Рефлективный отчёт об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков


Рефлективный отчёт об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков.
«В способности думать заключена основа человеческой деятельности»
Эдвард де Бон
Меняется мир – меняемся мы. По прохождению курсов я поняла, что мне необходимо менять свои взгляды на педагогическую деятельность.В своей практике серии уроков, используя «новые подходы», меня натолкнуло на мысль, что именно одним из семи модулей, без которого не возможно построить ни один урок. В данном модуле задействованы: понимание, развитие критического мышления, развитие речи, отношение к учёбе, развитие творческих способностей. В своей практике, мне было важно, смогу ли я научить учащихся первого класса, самим добывать знания, вернее сказать, обучаться самим. С первого урока, начала создавать коллаборативную среду (просмотрев позитивный ролик), свое настроение отразили в сигнальных карточках: красный цвет – все хорошо, готов к работе; зелёный – не очень хорошо, ещё не настроился к работе; жёлтый – не хочу работать, не готов к работе. Используя такой приём, смогла определить их эмоциональный настрой на урок. Этот приём использовала на протяжении всей практики. Актуализацию знаний на первом уроке использовала игру «Поймай рыбку», весь этап был построен на основе диалога. Работая над значением диалога в обучении, во время исследования, первого урока, я пришла к заключению, что во время такой работы у учащихся развивается не только речь, но и критическое мышление. Я поняла, что предыдущий материал усвоен. Во время следующего этапа: соотнесли количество предметов с числом (презентация), вышла на тему урока. На следующем этапе, работая в паре, ребята работали на карточках, сравнивали число с выражением суммы и разности с числом, первый раз оценить сами себя, найти ошибку и доказать почему. На данном этапе не смогли справиться с работой Г. (уровень «С»). Были затруднения ребят в оценивании друг друга, так как не было на данном уроке выработанных критериев оценивания. На уроке в группах были задания для среднего ученика, а так как я не продумала задания для слабых учащихся уровня «С», успешной работы у них не получилось. А вот сильные ребята уровня «А» - просто сидели. Я убедилась, что работа в группе требует тщательной подготовки и продумыванием ресурсов. Хотя это первый класс, для первого раза работы в группе, на мой взгляд, прошла не плохо. Мы отработали правила в паре, группе (правило №1 не шуми, № 2 слушать и слышать, №3 не перебивать, №4 не ссориться). Работа в группе способствует развитию «критического мышления», так как каждый ученик мог высказать свою точку зрения и доказать свою правоту (аргументировать) – решая и подбирая примеры на состав числа четыре путём сложения. И на следующих уроках использую другое деление и в другой состав групп (по форме геометрических фигур; по уровням «А», «В», «С» ). Хорошо была поставлена работа с разминкой «Танцующий ёжик» использование , не только разнообразит работу, но и способствует лучшему усвоению учебного материала. Провела тест. Результаты сильно меня удивили. Качество выполненных работ составил 72%. Совсем не справилась только Г.(уровень «С») и четверо ребят допустили ошибки в двух примерах из шести. Не смотря на то, что были не доработки в моей работе, результаты теста были не много лучше, чем обычные повседневные. На уроке, используя оценочный лист, открытый журнал по критериям оценивания происходит саморегуляция, с первого класса, учащиеся будут знать, за что им ставится оценка и, что надо знать или узнать, чтобы улучшить свои знания. Что, не мало, важно в дальнейшей работе. «Учитель следит за тем, чтобы процесс работы был достаточно сложен и разнообразен с целью удерживания внимания учеников, при этом представляя им необходимые навыки и знания выполнения поставленных задач. Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называет «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией.» (Руководство для учителя. Стр. 140). Учащиеся точно знают за какой материал и объем они получат определенную оценку и будут стремиться улучшить свои знания. Ребята научатся оценивать не только других, но и самих себя. Просмотрев видео своего урока, я поняла, как важно продумывать постановку вопросов, тщательно подбирать ресурсы, а самое главное, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. В конце дня, мы с группой (по LS), составили другой план. Немного усовершенствовали: начали с актуализации, работу в группе (по уровням «А», «В», «С»). Строя диалоговое обучение, на каждом этапе, заостряла внимание на постановку вопросов (толстые, тонкие). Мне всегда не хватало время для отработки постановке вопросов. Чаще всего я совершала именно эти ошибки и сейчас, поняла, что от правильной постановки вопроса, учащийся легче может ответить на вопрос. (тонкие: Кто? Что? Когда? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?; толстые: Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ?)
