Критериальное оценивание. Виды оценивания
Критериальное оценивание. Виды оценивания.
Выступление на методическом совещании
Цвингер Г.М.
30.03.2015
«Нас оценивают либо слишком высоко,
либо недостаточно высоко;
нас никогда не принимают по нашей реальной ценности».
Мария-Энбер Эшенбах,
австрийская писательница
Оценка в школе. Что это? Инструмент в руках учителя, мотивация для ученика или пресечение всякого желания учиться? Вопрос оценки знаний в школе очень важен и требует серьезного подхода. Что именно оценивает учитель: знания ученика, его старания и прилежность, его желание учиться или же конкретный результат – итог его работы? Каковы критерии, можно ли оценку «загнать» в рамки?
ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ В ДАННЫХ ВОПРОСАХ? Система оценивания не удовлетворяет ни учащихся, ни учителей, ни родителей. Все чаще появляются недовольства детей и родителей отметкой поставленной учителем. Все чаще учитель задумывается при выставлении отметки.
Недостатки существующей системы оценивания
Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению..
ДВА ВИДА ОЦЕНИВАНИЯ:
ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ – ОО (суммативное оценивание)
Оценивание обучения (ОО) необходимо для выставления отметок и составления отчетности
Оценивание обучения (ОО).
Целью оценивания обучения является лишь суммирование того, что изучил ученик на конкретный момент. Оно не касается непосредственно вклада в будущее обучение. При оценивании обучения заключение делается после согласования достижений ученика с установленными нормами или уровнями, достигнутыми группой учеников. Такие заключения могут быть выражены в формулировках «соответствует/ не соответствует» стандарту или по шкале баллов, уровней.
ОЦЕНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ – ОдО (формативное оценивание).
оценивание для обучения (ОдО) является частью преподавания в целях содействия обучению учеников, направлено на определение возможностей улучшения обучения
Оценивание для обучения (ОдО).
По существу, ОдО концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон. Таким образом, заключение ОдО сконцентрировано на том, что они могут предпринять, чтобы развиваться дальше.
Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, а также – направления, в котором следует развиваться, и установления эффективных путей достижения необходимого уровня. При оценивании для обучения учителя являются не единственными оценивающими лицами. Ученики также могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя.
Оба типа оценивания актуальны и необходимы в современной системе образования.
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Для того чтобы показать им какого вида оценивания можно применять на уроке учителям было предложено нарисовать бабочку.
Предложено : оценить работу самим, взаимооценить друг друга, а потом оценили свои работы по критериям:
Не менее трех цветов.
Наличие шести лапок
Среда обитания
Наличие усиков.
Четыре крылышка
«Скажите мне, пожалуйста, сильно ли отличаются ваши оценки друг от друга? Какую оценку вам легче всего было поставить? Какая оценка была наиболее объективная и почему?»
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: применили самооценивание, взаимооценивание и критериальное оценивание, что оценки отличаются друг от друга, так как при самооценивании они были самокритично и поставили низкую оценку, легче всего им было оценить по критериям. И наиболее объективной оценкой, на их взгляд была та, что по критериям.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ. Это оценивание по определенным критериям для достижения успешности учащихся.
Недостатки существующей системы оценивания
Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев;
Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению..
ПЕРЕХОДИМ К ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ:
1. Критериальное оценивание
2. Формативное оценивание
3. Суммативное оценивание
На любом уроке в школе мы должны оценивать знания учащихся, но важно при этом не забывать о том, что ученик будет стремиться к более качественному выполнению задания и, соответственно, к более высокой оценке только в том случае, когда будет знать, за что его оценивают. Если будет знаком с критриями выставления отметки.
А знаете ли вы, что обозначает слово критерий в переводе с греческого языка? Критерий с др.-греч.
·
·
·
·
·
·
·
·
· - способность различения, средство суждения, мерило. Совместно с учителями были разработаны критерии оценивания различных видов работ.
Устные ответы:
Полнота ответа;
Знание формул;
Умение формулировать мысли;
Количество правильных ответов;
При пояснении примера оперирование математическими терминами;
Понятность.
Творческие задания:
Оригинальность;
Широта мысли и фантазии;
Индивидуальность;
Умение рассказывать без листка;
Содержательность;
Рассуждения;
Эстетичность.
Письменные работы:
Грамотность;
Аккуратность;
Полное выполнение задания;
Правильное оформление.
Проверка конспектов
Наличие всех тем
Логичность и понятность ведения записей
Выделение главного материала
Аккуратность
В зависимости от типа работы использовались определенные критерии.
Варианты использования оценивания на уроках:
1) Индивидуальные листы самооценивания.
