Родительское собрание в 4 классе по теме О физиологических особенностях детей 9-12 лет
Родительское собрание
Тема « О физиологических особенностях детей
9 – 12 лет».
Класс: 4
Проводит: Круглова Елена Викторовна
учитель начальных классов
МКОУ Купреевская СОШ
Гусь – Хрустального района
Форма проведения: лекторий для родителей
Цели: формирование представлений о физиологических особенностях этого возраста.
Задачи:
ознакомить родителей с физиологическими изменениями, происходящими в организме ребенка;
информировать, как влияют эти изменения на развитие и поведение ребенка;
ознакомить родителей с показателями физического развития учеников класса;
проанализировать проблемы, возникающие у детей со здоровьем, найти пути их решения.
Ход собрания Подготовительный этапОрганизовать в классе составление детьми «Книги рекордов класса».
Подготовить наглядные схемы «Зарядка для глаз».
Подготовить памятки для родителей.
Организационный этапОформить доску наглядными пособиями к собранию «Рекорды класса». Разложить на партах листы с анкетой для родителей.
Проведение педагогического всеобучаКлассный руководитель. XXI век - век технического и научного прогресса, век максимальных скоростей и нагрузок, в акселерации молодежи. Проблема влияния физиологических изменений в организме подростка на его психическое, физическое, нравственное здоровье становится особенно актуальной. Так называемое среднее детство (возраст, в котором находятся сейчас наши дети) - это то время, когда мальчики и девочки совершенствуют свои двигательные способности и становятся более независимыми. Поэтому они нуждаются в организации условий для применения этой активности. При благоприятных возможностях или специальном обучении дети в этот период способны научиться плавать, играть в баскетбол, танцевать и играть на музыкальных инструментах. В этот период такие групповые виды спорта, как футбол, волейбол, приобретают особое значение благодаря улучшению координации движений и физической ловкости.
Какие же сдвиги происходят в физических характеристиках и двигательных навыках у детей младшего школьного возраста? Этому будет посвящено сегодня наше собрание. Кроме того, мы обсудим ряд важных, связанных со здоровьем детей проблем, возникающих в течение этого периода развития, например, избыточный вес, поддержание физической формы, травмы и т. д. И, наконец, мы поговорим о создании в школе и дома такой среды, которая обеспечивает возможность активной жизнедеятельности и развития двигательных навыков.
В среднем детстве происходит более медленный и плавный рост ребенка по сравнению с первыми двумя годами жизни. Шестилетний ребенок в среднем весит 20,5 кг, а его рост равен 106 см. С момента поступления детей в школу наступает период равномерного роста, который длится примерно до 9 лет у девочек и до 11 лету мальчиков, то есть до того времени, когда начинается скачок роста.
До 9-летнего возраста девочки немного легче и ниже мальчиков, однако, затем темпы их роста резко увеличиваются, благодаря интенсивным гормональным изменениям, начинающимся у них раньше, чем у мальчиков. После 9 лет рост девочек начинает опережать рост мальчиков, хотя известно, что некоторые девочки отстают по росту и весу от своих сверстниц. Эти различия могут оказывать влияние на образ тела ребенка и его восприятие себя, самооценку - еще один пример взаимодействия процессов физического и социального развития.
Не у всех детей процесс созревания идет с одинаковой скоростью. Это связано с индивидуальными свойствами организма, здоровьем ребенка, экологической обстановкой, семейными особенностями и т. д.
По мере того как тело растет, происходят и внутренние физиологические изменения. Эти изменения охватывают кости, подкожный жировой слой, мышцы, а также головной мозг. Посмотрим, как развивается костная система. В этот период происходит удлинение костей, что может иногда сопровождаться усиливающимися болями. Онемение конечностей и ноющая боль в костях особенно часты по ночам и могут доставлять ребенку много неприятных переживаний. Детям нужно объяснить, что это всего лишь нормальная реакция тела на рост. Родители должны сознавать, что скелет и связки детей младшего школьного возраста еще окончательно не созрели, и поэтому большие нагрузки на тренировках могут привести к серьезным травмам. У ребят, занимающихся контактными видами спорта, часто травмируются лучезапястные, голеностопные и коленные суставы. У тех, кто занимается баскетболом, волейболом, травмируются локтевые суставы. Потеря молочных зубов также связана с развитием костной системы в среднем возрасте. Начиная с 6 - 7 лет дети теряют 20 молочных зубов. Когда появляются первые постоянные зубы, они иногда кажутся слишком большими для детского рта - до тех пор, пока кости лицевой части черепа в процессе роста не приобретут соответствующие размеры. Один из бросающихся в глаза признаков - «бобровые клыки».
