Рефлексивный отчёт об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков


А Рефлексивный отчёт об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков
Обучение на уровневых курсах было построено на идеях 7 модулей Программы. Мне было интересно узнавать вместе с коллегами о новых подходах, решать проблемы в обучении, для того, чтобы научиться активно вовлекать своих учеников в учебный процесс через диалоговое обучение.. Наверно именно поэтому меня заинтересовал модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» и мне захотелось описать подробно, как я использовала идеи и стратегии данного модуля в серии последовательных уроков.
В своём отчёте я отразила своё видение на данный модуль, который имеет два направления: обучение тому, как учиться и диалоговое обучение. Хотелось бы поподробнее остановиться на диалоговом обучении, потому что моя задача, как учителя начальных классов, развитие речи учащихся, коммуникативных навыков, умение анализировать различные жанры литературы, и я согласна с Барнсом, который утверждал «то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников» [1, стр. 144]. Действительно, мне бы хотелось, чтобы мои ученики учились задавать вопросы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, умело и грамотно вели диалог. Планируя серию последовательных уроков по литературному чтению, старалась использовать 3 типа беседы: кумулятивную, беседа – дебаты и исследовательскую беседу, которые способствуют развитию диалогической речи, вовлечённость всех детей в образовательный процесс. Работая в начальных классах, в процессе наблюдения за детьми, я сделала выводы о том, что дети именно в этом возрасте 6-9 лет очень любят делиться своими впечатлениями на разные темы из личного опыта. Но у них не хватает терпения выслушать собеседника, тогда они начинают говорить одновременно. Дети задают много вопросов, и с радостью отвечают на вопросы учителя, порой неумело, невпопад. Именно в этот период необходимо поддерживать разговор с детьми, не оставлять без внимания все их вопросы, чтобы они в последствии не замкнулись в себе. Учитель должен стремиться при общении с детьми не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребёнка. Передо мной, как учителя начальных классов, стоит задача: создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Как же построить урок таким образом, чтобы не самой раскрывать детям понятия, анализировать произведения, а подталкивать детей к самостоятельному обучению? Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог [1 стр. 144]. Поэтому, планируя серию последовательных уроков, старалась включать стратегии, направленные на развитие коммуникативных навыков. Для этого внедряла в учебный процесс парную и групповую работы, через диалогическую беседу, старалась развить речь учащихся.
Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя [1, стр. 144]. Работая в паре, ведущую роль взяли на себя сильномотивированные ученики, но меня обрадовало то, что глядя на них и слабомотивированные стали говорить. Так на втором уроке, обсуждая вид сказки, высказывались и слабомотивированные ученики В. и Л.. Первое условие организации диалога – снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагога с детьми. Для этого вовлекала ребят в диалог и поддерживала их, используя вопросы низкого и высокого порядка, интересные задания, выдвигала проблему, тем самым создала условия для их обучения и развития, при этом старалась не навязывать собственное мнение, а управлять темой разговора.     Подготовку к парной и групповой работе начала с первых дней начала практики в школе. Переходным этапом к проведению групповой работы стала работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить: какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже – группах) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.
Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы: кумулятивную, исследовательскую, беседа-дебаты. [1.145] Данные типы бесед старалась применить на своих уроках. Так на первом уроке для мотивации и побуждения интереса к уроку была проведена стратегия «Карусель». Работа в группе шла оживлённо, но удалось не всё. Наблюдая за работой в группах, я отметила для себя, что ведущую роль в группах взяли на себя сильные учащиеся, а слабо мотивированные дети хотя и проявляли интерес, но всё же оставались сторонними наблюдателями. Детки только учились слушать и слышать друг друга, поэтому приходилось напоминать им о правилах работы в группе. Несмотря на это атмосфера в группах была доброжелательной, что меня радовало. Наблюдая за работой групп, я так же отметила, что дети в одной из групп (где оказались слабомотивированные учащиеся) запутались в некоторых особенностях волшебной сказки. Здесь понадобилась помощь консультантов, в роли которых выступили сильномотивированные учащиеся из других групп.
