Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков.
Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков.
«Детей надо учить тому, что пригодиться им в жизни»
Аристипп
«Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»
Ушинский К.Д.
Наше время – век высоких компьютерных технологий. На протяжении уже более двух десятилетий информационно – коммуникационные технологии прочно вошли не только в повседневную жизнь, но и в школьную. А что такое информационно – коммуникационные технологии? Изначально было много вопросов: как, почему, зачем и нужно ли вообще внедрять ИКТ в школьную жизнь? Какую роль ИКТ должны играть в жизни ученика и учителя? В википедии написано: «ИКТ – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации. (https://ru.wikipedia.) Со временем мы поняли, что внедрение ИКТ неотъемлемая часть нашей жизни, так как использование только традиционных методов обучения не совсем помогает разрешать какую – либо проблему. Современный учитель должен идти в ногу со временем. Ведь только так мы будем самосовершенствоваться, развиваться и учить детей жить в полноценном обществе. А многогранное использование ИКТ позволяет учителю открыть больше новых возможностей в преподавании. Если взять учеников, то они больше знают о ИКТ. У каждого ученика в школе имеется сотовый телефон, планшет и, конечно дома, ноутбук или ПК (персональный компьютер). Когда планируешь новую тему или анализируешь результаты полученных знаний, я постоянно задумывалась: как сделать так, чтобы основы знаний отложились у них в голове и при необходимости ученики могли ими воспользоваться. В своей практике я постаралась охватить все модули Программы курсов. Один из модулей обучения – это использование ИКТ в преподавании и обучении. В Руководстве для учителя говорится: «Развитие информационно – коммуникационных технологий требует своевременных изменений в системе их использования при оценивании знаний, что обуславливает изменения способов обучения, методик и технологий». (РУ, стр156). «Для компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь вышеуказанных видов знаний: теоретических и практических. При внедрении ИКТ названное единство обеспечивает продуманность их использования, что будет способствовать улучшению процессов преподавания и обучения» (Руководство учителя, стр. 156). При проведении практики в серии последовательных уроков я применяла данный модуль. Почему мне больше нравиться применение «Использование ИКТ в преподавании и обучении»? Может потому что я учитель информатики? А еще то, что данный модуль можно применять на всех этапах урока. Например, для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.). Как информационно-обучающее пособие. Для контроля учащихся.
Первое что у меня было это фото и фидео съемка учащихся, разрешенное их родителями. Казалось бы учащиеся привыкли постоянно находиться в центре внимания. Но в данном случае у них были с этим проблемы. На первых уроках учащиеся отвлекались на камеру. Было заметно, что им не удобно, они не могли свободно отвечать, так как стеснялись. Было нелегко убрать данный барьер с моей дороги. После разговора с ними, что эти фотографии никому не будут показаны в школе (в особенности, другим ученикам), что они нужны мне лишь для практики, ученики успокоились. Что интересно, к четвертому уроку они совершенно забыли про камеру. Учащиеся практически не обращали внимание на нее. После уроков даже пригласили друзей, посмотреть данные фото, так как уроки проходили в очень интересной для них форме. Этот барьер мы спокойно прошли. Также на каждом уроке при помощи компьютера для создания коллаборативной среды мы проводили веселые физические разминки. Это помогло нам не только создать коллаборативную среду, но и физическую и психологическую разрузку нам всем. Еще одним средством ИКТ было показ презентаци на уроке. Что такое презентация? В переводе с английского языка слово «Презентация» означает – представление. Это один из очень удобных способов обучения. Ведь не даром великий педагог К.Д.