Рабочая программа Окружающий мир 3 класс Вахрушев
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Законом Российской Федерации «Об образовании».
Учебного плана школы.
Примерной и авторской программы начального общего образования по чтению и начальному литературному образованию Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Курс «Окружающий мир (человек, природа, общество) реализует следующие цели:
Осмысление личного опыта и приручение детей к рациональному постижению мира;
Создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории;
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
Умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Содержание курса определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира, Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Основным способом получения знаний является деятельностный подход. Ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира происходит через систему наблюдений объектов и явлений окружающего мира и опытную работу; моделирование, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями; экскурсии и практические работы.
Предусмотрена речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.
В ходе изучения данного курса у учащихся вырабатываются следующие умения: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.
Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума - умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.Содержание учебного предмета.
3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (15 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных». Повторение изученного материала.
Раздел 2: «Моё Отечество» (37 ч).
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
Контроль в курсе окружающий мир осуществляется по сборнику:
ВахрушевА.А. Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс(«Обитатели Земли»).- М: Баласс; Школьный дом, 2012 г.
Данное пособие содержит тексты проверочных и контрольных работ для тематического и итогового контроля по важнейшим темам курса «Окружающий мир».
Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изучаемой теме. Их цель – получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут.
Контрольные работы – одна из форм итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала после изучения нескольких тем курса. На выполнение контрольной работы отводится 1 урок (40-45 минут).
5» (отлично) - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения
«4» (хорошо) - использование дополнительного материала, полнота раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;
«3» (удовлетворительно) достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала неполнота раскрытия вопроса.
«2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Результаты обучения
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия:
Вахрушев А.А, Раутиан А.С. «Обитатели Земли», «Моё Отечество» Учебники для 3 класса. М., «Баласс» 2012.
Вахрушев А.А., Раутиан А.С «Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. 3 класс».
Вахрушев А.А, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин «Проверочные и контрольные работы. 3 класс» Тетради на печатной основе
Наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения.
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
ТСО (средства ИКТ)
Телевизор
Магнитофон
Проектор
Компьютер
Цифровые образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
http://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.ict.edu.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования
http://ndce.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
http://www.rostobr.ru
Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области
http://www.rostobrnadzor.ru
Учительская газета
http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября"
http://ps.1september.ru
Газета "Начальная школа"
http://nsc.1september.ru
Журнал "Вестник образования России"
http://www.vestniknews.ru
Школьная пресса: информационный портал
http://portal.lgo.ru
Издательство «Баласс»
www.school2100.ru
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»
www.lbz.ru
Издательский центр "Владос"
www.vlados.ru
Издательский центр "Мой учебник"
www.my-tbook.ru
Издательство Московского государственного университета
www.msu.ru/depts/MSUPubl2005
Педагогический университет «Первое сентября» (взаимодействует с факультетом педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова и Московским институтом открытого образования)
http://edu.1september.ru/courses/distance/?info=2
Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
http://roipkpro.ru/index.php/do-progr
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п Наименование раздела, темы
уроков. Выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта Формирование УУД - универсальных учебных действий. Кол-во часов Дата Использование ИКТ Домашнее задание
Раздел 1. ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ- 4 часа 1
Вещество и энергия.
Тела и вещества
Твёрдые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ. Регулятивные:
определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
составлять план действий при отработке способа;
сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.
Познавательные:
выполнять анализ;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
учиться подтверждать аргументы фактами;
прогнозировать последствия коллективных решений;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
1 02.09
Презентация
с. 10-12
отвечать на вопросы
2 Из чего состоит вещество.
Проверочная работа №1
1 05.09 Презентация
с. 13-16
отвечать на вопросы
3 Что такое энергия.
1 09.09 Презентация
с. 17–19,
отвечать на вопросы
4 Превращение энергии
Проверочная работа №2 1
12.09 с. 19-21,
отвечать на вопросы
Раздел 2. Оболочка планеты, охваченная жизнью - 6 час
5 Где обитают живые организмы. Оболочка планеты. Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Регулятивные:
определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
составлять план действий при отработке способа;
сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений.
преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую ( в виде текста, таблицы, схемы).
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
прогнозировать последствия коллективных решений;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
1 16.09 Презентация
с.22–25,
отвечать на вопросы
6 Большой круговорот веществ. Условия жизни на Земле. 1 19.09 Презентация
с. 26-29
отвечать на вопросы
7 Живые участники круговорота веществ.
Проверочная работа №3 Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. 1 23.09 8 Обмен веществ в организме. 1 26.09 Презентация
с. 34-37
9 Как живые организмы запасают энергию Солнца.
Проверочная работа №4 Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. 1 30.09 с. 38-39,
зад в тетр.
10 Контрольная работа№1 по теме: «Оболочка планеты, охваченная жизнью». 1 03.10 Раздел 3. Экологическая система – 9 часов
11 Жизнь экосистемы Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели урока;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки
Познавательные:
выполнять анализ;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
учиться подтверждать аргументы фактами;
прогнозировать последствия коллективных решений;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные:
проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач. 1 07.10 Презентация
с. 40-43,
зад в тетр.
12 Почва – важнейшая часть экосистемы
Проверочная работа №5 Почва, её значение для жизни. 1 10..10 с. 44-45
зад в тетр.
13 Экосистема озера Вода в природе. Водоёмы, их использование человеком, охрана. 1 14.10 Презентация
с. 38-39,
зад в тетр.
46-49
14 Экосистема болота 1 17.10 Презентация
с.50-53,
зад в тетр.
15 Экосистема луга
Проверочная работа №6 1 21.10 с. 54-57,
зад в тетр.
16 Лесные производители
Растения: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники и травы. Взаимосвязь растений и животных. 1 24.10 Презентация
с. 58-61,
17 Потребители и разрушители экосистемы леса
Проверочная работа №7 Животные: разнообразие, особенности внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных. Грибы. Съедобные и несъедобные (узнавание) 1 28.10 с. 62-65,
зад в тетр.
18 Экосистема поля
1 31.10 Презентация
с. 66-69,
зад в тетр.
19 Аквариум – маленькая искусственная экосистема
Проверочная работа №8 Животные (рыбы): разнообразие, особенности внешнего вида, питания, размножения. 1 11.11 с.70-76
Раздел 4. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ - 15 часов
20 Растения производители Проверочная работа №9 Растения: разнообразие, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники и травы. Взаимосвязь растений и животных. Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели урока;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки.
Познавательные:
выполнять анализ;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
учиться подтверждать аргументы фактами;
прогнозировать последствия коллективных решений;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные:
проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;
признает важность учёбы и понимания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;
проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов. 1 14.11 С78-84,
зад в тетр.
21 Животные маленькие и большие Самостоятельная работа №10 1 18.11 Презентация
с. 84-85,
зад в библ..22 Маленькие рыцари
Проверочная работа №10 1 21.11 23 Первый шаг из моря на сушу 1 25.11 с.86- 89
24 На суше – как дома
Проверочная работа №11 1 28.11 25 Пернатые изобретатели Самостоятельная работа №11 Животные (птицы): разнообразие, особенности внешнего вида, питания, размножения. 1 02.12 с.92-95,
зад в тетр.
26 Наши братья
Проверочная работа №12 1 05.12 с.97-98
зад в тетр.
27 Осторожно: животные Проверочная работа №13 Правила поведения в природе. 1 09.12 28 Прирождённые разрушители Проверочная работа №14 Грибы. Съедобные и несъедобные (узнавание) 1 12.12 29 Как нам жить в дружбе с природой
Проверочная работа №15 Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. 1 16.12 30 Экскурсия в краеведческий музей 1 19.12 31 Экскурсия в лес, луг, озеро 1 23.12 32 Контрольная работа №2 1 26.12 33-34 Защита проектов «Берегите природу!»
