Методическая разработка на тему: Особенности критериального оценивания достижений учащихся по химии

Мастер-класс для учителей общеобразовательных школ г. Семей.
Школа: Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления
г.Семей
Учитель: Курманова Жазира Камалбековна
Тема: Особенности критериального оценивания достижений учащихся по химии.
Дата проведения:
Цель семинара:
Ознакомление с особенностями критериальной системы оценивания достижений учащихся по химии.
Ознакомление и формирование навыков формативного оценивания достижений учащихся
Ресурсы: презентация, карточки с заданиями, бейджики, карточки с глоссарием по критериальному оцениванию
Продолжительность: 45 мин
План мастер-класса:
Знакомство. Рефлексия (2 мин)
Первое деление на группы по методике «Пазлы» (2 мин)
Объяснение основного различия между традиционным и критериальным оцениванием (2 мин)
Работа по презентации (5 мин)
Второе деление на группы: Составление химических формул (2 мин)
Демонстрация мультфильмов о групповой работе. Обсуждение (5 мин)
Работа по презентации (5 мин)
Третье деление на группы «Цветные карточки» (2 мин)
Формативное оценивание. Игра «Крокодил» (7 мин)
Работа по презентации (5 мин)
Выполнение письменного формативного задания. Взаимооценивание (5 мин)
Подведение итогов (3 мин).

Ход семинара:
Знакомство (2 мин)
После краткого знакомства раздать бейджики, чтобы участники семинара могли подписать свои имена. На заранее подготовленных цветочках участники пишут о том, что они ожидают получить от мастер-класса, и прикрепляют свои цветочки на дерево рефлексии.

Деление на группы по методике «Пазлы» (2 мин)
Участникам выдаются отдельные пронумерованные пазлы одного цвета. Свободно перемещаясь по аудитории, они составляют пазл. Таким способом можно разделить учащихся на желаемое количество групп.
С помощью нумерации пазлов можно разделить учащихся на другие группы: под номером 1 составляют первую группу, под номером 2 – вторую и т.д.

Методика объяснения основного различия между традиционным и критериальным оценивание (2 мин):
Нарисуйте цветок (раздаю листочки и карандаши). Время: 30 сек
Теперь оцениваем:
Максимальное количество баллов – 6:
1 балл – имеются корни
1 балл – имеется стебель
1 балл – на стебле находится 3 листка
1 балл – венчик цветка содержит 6 лепестков
1 балл – в центре цветка имеются тычинки и пестики
1 балл – цветок находится в цветочном горшке
Особенность традиционного оценивания: вначале задание, потом критерии к нему. Ученик должен сам догадаться, что мы вообще от него хотели.
При критериальном же оценивании задание выдается вместе с критериями и учащийся знает, как он должен выполнить задание.

Работа по презентации (5 мин)

Деление на группы по методике «Составление химических формул» (2 мин)
Раздаю карточки с отдельными частями химических формул. Участники сами должны определиться, сколько групп должно образоваться и по какому признаку происходит деление на группы.

Демонстрация мультфильмов о групповой работе. (5мин)
Интересный короткий мультик про мотивацию в команде.(1,5 мин)
Короткий муль
·тфильм, показывающий силу единства.(1,5 мин)
Задание: Просмотрите данные мультфильмы и поделитесь своим мнением, какие мысли у вас возникли.
Обсуждение (2 мин)

Работа по презентации (5 мин)

Третье деление на группы: «Цветные карточки» (2 мин)
Каждой группе раздаются цветные карточки (желтые, зеленые, синие). Каждый цвет составляет отдельную группу. Образуются новые группы.
На обратной стороне цветных карточек изображены химические знаки, с помощью которых можно проводить другие виды деления на группы.
Например,
1 группа - щелочные металлы, 2 группа – халькогены, 3 группа – галогены, 4 группа – инертные газы
1 группа – элементы, проявляющие в соединениях постоянную степень окисления +1, 2 группа – +2, 3 группа – элементы с переменной степень окисления от +7 до -1, 4 группа - элементы с переменной степень окисления от +6 до -2.
1 группа – s-элементы, 2 группа – р-элементы, 3 группа – d-элементы, 4 группа - f-элементы

Формативное оценивание
Игра «Крокодил» (7 мин)
Группа А – выступающие, демонстрируют пантомимо
Группа В –ответчики, отвечают на задание группы А и обосновывают свой ответ
Группа С – оценщики, оценивают работу групп А и В
Задание группе №1:
Влияние изменения давления на смещение химического равновесия.
Задание группе № 2:
Влияние температуры на скорость химической реакции.
Задание группе № 3:
Продемонстрировать действие катализатора при катализе.
Критерии для группы А и В:
Участие всех членов группы.
Умение учащихся раскрыть тему своего задания, четко и понятно представили химический процесс.
Артистизм
Демонстрация задания с помощью пантомимо, без использования слов.
Соблюдение регламента времени: на подготовку задания – 5 мин, на выступление – 1 мин.
Критерии оценщиков (группа С):
Работу группы А оценивают по выше предложенным критериям.
Оценка работы группы В:
Насколько объективно была оценена работа группы А.
Ораторское мастерство
Выделяют достоинства работы группы А
Корректно, кратко, по существу определяет главные недостатки
Группам раздаются задания. Дается время на подготовку. Затем выступают по следующей схеме.
№ выступления
Группа 1
Группа 2
Группа 3

1
А
В
С

2
С
А
В

3
В
С
А

Рефлексия по проведенной работе по формативному оцениванию

Работа по презентации (5 мин)

Выполнение письменного формативного задания (5 мин)
Индивидуально выполняют готовое задание для формативного оценивания
Взаимооценивание
Обсуждение в группах.
Выступление
Рефлексия

Подведение итогов. (3 мин)
Рефлексия
Участникам выдаются карточки в виде яблочек, на которых они пишут рефлексию. Если их ожидаемые результаты оправдались, то они на дереве рефлексии поверх своих цветочков помещают рефлексивные карточки-яблочки.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315