Урок литературы по творчеству А. Ахматовой на тему Я научила женщин просто, мудро жить (11 класс)


Урок литературы
в 11 классе
« Я научилась просто , мудро жить»
( Анна Андреевна Ахматова).
Подготовила
Учитель литературы
Афанасьева Елена Ивановна
2016г.
Цель урока: Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Анны Ахматовой; показать, как отражались этапы жизненного пути А. Ахматовой в её творчестве;
- развивать умение анализировать особенности поэтической манеры автора, совершенствовать навыки самостоятельной работы с лирическим произведением;
Воспитать высоконравственную личность, способную к сопереживанию, побуждать к проявлению личного отношения к творчеству А. Ахматовой.
Тип урока: исследование.
Оборудование: компьютерная презентация, портреты А. Ахматовой, иллюстрации к стихотворениям.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Я знаю, что творчество Анны Ахматовой интересует многих из вас, и у каждого сложилось своё отношение к её стихам и личности как поэту.
Наша задача сегодня : узнать, какой жизненный путь прошла поэтесса, как и почему изменялось её отношение к миру и как это всё отразилось в творчестве.
2. Основная часть урока.
Учитель. Кто же она, Анна Андреевна Ахматова? Давайте послушаем голоса её современников.
Разговор « окололитературных» сплетников.
--Вы слышали? Ахматова исключена из Союза писателей.
--Правильно, она давно исписалась.
--Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.
--Ахматова… - Что-то фамилия знакомая… странная какая-то.
--Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова- фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.
--Да вон она сидит.
--Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль…
--А по- моему, ничего особенного: сидит вся в чёрном, туфли столетней давности, правда, держится…
--Да что вы все – Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?
Ученица, исполняющая роль Ахматовой, встаёт и выходит на середину класса, рассказывает автобиографию. По ходу рассказа демонстрируются слайды на фоне музыки П. И. Чайковского «Осенняя песня»
Сообщение группы «Литературоведов».
Девушки читают отрывки из стихотворений А. Ахматовой, в которых затрагивается тема любви.
Чтец 1.
Молюсь оконному лучу- Он бледен, тонок, прям.Сегодня я с утра молчу, А сердце – пополам.«Молюсь оконному лучу»
Чтец2. Грудь предчувствием боли не сжата, Если хочешь, в глаза погляди, Не люблю только час пред закатом, Ветер с моря и слово «уйди»,
«В царском селе».
Чтец3.
Я не хочу ни горечи, ни мщенья,
Пускай умру с последней белой вьюгой.
О нём гадала я в канун Крещенья.
Я в январе была его подругой.
«Высоко в небе облачко серело».
Чтец4.
Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно- жёлтым огнём.
«Песня последней встречи».
Чтец5.
Жгу до зари на окошке свечу…
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуешь другую.
«Музе».
Чтец6.
Сегодня мне письма не принесли:
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли…
«Сегодня мне письма не принесли».

Чтец7.
Меня покинул в новолунье
Мой друг любимый. Ну, так что ж!
Шутил : «Канатная плясунья!
Как ты до мая доживёшь?»
«Меня покинул в новолунье».
Ученик. Это были отрывки из разных стихотворений Ахматовой, вошедших в сборник «Вечер» (демонстрация слайда 1). Он вышел в 1912 году. Хотя было напечатано всего 300 экземпляров сборника, стихи были замечены критикой и приняты благосклонно. В своих стихотворениях А.Ахматова следует основным принципам акмеизма ( демонстрация слайда 2).
Учитель. Послушайте стихотворение из сборника «Вечер», которое читает замечательная актриса Алиса Фрейндлих ( слушают в записи).
Наши литературоведы подготовили анализ этого стихотворения.
Ученица (анализирует). Непростые отношения между мужчиной и женщиной – характерная черта стихотворений сборника «Вечер». В данном случае женщина, охваченная внезапным состраданием и острой жалостью, признаёт свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Разговор ведётся с невидимым собеседником – очевидно, с собственной совестью, так как собеседник этот знает о бледности героини, закрывающей лиц и вуалью, и руками. Ответом на вопрос: «Отчего ты сегодня бледна?» - и является рассказ о конце последнего свидания с «ним». Нет ни имени, ни – пока других «опознавательных» признаков героя, читатель должен удовлетвориться лишь тем, что это очень хорошо известный героине и важный для неё человек. Опущен весь разговор, его содержание сконцентрировано в одной метафоре «…я терпкой печалью напоила его допьяна». Печально «напоили» его, но сейчас страдает она, в этом виноватая, способная переживать за другого, раскаиваться в причинённом ему зле. Метафора перерастает в скрытое сравнение: напоённый «допьяна» ,«вышел шатаясь», но это не снижение героя, ведь он только как пьяный, выбитый из равновесия.