Происходят изменения и в жировых и мышечных тканях. Если у мальчиков в этом возрасте подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, то у девочек начинается его рост, что связано с внешними различиями в строении фигуры у взрослых мужчин и женщин. Мышцы же увеличиваются по длине, ширине и толщине. Мальчики и девочки в это время примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания положение меняется, так как мускулатура мальчиков становится крупнее и сильнее.
Развитие головного мозга внешне наблюдается в лобных долях. Они ответственны за мышление и сознание. К 8 годам мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. В период среднего детства развитие мозга влечет за собой более эффективное функционирование. Мышление детей в возрасте 10 - 12 лет переходит от конкретных операций на уровень логического вывода, умозаключений. Они способны теоретически рассуждать о мире, в котором живут, о том, что может произойти в будущем; строят догадки относительно каких - либо условий и проверяют свои предположения.
Продолжается развитие двигательных навыков: силы, быстроты, координации. Многочисленные исследования говорят о значительном прогрессе моторного развития в этот период. Так, в возрасте 7 лет мальчик может бросить мяч примерно на 10,5 м. К 10 годам это расстояние увеличивается вдвое, а к 12 годам - втрое. Точность броска при этом также повышается. У девочек наблюдается аналогичный прогресс в умении бросать и ловить мяч, но дальность бросания при этом меньше, чем у мальчиков, что связано с отличиями в развитии мышечной системы. Поэтому в 4 - 5 классе проведение уроков физической культуры организуется раздельно.
Умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников. Возникает опасность отчуждения от детского коллектива неуклюжих детей с плохой координацией. Их в этом возрасте часто не принимают в групповые игры, и они могут продолжать чувствовать себя лишними еще долго после того, как их физическая неловкость сама собой исчезнет. Такую проблему надо вовремя увидеть взрослым и найти другие пути реализации личности и повышения самооценки таких детей. Рассмотрим, какие проблемы могут возникать со здоровьем. Этот возраст - один из самых здоровых периодов в жизни человека. Тем не менее, есть определенные проблемы, с которыми можете столкнуться вы и ваш ребенок. В это время у детей довольно часто развивается близорукость, или миопия, в результате чего увеличивается число учеников, которые носят очки. С целью профилактики этого нарушения необходимо следить за гигиеной зрения. Приучите ребенка следить за освещением, положением глаз при чтении и письме. Во время отдыха можно порекомендовать ему зарядку для глаз.
Широко распространенная проблема среди детей этого возраста - ожирение. Давайте подробнее поговорим о его причинах и следствиях. Больше всего настораживает то, что примерно 70% детей, имеющих избыточный вес в возрасте 10 - 13 лет, обычно страдают излишней полнотой и тогда, когда становятся взрослыми. Чрезмерные жировые отложения увеличивают вероятность развития сердечнососудистых заболеваний, высокого артериального давления, диабета и других осложнений со здоровьем. В развитии ожирения, как правило, важную роль играют генетические факторы. Если мама или папа ребенка страдают ожирением, он также, с вероятностью 40%, будет обладать избыточным весом. Если же оба родителя отличаются чрезмерной полнотой, эта вероятность возрастает до 80%.
Избыточный вес у детей в настоящее время встречается чаще, чем 20 лет назад. Почему? Одна из причин в том, что за последние два десятилетия многократно увеличилось количество времени, которое ежедневно ребенок проводит перед телевизором, компьютером, лишая себя двигательной активности. Кроме того, к сожалению, наши дети увлекаются нездоровыми продуктами питания: жуют чипсы, шоколадные батончики, различные продукты быстрого питания (гамбургеры, пицца и т.п.), запивая их сладкими напитками. При этом полезных питательных веществ они получают меньше, а калорий больше. Возрастает риск нарушений обмена веществ.