«Красная книга Ростовской области» 2 09.01
13.01 ИТОГО: 34 часа ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО – 37 ЧАСОВ
№ п/п Наименование раздела, темы
уроков. Выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта Формирование УУД – универсальных учебных действий. Кол-во часов Дата 1 Введение. Отправляемся в путешествие. 1ч Раздел 1. ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА 4ч 2 Живая связь времён Практическая работа
История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
добывать новые знания: извлекать информацию
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
Личностные:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. 1ч 16.01 3 Как считать время 1ч 20.01 Презентация
4 С чего начинается Родина 1ч 23.01 Презентация
5 Память о прошлом 1ч 27.01 Презентация
Раздел 2. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ 5ч
6-7 Как на Руси появилось государство
История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена Регулятивные:
самостоятельно формулировать цели урока;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять свои ошибки
Познавательные:
выполнять анализ;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
учиться подтверждать аргументы фактами;
прогнозировать последствия коллективных решений;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
2ч 27.0130.01 Презентация
8 «Золотые ворота» в Древнюю Русь
1ч 03.02 Презентация
9 За землю Русскую! 1ч 06.02 Презентация
10 «Слово о погибели Русской земли» 1ч 10.02 Раздел 3. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА 6ч
11 От Древней Руси к единой России История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена.
Москва- столица России. Познавательные:
Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
Делает выводы на основе обобщения знаний;
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
Регулятивные:
О определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
ссверять свои действия с целью и исправлять свои ошибки 1ч 13.02 Презентация
12 Земля и люди Московского государства.
1ч 17.02 Презентация
13 Москва златоглавая 1ч 20.02 Презентация
14 «Хуже грозного царя только междуцарствие» 1ч 24.02 Презентация
15 Повторение изученного материла по разделу 3. 1ч 27.02 16 Контрольная работа №1 1ч 03.03
Раздел 4. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 5ч
17 Пётр Великий История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена.
Познавательные:
Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
Делает выводы на основе обобщения знаний;
Понимает цель и осмысливает прочитанное;
Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
Регулятивные:
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
Работая по плану, сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;
Обращается к способу действия, оценивая свои возможности.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
1ч 06.03 Презентация
18 Власть и народ в Российской империи 1ч 13.03 Презентация
19 Как Россия у Европы «училась» 1ч 17.03 Презентация
20 «Гроза двенадцатого года» 1ч 20.03 21 Император-освободитель 1ч 31.03 Раздел 5. ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 5ч
22-23 Россия в огне История Отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена.
Регулятивные:
Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
Сопоставляет свою оценку с оценкой другого человека;
Обращается к способу действия, оценивая свои возможности;
Познавательные:
Умеет с большей долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты;
Находит в справочниках, словарях необходимую информацию;
Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
Коммуникативные:
Умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; 2ч 03.04
07.04 Презентация
24 «К светлому будущему» 1ч 10.04 25 «Вставай, страна огромная» 1ч 14.04 Презентация
26 «Через тернии к звездам» 1ч 17.04 Раздел 6. Современная Россия8ч
27 Я – гражданин России.
Человек-член общества.
Россия на карте. Права ребёнка.
Россия – наша Родина. Государственная символика России.
Государственные праздники.
Конституция – Основной закон РФ.
Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные.
Города России: название, достопримечательности, расположение на карте, особенности быта.
Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Регулятивные:
Определяет цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
Составляет план действий при отработке способа действия;
Сверяет свои действия с целью и при необходимости исправляет ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно;
Познавательные:
Устанавливает аналогии и причинно-следственные связи;
Выстраивает логическую цепь рассуждения;
Выполняет анализ
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Прогнозировать последствия коллективных решений;
Организовывать учебное взаимодействие в группе
Личностные:
Осознаёт себя гражданином России, объясняет, что связывает его с историей, культурой, судьбой народа России;
Способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них;
Осознаёт ответственность за произнесённое и написанное слово. 1ч 21.04 Презентация
28 Власть народа 1ч 24.04 29 Кто в государстве самый главный.
1ч 28.04 Презентация
30 Народы России
1ч 05.05 31 Наш общий дом
1ч 08.05 Презентация
32 Как нам жить?
1ч 12.05 33-34 Повторение изученного материла по разделам 4-6. 2ч 15.05
19.05
35 Контрольная работа №2 1ч 22.05
36
37 Защита проектов
«Я помню, я горжусь…»
«Моя родословная» 2ч 26.05
29.05 ИТОГО: 37часов