Столь же допустимо другое толкование: сначала страдальческое выражение появилось на лице, потом вышел, шатаясь, но в восприятии смятенной героини всё перепуталось, она рассказывает сама себе, вспоминает происшедшее: «Как забуду?, не управляя потоком собственной памяти, выделяя самые напряжённые внешние моменты события. Непосредственно гамму охвативших её чувства передать нельзя, поэтому говорится лишь про вызванный ими поступок. «Я бежала, перил не касаясь, / Я бежала за ним до ворот». Повторение глагола в столь ёмком, из трёх четверостиший, стихотворении, где Ахматова экономит даже на местоимениях, подчёркивает силу внутреннего перелома, происшедшего в героине. « Перил не касаясь», т.е. стремительно, без всякой осторожности, не думая о себе,-- это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь. Здесь поэт, видящий эту деталь поведения героини, уже явно отделён от неё , вряд ли способной фиксировать в своём сознании такие частности.
В конце первого стиха последней строфы повисает слово «шутка», отделённое от завершения фразы сильным стиховым переносом, тем самым резко выделенное. Ясно, что всё предыдущее было всерьёз, что героиня неловко, не думая пытается опровергнуть ранее сказанные жестокие слова. В этом контексте ничего весёлого в слове «шутка» нет, наоборот, сама героиня тут же, непоследовательно, переходит к предельно серьёзным словам «Шутка / Всё, что было. Уйдёшь, я умру» (вновь словесная экономия, опущено даже «Если ты…») В этот момент она верит в то, что говорит. Но он, как мы догадываемся, только что выслушавший гораздо больше совсем другого, уже не верит, лишь благородно изображает спокойствие, что отражается на лице в виде страшной маски (опять его мимика): «Улыбнулся спокойно и жутко» (любимый акмеистами приём – оксюморон, сочетание несочетаемого). Он не вернётся, но эту женщину, принёсшую ему столько горя, по – прежнему любит, заботится о ней, просит её не стоять на ветру. Местоимение «мне» здесь как бы дважды лишнее. Герою обращаться больше не к кому, а схема 3-стопного анапеста не предполагает на этом месте слова с ударением. Но тем оно важнее. Это односложное слово задерживает темп и ритм речи, обращает на себя внимание: так сказал мне, такой мне, несмотря на то, что я такая. Благодаря тончайшим нюансам мы многое додумываем, понимаем то, что прямо не сказано. Настоящее искусство предполагает именно такое восприятие.
Учитель. Что вы можете сказать о стихотворениях, вошедших в сборник «Вечер».?Ученик. Каждое стихотворение – драма женской души. Основная тема – любовь. Любовь у Ахматовой имеет разные оттенки: тяжесть, радость, несчастье, безумие, зависть, откровение, гордость, пытка, земная любовь (слайд 3).Ученица. Выразительное чтение стихотворения «Я научилась просто мудро жить…» (слайд 4).
Учитель. «Казалось , маленькая книга любовной лирики начинающего автора должна была потонуть в мировых событиях», - писала Анна Андреевна в автобиографических заметках.
- Как вы думаете, ребята, почему же стихи не затерялись в трагическое время первой мировой войны?
- Счастлива ли в любви лирическая героиня Ахматовой? Почему?
- А как она относится к страданиям?
-Выполняя опережающее домашнее задание, вы, прочитав ряд стихотворений из сборников «Вечер» и «Чётки», должны были сравнить лирическую героиню первого сборника с лирической героиней второго.
Учитель. Дайте ответы на вопросы.
1.Что в этих героинях общего и чем они отличаются?
2.В чём лирическая героиня находит утешение?
3. Как изменяется отношение лирической героини к миру?