Каждый ученик получает лист самооценивания, в котором он ставит себе баллы в течение урока. В таких листах можно ставить оценку за работу как на каждом этапе урока, так и за выполнение каждого задания. Иногда я использую такой прием: если это урок обобщения изученного раздела, то вначале предлагаю каждому ученику поставить себе предварительную оценку по каждой теме раздела, затем в процессе выполнения заданий и их проверки ученики ставят реальные оценки. Такой приём положительно сказывается на самомотивации учащихся. Если ребенок самокритично отнесся к своей оценке, поставив предварительно более низкую, то полученная хорошая оценка стимулирует его к дальнейшей более успешной работе.
2) Листы взаимооценивания.
Ученик оценивает работу своего одноклассника.
3) Листы оценивания группы.
Каждый ученик в процессе выполнения задания в группе и его демонстрации оценивает свою степень участия в работе группы.
4) Создание экспертной-оценочной комиссии.
Бывает трудно дать возможность подготовить проекты в группах и защитить их всем учащихся. Поэтому иногда на уроках образуется группа оценщиков. Эти ребята должны оценить работу всего класса. Они подходят к любой группе, отмечают в своих листах ребят, принимающих наиболее активное участие в работе. После выступления каждой группы оценщики резюмируют их сообщения, комментируют и оценивают.
5) Назначение оценщика в каждой группе.
В каждой группе выбирается человек, который оценивает вклад каждого ученика в создание проекта.
Однако, для того чтобы более эффективно организовать самооценивание и взаимооценивание учащихся, критерии оценки в оценочных листах должны быть конкретными, понятными, соответствовать заданиям, так как по этим листам ученик должен видеть и понимать, что он знает больше или меньше других и в дальнейшем корректировать и планировать работу над собой. Зная, что ученики оценивают друг друга, они стали внимательно слушать, наблюдать и соответственно размышлять об уровне своей готовности к уроку. В свою очередь это и мне помогло оценить все ответы учащихся и определить их уровень понимания тем. Я считаю, что оценивание мотивирует учеников на дальнейшее улучшение своей деятельности.
Формативное оценивание - определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения;
Суммативное оценивание - определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации или при завершении определенного уровня обучения.
Суммативная оценка – это привычный нам вид оценивания.
Суммативное оценивание предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. Однако при разработке контрольно-проверочных работ необходимо учитывать то, что они должны включать в себя вопросы и задания, которые проверяют не только и не столько запоминание фактов или пройденного материала, а навыки более высокого уровня.
Так, само суммативное оценивание применяется в конце изучения раздела или в конце четверти. Мы можем в течение всей четверти хвалить ребёнка за успехи, отмечать недостатки выполненных им работ, но в итоге каждый ученик должен получить свою оценку в табель успеваемости. Для того чтобы эта четвертная/итоговая оценка была понятна ученику необходимо ввести в свою практику критериальное оценивание.
Поэтому для эффективного использования оценивания для обучения (формативное оценивание) и оценивания обучения (суммативное оценивание) необходимо продумать следующие шаги деятельности:
Уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит свои слабые стороны своей деятельности.
Для развития объективного оценивания, применять на этапах урока наряду с суммативным и формативное оценивание, так как не все ученики получают оценки «хорошо» и «отлично», а троечники также нуждаются в поощрении и стимулировании.
Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.
Подводя итоги некоторых уроков, я для себя определила, что в дальнейшем нужно чаще использовать методы самооценивания, это помогает ученикам учиться отстаивать свои точки зрения и аргументировать свою позицию, помимо этого ученик видит, как его оценивают товарищи, сравнивает свою работу с их работами, анализирует свои действия.
Я считаю, когда ребенок оценивает себя сам, сравнивает свои достижения с одноклассниками, то это его стимулирует к работе над своими ошибками. Оценивая себя, ученик определяет то, что он знает и то, что ему необходимо знать. Таким образом, дети самостоятельно ставят перед собой задачи для улучшения своих результатов.
Говоря об оценке ученика нужно понимать, что она складывается из множества критериев оценки работы ученика. В собственной практике я убедилась в том, что ученик к себе субъективен, а когда он видит общую оценку за свою работу, то он сможет реально прослеживать динамику развития своих знаний. А оценивание учеников своими сверстниками мотивирует слабых учащихся на повышение уровня знаний. Оценивание дает необходимую информацию об уровне знаний учеников. Заключение оценивания для обучения сконцентрировано на том, что учитель и ученики могут предпринять, чтобы развиваться дальше.
В завершении своего выступления я хочу привести строки У. Джеймса:
«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление
людей быть оцененным по достоинству».
15