими и синтаксическими) навыками возможно лишь на ограниченном, но коммуникативно-достаточном уровне. Это означает, что учащиеся могут допускать неточности и ошибки в устной и письменной речи, которые не должны препятствовать коммуникации».
Т.о. специфические возрастные особенности младших подростков требуют от учителя умение сделать процесс обучения иностранному языку увлекательным и доступным. Использование различных методов и приемов, направленных на обучение грамматике, дают возможность реализовать методику обучения иноязычной речевой деятельности в соответствии с психологическими особенностями школьников 10-12 лет, сделав, таким образом, урок иностранного языка более эффективным, интересным.
На основе вышеизложенных фактов, характеризующих развитие учащихся 6 класса, можно сделать вывод о необходимости учета их основных психологических особенностей, о важности нахождения и использования учителем основных преимуществ для формирования грамматического навыка на начальном этапе обучения.

Список использованной литературы
1.Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку. – М.: Просвещение, 1991 г.
2.Гализо М.В. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1984 г.
3.Рогова Г.В. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2000 г.