Ушинский нас учил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Также очень известная английская пословица гласит: Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». Если говорить открыто, то сейчас учащиеся больше запоминают что – либо смотря телевизор. По данным ученных у человека запоминание расположено так: 20% - услышанное, 30% - увиденное и более 50% услышанное и увиденное одновременно. Так и на уроках, где показана презентация, одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Презентация – это факторы, которые удерживают внимание ученика, он сочетает в себе яркое изображение и звук. Я, как учитель информатики, часто показываю детям различные презентации. Я давно заметила, что при наглядном показе, у учащихся быстрее развивается внимание, запоминание и практические навыки работы за компьютером. Однако следует отметить, что если презентация не совсем правильно представлена, она может иметь обратный эффект. Ведь уроки, на которых презентация представлена не как цель обучения, а как сама цель, не принесут никакого обучения. Что мне нравиться в работе с презентациями, то, что ее можно использовать в работе с одаренными детьми. Ведь ученики не только должны подготовить презентацию, но и должны провести исследовательскую работу по поиску информации изучаемой ими темы. В ходе составления краткосрочных планов уроков я учитывала специфику предмета информатики, так как основной целью наших уроков – формирование ИКТ компетентности, то есть умение владеть техническими и программными средствами для решения своих практических задач. Я заметила, что к концу четвертого урока у учеников появилась мотивация к изучению темы урока. Анализируя свои уроки в дальнейшем, я обратила внимание на то, что учащиеся показывают неплохие знания предмета. Они могут критически мыслить и правильно начали составлять вопросы. Еще одним неотъемлемым предметом ИКТ являются электронные учебники. Электронные учебники применялись мною на всех уроках. Ученики, привыкшие, что они изучают электронные учебники лишь с моей строчки зрения, немного были удивлены, что я предложила им изучить данный материал самостоятельно. Затем они обсуждали это со мной. Но мне был интересен один момент: учащиеся на первых уроках все говорили моими словами. Конечно, сначала это мне льстило, но я во время поняла, что дети должны выражать свои мысли и рассуждения. Я их похвалила за их рассуждения, но и сделала поправку, что все они должны рассказывать своими словами, как это поняли они. К четвертому уроку я видела разницу в стиле их речи, они стали говорить так как считали нужно и мне даже не хотелось их прерывать. Это говорит о том, что у учеников начала развиваться речь, начал пополняться словарный запас. Также мной на уроках информатики применялись тренажеры. Данная программа помогает развивать и закреплять знания и навыки применения ИКТ. Раньше на своих уроках я применяла только клавиатурный тренажер. Но на курсах коллеги предложили мне познакомиться и с логическими тренажерами. Клавиатурные тренажеры применялись мной для развития навыков применения ИКТ. А логические тренажеры помогают развивать память и логику. Ученикам это очень понравилось, но так как времени практически не хватало на уроке, это задание я давала на дом. Так как логические тренажеры мной были включены только сейчас, и материала у меня не было, то мне придется в будущем через Интернет – ресурсы и своими силами составлять их. Кстати, Интернет – ресурсы – это тоже один из эффективных средств ИКТ. Ведь именно там можно найти все, что душе угодно. В нашей школе существуют проблемы с интернетом. Если нет интернет или он работает с перебоями, то речи про сетевую сеть и быть не может. Про Wi – Fi и говорить не приходиться. Раньше на уроках я давала задание на дом, чтобы учащиеся просмотрели ту или иную информацию в интернете дома, у друзей или соседей. Сейчас, благодаря пройденным курсам, я поняла, что мобильные телефоны и планшеты целесообразно использовать на уроках. До прохождения курсов у меня был командный голос. Ученики 5 – 11 классов боялись вытаскивать свои сотовые телефоны, так как это было чревато последствиями. Я могла забрать телефон и отдавала его только в конце урока. У более «наглых» учеников сотовые телефоны были переданы классным руководителям или, даже, родителям. Сейчас я понимаю всю глупость прошлого моего опыта. Я сама учитель информатики и сама же своим ученикам «обламывала крылья». У учеников на лице было недоверие, когда на первом уроке я попросила достать их сотовые телефоны и планшеты и воспользоваться ими в поиске нужной информации. Это было и на втором