Конспект занятия по ознакомлению с окружающем Зима


Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе.
Тема «Зима. Зимние забавы».
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы,
продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; какими видами спорта можно зимой заняться.
Вызвать у детей интерес к экспериментированию ( назвать свойства снега; откуда появляется снег; из чего состоит снежинка; почему снег скрипит во время мороза).
Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитывать доброжелательное отношение к природе и её обитателям.
Оборудование: миска со снегом, стаканчики
Активизация словаря: снежная, тихая, игривая, шаловливая, злая и ворчливая.
Обогащение словаря: « хмурень»;«лютень»; «ветродув»;«снеговей».
Ход.
Звучит песня из кинофильма «Чародеи» «Три белых коня».
Воспитатель. Что это за сказочные кони звучат в песне?
-да, это зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
Зимушка-зима приехала к нам в серебряной карете на трёх белоснежных скакунах. Первого коня зовут Декабрь, второго коня – Январь, а третьего – Февраль.
Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз -  строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
         
Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.
         
Февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

Долго длится зима. У зимы капризный, изменчивый характер. Зима бывает тихая и снежная, игривая и шаловливая, а иногда злая и ворчливая. Люди одевают теплые шубы и шапки.
На земле все идет своим чередом. Каждое время года следует, точно как распорядилась природа. Нам повезло, мы с вами видим воочию все времена года.
А есть места на земле, где круглый год зима или лето.
Зима сковала, реки и озера, крепким льдом запорошила лесные тропинки, укрыла белым покрывалом всю землю.
«Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось?» (снег)
Вы, правильно угадали – это снег.
- Кто ответит, из чего снег и как он появляется на земле? Ответы детей
А вот, что бы убедиться какой он, я предлагаю вам набрать снега из миски в стаканы.
Возьмите его в руки.
-что произошло с ним? Он тает, почему? Превращается в воду.
-какой он? Холодный, мягкий, хорошо лепится.
Сейчас он мягкий, потому что в комнате тепло, а если вынести его на улицу и оставить его до утра, что с ним произойдет? ( замерзнет и превратится в лед).
А в морозную погоду он совсем другой , какой ребята? Рассыпчатый, сухой, пушистый).А почему в морозную погоду скрипит снег? Ломаются лучики снежинок.
Пальчиковая гимнастика.
Стою и в ладошки снежинки ловлю. Пальцем по ладошке
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Помять руки
Но, где же снежинки? Сжать кулаки
В ладошке – вода. разжать кулаки
Куда же исчезли снежинки, куда? Сжимать и разжимать кулаки
Растаяли хрупкие льдинки-лучи, потряхиваем кистями рук
Как видно ладошки мои горячи . потереть ладошки
Зимой игр у детворы не убавляется.
-вы чем любите заниматься?
Показываю презентацию «Зимние забавы».
Зимние виды спорта самые любимые и популярные в народе: катание на санях, фигурное катание, хоккей с шайбой, ходьба на лыжах и т.д.
Мы тоже зимой ходим на лыжах, посещаем каток, катаемся на санках, но любимое занятие – катание с ледяных горок.
А во время оттепели лепим снеговиков.
Физминутка.
Вот снежинки вниз летят руки сверху вниз
На дома и на ребят изображают снежинок
Мы на улицу пойдем шагаем
И в снежки играть начнем наклоняемся лепим и бросаем
Падай снег веселей руки вверх-вниз
Будет все кругом белей круговые движения руками
Мы снежинки, мы пушинки руки влево-вправо
Покружиться мы не прочь кружимся
Мы снежинки – балеринкиМы танцуем день и ночь. пружинка
Мы деревья побелили,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли. с приседанием.
Зимой диким животным не сладко, даже хищникам приходится долго бродить по лесу в поисках пищи.
-назовите хищников?
- кому не надо этого делать? Почему?
В лесах есть люди, которые поддерживают диких животных зимой: заготавливают сено, подвозят комбикорм.
А мы с вами тоже подкармливаем зимой птиц, как? Мастерим кормушки для птиц.