РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Учитель воспитывает личностью
своей, своими знаниями и любовью, 
своим отношением к миру
Прежде чем рассуждать о роли личности преподавателя в образовательном процессе, необходимо отметить, что в последнее время  российское общество находится в ловушке недопонимания глубокого смысла термина «образование». Вот что сказано в соответствующем Законе РФ: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В этом сухом и явно недостаточном определении, к сожалению, не отражена самая суть - глубинный философский и общечеловеческий смысл понятия «образование». Возникает опасение, что в последнее время  мы стали уходить от такого понимания образования, которое начало формироваться ещё в 18 веке, в эпоху Просвещения, и было тесно связано с понятием «культура». Так, ещё у Канта образование ассоциируется с «культурой способностей» или «природных задатков», которая в этом качестве представляет акт свободы действующего субъекта. Гендер определял образование как «возрастание к гуманности». Академик Д. С. Лихачёв,  учёный с мировым именем и настоящий русский интеллигент, в середине 20 века утверждал, что «образованность – это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира» . Эти слова звучат как определение цели человеческой жизни вообще. 
Необходимо понимать, что образование – это прежде всего важная часть процесса формирования человеческой личности. В ходе этого процесса человек приобретает не только необходимые знания, умения и навыки, но и усваивает определённые культурные ценности. Слова «образование», «образ» и «образец» - однокоренные. Так не подразумевается ли исторически и этимологически, что образовательный  процесс состоит в формировании личности обучаемого по определённому образу (образцу)? И в качестве этого образца выступает не кто иной, как тот, кто является источником знаний, – то есть преподаватель.
Роль личности преподавателя в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Учитель должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.
Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядится» студент. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учеников. Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. 
Об огромном влиянии преподавателя на  учеников и студентов рассуждал ещё великий Ломоносов. Он разработал требования к личности педагога и считал, что педагог прежде всего должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать». 
Великий педагог В. А. Сухомлинский был убежден в том, что важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками. От того, какой личностью является педагог, зависит, каких он воспитает учеников. Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не отгораживание от детей эрудицией, не требования беспрекословного послушания, не авторитарное управление ребенком, а  доверие учеников к своему учителю, которое невозможно без   постоянного духовного общения, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга. 
Без этого также немыслим и процесс эффективного обучения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов.
Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Педагог сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Сухомлинский утверждал, что «ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действительным служением Родине». 
Веками проверенная в практической педагогике народная мудрость, провозгласившая, что учитель творит ученика по образу и подобию своему, получила особенно убедительное подтверждение в деятельности Царскосельского Лицея пушкинской поры. Среди замечательной плеяды педагогов было немало профессоров, оказавших огромное влияние на формирование личности лицеистов. 
Самым ярким, талантливым и авторитетным педагогом явился молодой адъюнкт-профессор     А. П. Куницын, ставший «властелином дум и умонастроений» юного Пушкина и его ближайших друзей по Лицею. Куницын, преподававший общественно-гуманитарные дисциплины, поразил юного Пушкина при первом же своём появлении, когда произнёс на открытии Лицея пламенную речь, проникнутую идеями и чувствами подлинной гражданственности и патриотизма. Впоследствии лекции Куницына, прозванного в среде своих учеников «пламенным профессором», только укрепили первое яркое впечатление о нём. Основной целью своего преподавания учёный считал необходимость будить самостоятельную мысль питомцев, развивать у них независимость мнений, критическое отношение к действительности. И можно утверждать, что в большей мере именно под влиянием философских и социологических взглядов А. П. Куницына сформировалось миросозерцание гордой, свободолюбивой и независимой личности великого русского поэта   А. С. Пушкина, который глубоко преклонялся перед  своим учителем и посвятил ему следующие строки:
Куницыну дар сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень!
Заложен им краеугольный камень
Им чистая лампада вожжена!
Поэт нашёл очень точный образ – образ зажжённой лампады, – чтобы определить роль любимого педагога в своей жизни. Широко известно древнее изречение: «Человек – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Но зажечься факел может только от другого пылающего факела, в роли которого и должен выступать учитель, наставник, преподаватель, педагог. 
Понимая это, грустно сознавать, что в последние годы роль личности преподавателя в образовательном процессе явно недооценивается. В связи с широким использованием технических средств многие учебные заведения активно внедряют формы дистанционного обучения, когда обучающийся всю необходимую информацию получает при помощи компьютера, а преподавателю отводится лишь роль координатора такого процесса. Несмотря на новомодные тенденции, необходимо сознавать, что компьютерные или телевизионные обучающие программы ни сегодня, ни в  будущем не способны заменить учителя. Эти программы призваны всего лишь упростить и разнообразить учебный процесс, а также предоставить возможность получить образование людям с ограниченными возможностями. Не понимать этого – преступная ошибка, которая может привести к горьким и пагубным последствиям в будущем. 
Мы не знаем, был ли А. Куницын хорошим методистом. По крайней мере, он не использовал на своих занятиях компьютеры, интерактивные доски и т. п. технику, поскольку жил и работал в 19 веке, однако нам доподлинно известно, что этот педагог был  прежде всего крупной, яркой, творческой личностью. Именно поэтому он сумел воспитать учеников (Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига, Пущина и др.), которыми до сих пор гордится Отечество. 

Заголовок 115