Больше всего мне понравилось использовать такую постановку: докажи , научи меня и ребят. Даже младшие школьники уже могут аргументировать и строить свою речь (я думаю, мне кажется, я уверен). В своей практике, меняя формы работы, на начало провела тест на выявление уровня усвоенных знаний, чтобы сравнит конечный результат (индивидуальные карточки одного уровня). По первому тесту качество знаний составляло 56%. Учащиеся уровня «С» ( их в моём классе пять) практически не выполнили задания вводного теста. Перед собой поставила задачу: улучшить качество званий при использовании «новых подходов», приёмов, которые включает в себя данный модуль, усовершенствовать уроки своей педагогической работы для достижения и улучшения качества знаний учащихся. Так как модуль «новые подходы», включает в себя: диалог, работа в группах, паре, создание коллаборативной среды, обучение обучению. Даже на серии четырёх уроков, смогу увидеть прирост в знаниях учащихся. В этапе вызова на уроках использовала логические цепочки. Задания учащиеся работали в паре, обсуждая свою работу в диалоге (расположить серию примеров в последовательности возрастания). На защите своей работы, на первом уроке, у всех ребят возникали трудности, так как не могли формулировать свои рассуждения. Но когда я подсказала, что свою речь надо начинать со слов я «думаю…» или «мы решили, что…», «мы считаем…» у ребят.
Второй урок я начала с планирования урока с учётом добавления двух модулей, которые я упустила на первом. Второй урок по теме «Состав числа 4». Начало урока провела с позитивным настроем «дерево успеха». Учащиеся расположили свои смайлики соответственно своего эмоционального состояния(для того чтоб знать с каким настроением ребята пришли на урок). Актуализацию провела в форме игры: «Найди ошибку». Ребята работая в группе (карточки с заданиями пять примеров), нашли ошибки и доказали свою точку зрения. Развивается мышление и речь при выступлении. И ступенька к теме урока. На вызов использовала работу в группе с заданием «Заполни окошечко». При выполнении этого задания каждая группа, при заполнении окошечка, составила таблицу получения числа 4. Некоторые группы успели написать на обратной стороне даже при вычитании из чисел первого десятка. На втором уроке работа в группе прошла лучше, так как они уже знали правила работы, но на уроке мы еще раз проговорили эти правила. Работая в группе, идёт диалог между «ученик-ученик», «учитель-ученик», который способствует наблюдению и исследованию работы над учащимися. На данном уроке уже четко определились лидеры: ребята уровня «А», которые в течении урока были заняты, так как и этого уровня было задание сложнее (написать примеры при получении числа 4 разными путями), а у ребят уровня «С» было задание выбрать из предложенных примеров те которые уже есть и наклеить их в таблицу. Дети уровня «С» справились с заданием и смогли, не глядя на таблицу, сказать, как можно получить число 4. Это был их успех. В листах оценивания больше закрашенных звёздочек, треугольников всего 5. Значит, состава числа 4 усвоило 83% . Это на 11 % больше чем на предыдущем уроке. На уроке были задействованы «одарённые и талантливые» ребята (они были спикерами на уроке и могли координировать свою группу). Лидеры группы смогли помочь ребятам самореализоваться. Что помогло многим ребятам справиться со своими эмоциями. Через проектор смогли оценить свою работу в течении урока ( «плюс», «минус»), в первом полугодии мы не ставим оценок и это не много затрудняет объективно оценить каждого ученика. Во время самостоятельной работе я использовала индивидуальные карточки, по которым я смогла определить уровень усвоенного материала на данном уроке. При постановке вопросов стала больше акцентировать на слова: докажи, убеди, научи. При обсуждении с коллегами второго урока, наблюдатели отметили, что некоторые учащиеся уровня «В» работали на уровне «А». Учащийся уровня «А» снизил темп своей работы, не смог сконцентрировать свое внимание, что- то его тревожило. Когда выяснила, он не может работать рядом с другим учеником, который шумел и отвлекал его. Работа по семи модулям программы , прослеживалась в течении урока. Для себя сделала вывод , что надо ещё поработать над подбором групп и делением. С учениками уровня «С» работа удалась, хотя некоторые из них могут со временем перейти на уровень «В». При планировании следующего урока мне необходимо подобрать ресурсы для всех уровней. Поменять