Конспект урока: Правила вежливости. Слова нужные и важные
Этапы урока Содержание работы Ответы учащихся
Орг.момент
Создание проблемы
Рефлексия
Подведение итогов
Доброе утро! Рада встречи с вами! Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе слово. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы? Начинаем! Садитесь
Повторение правил поведения в школе:
-Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение)
–Что такое общение? (Взаимные отношения)
-Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте) -На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе)
-На доске висят ваши рисунки, в которых отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их.
Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Здравствуйте! – ты скажешь человеку,Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,И, наверно, не пойдёт в аптеку,И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»?За всё, что делают для нас.И мы припомнить не смогли бы,Кому сказали, сколько раз.Нам желают: «Доброго пути!» -Будет легче ехать и идти.Приведёт, конечно, добрый путьТоже к доброму чему-нибудь.
– Какова тема нашего урока? (Правила вежливости).
Слайд 1
- Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? ( Научиться пользоваться правилами вежливости)
-А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».
Беседа
-Ребята, мы слова «вежливость», «вежливый человек» . А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают?
- Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос.
- Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет).
–Заглянём в толковый словарь. У каждой группы он лежит на столе. Найдите слово «вежливость» или « вежливый» . Прочитайте.( один ученик читает из словаря). –Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слайд 2.
- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран.
- До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ» ------------ знаток. «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. –Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество)
– Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете?
–В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.
Работа в группах.
–Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. Придумайте этим группам названия.
(Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Формы благодарности: благодарю , спасибо,
Формы извинения: простите , извините.)
Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться).
–Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей. Работа в парах.: Рассмотрите рисунки на стр… Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки
После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми.
Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения. –Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости. А мы можем им помочь вспомнить их. Ваши предложения. Предлагаю создать свою памятку под названием «Правила вежливости».Работать будем в группах .У вас на партах листочки с картинками и предложения, напечатанные на белых листах. Выберите правило вежливости и приклейте к соответствующей картинке.
Представители от каждой группы презентуют свою работу.
-Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете следовать нашим правилам – солнышко, если постараетесь, но не уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком –молнию
Домашнее задание. К четвергу выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов».А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения
Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке,
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
-Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен
Тема: Правила вежливости. Слова нужные и важные.
Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.
Задачи.
Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы
Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.
Министерство науки и Образования Республики Казахстан
Конспект урока
по познанию мира
на тему «Доброта. Вежливость. Товарищ. Дружба».
3 «А» класс
Выполнила:
Курганская А.А.
Усть-Каменогорск, 2015 год.