уроке. На третий урок один ученик принес даже нетбук, но не решался его доствать. После моего разрешения, он его поставил на рабочий стол. Не скрою, что на втором и третьем уроке у меня были проблемы с их техникой, так как они отвлекались и смотрели что у кого записано на телефоне, какие новые игры приложения и так далее. Из этой ситуации я нашла выход. Может он не правильный, я этого еще не знаю, но мне и ученикам это понравилось. Ученикам, которые отвлекались, я просто дала задание на дом сделать презентацию по теме, на которую они в данный момент отвлеклись. Одному ученику про мобильные игры, а другому про мобильные приложения. Мне было немного жаль, что я не смогла просмотреть их выступление, хотя я знаю, что эти ученики готовились. И, что немало важно, это были ученики со слабой мотивацией. Мне понравился их задор. Конечно, когда я приду в свою школу, я обязательно просмотрю их презентации. В будущем я собираюсь включать данные задания для творческого развития. Еще на своих уроках я применяла кроссворды. Они были и сделаны и на ватманах и при помощи компьютерной программы. Кто-то скажет, что ватман – это не ИКТ. Я с этим не согласна. Ведь до внедрения компьютерной техники карточки, ватманы и просто листы заменяли нам ИКТ. Тем более детям не нужно и не совсем полезно сидеть долго за компьютерами. Ученики были привычны к такой работе, но проблема была в том, что на первых уроках они еще не совсем поняли, как работать. К четвертому уроку я дала задание составить кроссворд из 10 слов по пройденным темам, каждый ученик на листе А4 составил свой кроссворд и при проверки домашнего задания, я попросила их поменяться ими по часовой стрелке. Новый подход в работе ученикам очень нравиться, так они могли оценить своих товарищей, сами могли ответить, сами себя оценить, что немало важно. Такая работа дает им навыки закрепления материала, они начинают критически мыслить, задавать такие вопросы, на которые нужно подумать. Все это благоприятно сказывалось на нашей работе. Ну и, наконец программы тестирования знаний. На уроках при проверки домашнего задания я использую не только вопросы, кроссворды и т.д., также я использую тестирование. Компьютерное тестирование только – только начало набирать свои обороты в школьной программе. Раньше они были или через чур громоздки, или излишне универсальны, или наоборот, слишком примитивными. Это было большим барьером, потому что нас как учителей не устраивали вопросы тестирования и способы оценки их результатов. Поэтому я использовала распечатанные тесты. Как и кроссворды, это очень удобный метод проверки и закрепления знаний. Учащиеся уже привыкли к нему. Им было неудобно показывать ответы тестов своим одноклассникам, так как они привыкли отмечать правильные ответы сами или сдавали листы ответов мне. Взаимооценивание помогает развивать наблюдательность, чувство ответственности, появляется дух соперничества, они начинают анализировать друг друга. При проведении исследования в действии я определила несколько положительных моментов использования ИКТ на уроках: 1) необходимость перехода от традиционных уроков к урокам нового формата; 2) повышение активности учащихся при работе в группе; создание индивидуальной компьютерной программы для развития мышления учащихся, особенностям восприятия и понимания учебного материала; 3) развитие мотивации учащихся к предмету посредством ИКТ; за компьютером ученик должен чувствовать себя уверенно; рационально использовать время работы за компьютером. Многочисленные исследования покзали, что применение ИКТ на уроках позволяет улучшить методику и качество преподования, результаты обучения и успеваемость учащихся. В мире существует огромное количество разных методик внедрения ИКТ на уроках. В заключении хотелось бы сказать, что ИКТ прочно вошли в школьную жизнь и чтобы не быть позади всей нашей планеты нам нужно не отстать от времени , от своих коллег и, главное, от своих учеников. Мне нужно много работать над собой. Я считаю, что использование ИКТ изменит способ мышления школьников так, чтоб он будет соответствовать потребностям времени.
Но и не стоит забывать, что никто и ничто не сможет заменить живого общения.
Использованная литература:
1. «Руководство для учителя» третий (базовый) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
2.Ресурсы интернета.