Чтобы выяснить причину, было предложено классу ответить на вопросы:
- Что получилось, что не получилось? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Большой интерес вызвала стратегия «Корзина идей», которую применила на втором уроке при изучении казахской народной сказки «Лисица и муравей», каждый ученик высказал своё предположение, какими они видят лисицу и муравья. Ребята на стикерах записали свои предположения, положили в «корзину». Свои версии выдвигают все, чтобы не подвести свою группу. Данная работа повышает интерес к предмету, развивает творческое воображение. Урок литературного чтения – это тот предмет, который обращён к душе ребёнка. Так на третьем уроке, при работе над анализом сказки «Айога», ребята учились давать оценку поступкам героев, сравнительные характеристики. Перед детьми был поставлен проблемный вопрос: можно ли гордиться красотой? А. ответила, что внешняя красота так же важна, как и внутренняя, а С. посчитал, что внешняя красота очень важна для человека. Обсуждая в группе, вариантов ответов было много, каждый высказывал своё мнение. Итогом был ответ М.: «Главное в человеке не красота, а его душа, что у него внутри». При обсуждении ребята уже не забывали правила работы в группе: выслушивать мнение каждого, не перебивать друг друга, а полученные знания через обмен мнениями привели к согласованному результату. А самым удивительным для меня оказалось то, что мои ученики-наблюдатели, Л. и А. выступили в роли лидера. В своей практической работе в школе также применяла исследовательскую беседу. Так на обобщающем уроке дала детям задание: сопоставить различные по виду сказки, применила на этом этапе стратегию «Диаграмма Венна». Эта работа помогла мне понять, насколько дети усвоили изученный материал, научились слажено работать в группе, проявили себя. Меня порадовало то, что свои идеи предлагал каждый ребёнок, правда, сначала высказывались сильномотивированные учащиеся, но глядя на них и слабомотивированные сделали первые несмелые шаги и тоже включились в работу. Через диалоговое общение дети учились не только отвечать на вопросы, но и составлять вопросы. Так при работе над темой «Обобщение знаний по теме устное народное творчество» на уроке мы провели «Аукцион вопросов». Каждая группа получила задание: составить три вопроса по всему разделу. А группе экспертов предстояло оценить эти вопросы, выбрать открытые, т.е. «высокого порядка». Но тут я столкнулась с проблемой. Дети составляют в основном вопросы «низкого порядка». Вот над этим нам и предстоит ещё работать. Прежде всего, самой провести работу по изучению стратегий, способствующие развитию речи учащихся, создать карточки-опоры [3], для способствования более глубокомысленным ответам время ожидания в процессе опроса увеличить до семи секунд. [2].
У меня в классе есть ребёнок, В. ,который из-за своей неуверенности, боязни сказать что-то неправильно, в основном молчал на уроках. Работая в паре на первом уроке, я посадила его с сильной ученицей, и задания они выполняли вместе.  На следующем уроке состав группы поменялся. В группе работали по теме «сказки о животных». Замедляли работу группы слабые дети. В основном работу взял на себя сильно мотивированный ученик. В. отвечал в группе, но не всегда и отказался презентовать работу. В конце урока отметил « мне было трудно». На третьем уроке я рассадила  детей в разноуровневые группы. Группа должна  проанализировать сказку «Айога» и составить постер - характеристика двум девочкам. В. почувствовал ответственность за группу, на этом уроке он уже вышел к доске и отвечал с места, а Л. выполняла роль секретаря.
Работа в паре позволила закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, дала возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Применяя такие формы работы, я ещё раз убедилась в том, что работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у слабо мотивированных учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению  проблем, с которыми одному не справиться. Для  сильно мотивированных учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, лидерские качества, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат и, на мой взгляд, осуществлять контроль своего обучения. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого или сверстника в сотрудничество, и не стремиться сам контролировать процесс обучения.
Поэтому мной и востребована технология сотрудничества, работа в парах и группах, так как именно эти формы работы, на мой взгляд, развивают речевые навыки ребёнка. А речь, как известно, главный инструмент общения. В процессе применения новых подходов в обучении на уроке выявила, что не все дети готовы «добывать» знания, а ждут их в готовом виде от учителя, ведь они обычно общаются друг с другом на уроке через учителя, потому воспринимают его как единственный источник знаний и информации. Кроме того большой проблемой является невысокий уровень словарного запаса учащихся, зачастую они не могут донести свои мысли до слушателей. В связи с этим, появилась необходимость в решении следующих задач в процессе дальнейшей работы: - продолжать работу по развитию навыков самостоятельного поиска решений учебных задач. - разнообразить формы работ по развитию речи учащихся. - развивать критическое мышление, опыт и инструментарий учебно-исследовательской деятельности. - воспитывать в детях уважительное отношение к окружающим, такт, объективность оценивания, ответственность, самостоятельность. Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что использование диалогического обучения в практике своей деятельности обеспечивает развитие коммуникативной компетентности - т.к. дети учатся ставить и решать задачи, в результате этого появляются: -возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске; - развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала.
-развитие навыков само и взаимооценивания.
Переосмысливая свою практическую деятельность и, осознавая роль диалогового обучения, ее эффективность, буду работать проводить больше исследовательских бесед, так как развитие научных навыков приведёт к тому, что в старших классах они смогут участвовать в проектной деятельности.
Продолжу работу по формированию умений навыков речевой общения посредством организации групповой и парной работы на уроках, активного использования стратегий критического мышления и развития навыков саморегуляции, а так же участвовать в работе творческих групп сертифицированных учителей для обмена опытом работы по внедрению идей и подходов 7 модулей Программы.
Литература. 1.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 20122.Ресурс 11 неделя 4 день 3 «Мастер-класс 1: разработка беседы в классе посредством опроса»
3.Ресурс 14 неделя 4 день 3 «Вводные слова для формулирования высокоуровневых вопросов»