составы групп. Ещё надо переработать листы оценивания и итоги. Перед собой поставила цель: усовершенствовать урок при использовании семи модулей и новых приёмов работы. Есть различные приёмы диалога, которые можно использовать на уроках в своей работе: фишбоун, биопоэма, паутинка, горячий стул, шляпы Боно, джексо, сиквейн, которые я узнала из ресурсов Орлеу и коллег в группе. Думаю, что эти приёмы помогут мне в моей педагогической практике. Третий урок сильно отличался от двух предыдущих. После позитивного настроя в виде разминки «Макарена». Сигнальные карточки у всех были красные. Настрой на работу прошёл на позитивной ноте. У всех ребят было отличное настроение и готовность к уроку. Для деления на группы использовала конфеты разного сорта. (твикс, сникерс, марс, баунти, ярче). В группах были учащиеся с разным уровнем: «А», «В», «С». На этапе вызова использовала «Логическую цепочку». В этом задании надо было собрать по цепочке примеры, правильно решив, и выстроив последовательно от меньшего -к большему. Уровень этого задания был одинаковый и поэтому группа с уровнем «А» справилась с заданием быстрее, чем остальные. Но я дала им задание помочь мне и проверить ход работы в других группах. Этот прием помог мне вызвать интерес, уверенность в своих знаниях у ребят уровня «А» и стремление других быть помощниками, а для этого надо лучше знать состав чисел. На данном этапе развивалось критическое мышление, а так как ребята работали в группах, то и диалог они строили на взаимопонимании и сотрудничестве. На этом уроке у учащихся уже не было проблем с дисциплиной. Выполнив данное задание, вышли на проблему урока, определились с темой урока: «Разность. Компоненты вычитания». На этапе осмысления, проходила работа в паре (карточки). Выставив знаки <, >, =, надо прочитать выражение. С работой смогли справиться не все. У учащегося уровня «В» были ошибки, он перепутал знаки <, > () Данная работа проводилась для запоминания компонентов вычитания и сложения. Проговаривая и повторяя, у ребят первого класса развивается речь и память. В следующем этапе урока ребята, работая в группе, должны собрать правило из слов все компоненты сложения и вычитания и наклеить на лист. Сложность была в том, что не все учащиеся умеют быстро читать. Работая в группе, лидеру надо было прочитать слова и только потом расположить в нужном порядке. Эта работа сплотила ребят, активизировала. Запоминание компонентов было 98%. Саморегуляция сыграла, не мало, важную роль на данном этапе. Все группы справились с заданиями отлично, за исключением группы «марс» (не запомнили компоненты вычитания). Но в дальнейшем, я думаю, и у них не будет с этим проблем, потому, что ещё на каждом последующем уроке, часто обращаться к этой теме. У них были сложности с правильным расположением разности. Им на помощь пришла группа «сникер». Проявилась взаимовыручка и сотрудничество. На серии уроков ученики научились слушать и слышать друг друга, стало прослеживаться сотрудничество и взаимопонимание, взаимовыручка. В листе оценивания по четырём параметрам мы закрашивали звёздочку, квадрат, треугольник по мере выполнения каждого задания за урок. На данном уроке только четыре ученика закрасили треугольники, так как не правильно выполнили по одному заданию. Они допустили ошибки при выполнении примеров на состав числа 5, потому что не выучили состав числа и у этих ребят результат был ниже. После того как учащиеся увидели свои результаты, думаю завтра они обязательно выучат все состав чисел. Данный метод самооценивания вызывает у учащихся ответственность и саморегуляцию. «Оценивание для обучения представляет собой процесс, в ходе которого ученики сами оценивают уровень своих знаний за период времени, а затем вместе с учителями определяют следующие шаги на пути самосовершенствования». (Руководство для учителя, стр. 142). Когда они оценивают себя, своих товарищей процесс понимания и запоминания происходит гораздо глубже и быстрее. Используя в последующей работе, думаю, что применение всех семи модулей программы смогут изменить результаты (качество знаний) моей работы. В планы на будущее беру себе на заметку, то , что необходимо сотрудничество с коллегами и заниматься самообразованием.
Используемая литература:
Интернет ресурс. «Высказывания м мысли» genialnee.net/themes/obrazovanie
Руководство, стр. 140. АОО «Назарбаев Интелектуальные школы» 2012 г.
Руководство, стр. 142. АОО «Назарбаев Интелектуальные школы» 2012 г.