Рабочая программа по технологии (2 класс)
Рабочая программа по курсу «Технология» 2 класс
Количество часов в год/неделю 34/1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (пр. Мин.обр. и науки РФ от 6.10.2009г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по технологии и авторской программы Е. А. Лутцевой «Технология» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009). К учебникам Е. А. Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2009
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Целью курса является саморазвитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
· развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
· формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
· формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
· овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
· использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
· развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
· воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ТЕХНОЛОГИЯ»
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.
Математика моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение работа с текстами для создания образа,
реализуемого в изделии. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста. Именно на уроках технологии закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению. Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности. Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ТЕХНОЛОГИЯ»
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
2 класс 34 ч
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 8 ч
Значение трудовой деятельности в жизни человека труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники). Природа источник сырья. Природное сырье, природные материалы. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности изделия, оформление праздников. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 15 ч
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия,. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем
3. Конструирование и моделирование 9 ч
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) 2 ч
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ВО 2-ОМ КЛАССЕ
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные У УД
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике –словарь терминов,
дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать на уровне представлений:
- об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность –симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
- о гармонии предметов и окружающей среды;
- профессиях мастеров родного края,
- характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
- уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать
- обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды;
- способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
- основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и
размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности
с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
- оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- отличия макета от модели.
Уметь
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов
по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и
неподвижное соединения известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
- знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол
-во
часов
Тип урока
Вид контроля
Элементы содержания, понятия
Средства наглядности
Дата
Домашнее задание
План
Коррекция
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания ( 8 час)
1
Человек – творец и созидатель
1
УПНЗ
Текущий
Познакомить с различными материалами и их свойствами.
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
2
Как родились ремёсла
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
3
Как работали ремесленники-мастера
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
4
Каждому изделию – свой материал
1
УПНЗ
Текущий
Познакомить с различными инструментами.
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
5
Каждому делу – свои инструменты
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
6
От замысла к изделию
1
УПНЗ
Текущий
Познакомить с термином «симметрично – несимметрично»; познакомить со способами соединения деталей.
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
7
Выбираем конструкцию изделия
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
8
Что такое композиция
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
9
Симметрично и несимметрично
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
10
Технологические операции
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
11
Разметка деталей (технологическая операция 1)
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
12
Отделение детали от заготовки (технологическая операция 2)
1
УПНЗ
Текущий
Познакомить с работой линейки; учить работать линейкой; познакомить с чертежами и эскизами.
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
13
Сборка деталей (технологическая операция 3)
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
14
Отделка изделия (технологическая операция 4)
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
15
Что умеет линейка
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
16
Почему инженеры и рабочие понимают друг друга
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
17
Учимся читать чертёж
1
УПНЗ
Текущий
Познакомить со свойствами тканей из растительного, животного сырья; научить изготовлять футляр.
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
18
Разметка прямоугольника от двух прямых углов
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
19
Разметка прямоугольника от одного прямого угла
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
20
Что умеют угольники
1
УПНЗ
Текущий
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
21
Разметка прямоугольника с помощью угольника
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
22
Как разметить деталь круглой формы
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
23
Как появились натуральные ткани
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
24
От прялки до ткацкого станка
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
25
Особенности работы с тканью
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
26
Технология изготовления швейных изделий
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
27
Волшебные строчки
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
28
Размечаем строчку
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
29
Живая природа
1
УПНЗ
Познакомить с тем, что любят и что не любят растения; пронаблюдать за влиянием освещенности, температуры, влаги; научить ухаживать за комнатными растениями.
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
30
Что выращивают в доме и возле дома
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
31
Технология выращивания растений
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
32
Далеко идти, тяжело нести
1
УПНЗ
Развивать навык творческой деятельности. Учить аккуратно выполнять макеты транспорта.
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
33
Макеты и модели
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
34
Как соединяют детали машин и механизмов
1
УПНЗ
ЦР, презентация, иллюстрации учебника, рабочая тетрадь
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Учебно – методический комплект для учащихся:
Технология. Программа 1-4. Е.А. Лутцева . М: Вента-Граф, 2013.
Учебник
Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Е.А. Лутцева, - 4-е изд., перераб. –М.: Вента-Граф, 2012 – 144 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
Рабочая тетрадь.
«Учимся мастерству». 2 класс. Е.А. Лутцева. Вента-Граф, 2012
Методические пособия
Технология. Ступеньки к мастерству. Методическое пособие 1-4 класс. Е.А. Лутцева.
Технология. Программа 1-4. Е.А.Лутцева. М: Издательский центр, Вента-Граф, 2013.
Технические средства обучения
Компьютер
15