(Ответы учеников слайд 5)
(Сборник «Белая стая» 1917г) (Демонстрация слайдов 6) Ученик. С годами скорбь всё сильнее овладела Ахматовой, а её облик современники воспринимали как олицетворение печали, страдания.
Сборник «Белая стая» вышел в 1917году и не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Здесь облик героини вновь изменяется – теперь ей присущи пророческие черты:
«И давно уста мои не целуют, а пророчат…»
В стихах появляются новые интонации скорбной торжественности, молитвенности.
Ученица.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар.
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Ученик. Всё это разрушило привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателей её ранних стихов. Эти изменения уловил Осип Мандельштам, заметив: «Голос отречения крепнет всё более в стихах Ахматовой, и в настоящее время её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России»
Ученица. «Слаб голос мой…» (выразительно читает стихотворение).
Ученик. «Всё расхищено, предано, продано…» (выразительно читает стихотворение). Ученица. Но «Anna Domini» стала для неё последней. За следующие 44 года у Ахматовой не вышло ни одной книги. Её стихи были запрещены. Только в 1940 году увидел свет небольшой сборник «Из шести книг» , а два следующих – «Стихотворения» , «Бег времени» в 1960-е годы.Сообщение группы «Искусствоведов»Среди портретов известных красавиц, воплощающих женскую красоту, облик Анны Ахматовой кажется невзрачным. Но это только первое впечатление.
От одного взгляда на эту женщину перехватывает дыхание. Высокая, темноволосая, смуглая, стройная и невероятно гибкая, с бледно – зелёными глазами снежного барса. Её в течение полувека рисовали, ваяли в гипсе и мраморе, фотографировали многие. Это удивительное, совсем редкое сочетание – красоты и таланта – завораживало, притягивало, заставляло преклоняться перед ней.
Демонстрация слайда 9 (портрет Н.И. Альтмана).
Портрет Анны Ахматовой Натан Исаевич Альтман написал в 1914 году. Сначала Альтман одним росчерком пера сделал дружеский шарж. Знаменитый портрет появился позже, когда начались долгие сеансы в мастерской на Васильевской острове, где Анна Ахматова жила в студенческом общежитии. Художник показывает нам образ женщины твёрдый, угловатый, холодный, замкнутый.
(Демонстрация слайда 10 портрет К.Ф.Петрова-Водкина).
В 1922году появился живописный портрет Ахматовой работы К.Ф. Петрова – Водкина. Всё внимание художник сосредоточил на передаче внутреннего мира своей модели. Может быть, чисто внешнее сходство передано Петровым – Водкиным меньше, чем Альтманом. Он стремился к созданию синтетического образа петроградской мадонны – работницы – поэта. Дав крупным планом лицо, построив портрет на сопоставлении больших цветных масс, Петров- Водкин умело избежал искусственности, максимально выявил свои лучшие качества рисовальщика. Настоящей находкой явилась проступающая из фона фигура музы, органически включенная в композицию картины, усиливающая её поэтическое звучание. Группа «Художники» защищает творческие проекты – иллюстрации к стихотворениям Ахматовой.
3. Рефлексия.
Учитель. Ребята, вот мы и перевернули первую страницу программного материала об Анне Ахматовой. Второй страницей будет изучение поэмы «Реквием».
Давайте на минуту вернёмся к эпиграфу и ответим на вопрос: «Действительно ли отражает эпиграф отношения читателя и поэтессы?. Изменилось ли после урока ваше отношения к стихам? Поэтессе? Как? 50 лет Ахматову упрекали в том, что она пишет о любви. Критики всесильны и всевластны! Скольких мужчин сбили они с пути! Но ничего не смогли сделать они с этой величавой женщиной. Она учила мужчин выслушивать не «лепет влюблённой» , а жаркие и гордые слова. Она учила женщин быть достойными любви, быть равными в любви, быть в любви щедрыми и жертвенными.
(На фоне музыки «Аве Мария» звучит стихотворение М. Цветаевой).
Ты солнце в выси мне застишь,
Все звёзды в твоей горсти!
Ах, если бы – двери настежь! -
Как ветер к тебе войти!
И залепетать. И вспыхнуть,
И круто потупить взгляд
И , вспыхивая, затихнуть,
Как в детстве, когда простят.
Да святится имя твое, Анна Ахматова!
4. Домашнее задание. Выучить стихотворение Анны Ахматовой.