Однако, даже при значительном избытке веса ребенка, не следует прибегать к разнообразным способам быстрого похудения в этот период. Детям необходима сбалансированная, питательная диета для поддержания соответствующего энергетического уровня и нормальных темпов роста. Вместо попыток быстрого снижения веса у детей, надо прививать им привычки здорового питания. Например, им следует увеличить потребление такой полезной для здоровья пищи, как фрукты и овощи, и снизить потребление пищи с высоким содержанием жиров, например пиццы. Не менее важно при этом и увеличить физическую активность.
Часто избыточный вес является следствием низкого уровня культуры досуга в семье. Даже если вы очень устаете за рабочую неделю, во благо ребенка не подменяйте просмотром всех подряд передач активный семейный досуг. Хотя полнота детей в меньшей степени является фактором риска для здоровья, чем тучность взрослых, этот «недостаток», тем не менее, имеет серьезные социальные и психологические последствия. Сверстники могут отвергать таких детей из - за их нетипичной внешности и неловкости движений. В результате у ребят, страдающих ожирением, может сформироваться низкая самооценка, еще больше отбивающая у них охоту играть со сверстниками или заниматься физической деятельностью, в т. ч спортом.
Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы
Классный руководитель. Итак, в возрасте 10 - 12 лет в организме ребенка происходят существенные изменения. Основная потребность школьников в этом возрасте - движение. Какие же рекомендации можно дать родителям для сохранения и укрепления здоровья детей?
(Организуется обсуждение по материалам собрания. Представители инициативной группы выносят на обсуждение рекомендации.)Предлагаем вам памятку, которая поможет правильно воспользоваться преимуществами в физиологическом развитии детей для сохранения их физического и психического здоровья.
Памятка родителям.
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка.
Разговаривайте со своим ребёнком о необходимости беречь здоровье.
Личным примером демонстрируйте сыну или дочке уважительное отношение к собственному здоровью.
Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
Если ребёнок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах, посещайте детские праздники.
Дарите ребёнку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
Не смейтесь над ребёнком, если он выполняет какое- то упражнение не так.
Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
Не ждите, что здоровье само придёт к вам. Идите вместе с дочкой или сыном ему навстречу!
Ознакомление с «Книгой рекордов 4 класса»
Классный руководитель. В течение недели при подготовке к собранию мы с детьми организовали составление «Книги рекордов Гиннеса 4 класса». Мы проводили исследования и измерения на переменах, уроках физкультуры. Представляем вам ее страницы:
Самая высокая девочка – Щепетова Регина
Самый быстрый бегун - Груздев Глеб
Самая гибкая девочка - Груздева Алёна
Самый ловкий ученик - Якушев Миша
Дальше всех прыгает - Касаткина Галя
Дальше всех кидает мяч среди девочек – Дроздова Вика
Больше всех поднимает туловище – Дроздова Карина
Самая выносливая – Коршунова Маша
Самая безобидная - Лыкова Настя
Самая настойчивая – Иванова Алёна
Подведение итогов родительского собрания
Классный руководитель. В заключение еще раз подчеркну, что в младшем школьном возрасте у детей формируется способность к длительной целенаправленной как умственной, так и физической деятельности. Поэтому родителям необходимо создать условия для поддержания их стремления к активности. Это способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и укреплению его здоровья, как психического, так и физического. А чем лучше здоровье ученика, тем он успешнее учится, общается со сверстниками и взрослыми, тем выше его самооценка.
На проблемах сохранения здоровья ребенка мы подробнее остановимся на одном из родительских собраний.
Возможное решение родительского собрания:
1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
2. Следить за питанием детей, проводить регулярные воспитательные беседы.
3. Обеспечить ребенку возможность реализовать свои потребности в активных физических упражнениях.
.
Анализ итогов родительского собрания
Проводить регулярные беседы с детьми о выполнении рекомендаций по здоровому питанию, охране здоровья глаз.
Зарядка для глаз
«Циферблат» «Взгляд вверх – вниз» «Ходики»
12