Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков
Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков
Составляя среднесрочное планирование, я решила в серии последовательных уроков акцент сделать на модуль "Обучение критическому мышлению». Потому, что уроки, проводимые по развитию критического мышления, имеют четкий технологический алгоритм, а так же набор приемов и методов которые присутствуют на моих уроках.
Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей. (Руководство для учителя стр.154)
Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. (Руководство для учителя стр.154)
На своих уроках я хотела создать такую атмосферу, когда изучаемый материал и каждый этап урока для учащихся станет значимым и интересным от начала до конца. Ребенок должен осознавать чего от него требует учитель. Для проведения серии уроков я выбрала 4 класс по предмету познание мира.
На первом уроке «Моя Родина» я использовала задание «Ключевые слова», где учащиеся работая в группе на стадии вызова, должны были составить рассказ, употребив все «Ключевые слова». На этой стадии вызова я хотела побудить интерес к уроку и поддерживать его в течении урока, также хотела узнать как справиться каждая группа, как дети будут обсуждать и тем самым подвести их к теме урока. Метод оказался очень действенным, потому что дети дружно взялись за это задание, каждый вносил свои предложения о чем можно написать. Я думаю, этот прием буду использовать в дальнейшем, потому что у учащихся развивается воображение, фантазия. Этот метод способствует активизации внимания. Прием «ИНСЕРТА», который я использовала на первом уроке, способствовал развитию мышления, является хорошим средством отслеживания понимания материала.
На урок я составила презентацию о Казахстане, так же дети посмотрели видеоролик «Природа ВКО», все это позволило мне более доступно изложить новый материал используя современные технические средства обучения. Ученики проявили интерес к более глубокому изучению нового материала, а я добилась цели урока: дать сведения об основных исторических событиях, сформировать общие понятия о суверенности и независимости Республики Казахстан, дала возможность увидеть детям богатство и особенности родины. Дети совершенно по- новому представили и свой родной край. Я думаю, учащиеся сумеют применить полученные знания в своей дальнейшей жизни.
Также были задания проблемно- поискового характера, где учащиеся чувствовали себя в роли исследователей ученых, были даны задания которые они с удовольствием выполняли, используя интернет, дополнительную литературу. Учащиеся сами самостоятельно добывали знания, пытались перерабатывать новую информацию. При работе в группах учащимся давались разные задания, особенно нравилось работать в группе слабым учащимся. Они активно работали уже на втором уроке. Ведь при работе в группах происходит взаимообучение учащихся, каждый вносит вклад в работу группы. При проведении же традиционных уроков слабые учащиеся могли молчать, не отвечать на уроке. Детям было интересно переключаться с одного вида деятельности на другую. Я видела, что на уроках дети уже так не устают как при проведении традиционных уроков. Я придерживаюсь мнения, что критическое мышление нужно развивать с самого начала обучения, создавать для этого все необходимые условия. Дать понять учащимся, что они дожны уметь анализировать, размышлять, рассуждать, обрабатывать полученную информацию, оценивать находить решения известным проблемам с самого начала, тогда ученики научатся быть самостоятельными, независящими от учителя, а в семье от родных. Применила на практике метод формативного оценивания. Подготовила листы самооценивания и взаимооценивания без оценивания учителем, что я раньше не применяла на своих уроках, а для ребят это стало приятной неожиданностью. Проводя урок в необычной для меня и для учащихся форме, мы столкнулись с определёнными трудностями. Не хватало времени на уроке для выполнения заданий, учащиеся медленно работали, неуверенно высказывали свое мнение: они привыкли давать точные ответы по учебнику, и получать готовые ответы от учителя. До урока мы с ребятами выработали правила поведения в группе и вывесили их на доску, но не все правила соблюдались в ходе урока. После урока я получила обратную связь от учеников, с использованием приема «Две звезды и одно пожелание» по выявлению успехов и трудностей при групповой работе. Ребята говорили, что они стеснялись выступать при всех, были не уверены в своих ответах или затруднялись в формулировке. Я постаралась учесть все удавшиеся и неудачные моменты при планировании второго урока.
Так на уроке по теме «Легендарный батыр Карасай» в стадии вызова был проведен «Мозговой штурм». Учащиеся работали очень активно, Дидар смог дать правильные ответы на пять вопросов из восемнадцати. Ответы учащихся были формативно оценены, например Ваня получил оценку «Молодец!», Дидар «Хорошо!». Мною также был использован приём «Ассоциации», который понравился детям. Учащимся 4 класса предлагалось прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы прочитали тему урока?
Учащиеся перечисляли все возникшие ассоциации, которые я записывала на доске. В конце изучения темы их вновь озвучиваю. Ассоциации, которые дети предлагали на тему «Легендарный батыр Карасай»: это меч, битва, конь, щит, человек, войско. Ключевые слова, слова-ассоциации я сочетала с приёмом «Вопросительные слова». Были предложены вопросительные слова: Что? Для чего? Какие? Из чего? Как? Где? Ключевые слова, которые предложили дети, записываю во вторую колонку. Каждый ученик самостоятельно формулирует вопросы, которые у них возникли. Затем вопросы обсуждаются в группе и выбираются наиболее интересные. Дети составили вопросы: Что за человек Карасай? Какие подвиги он совершил? Из чего сделана одежда? Для чего он воевал? Как он сражался? Где произошла битва? Для того, чтобы с новой темой ученики знакомились последовательно-логично предложила учащимся обсудить в группах на какие из вопросов следует ответить в первую очередь, на какие потом. Каждому вопросу на доске присваивался номер. На этом этапе дети активно работали, учились анализировать свои ответы, выделять главную идею, обосновывали ответы, учились думать, таким образом они сами выбрали дальнейшее направление в работе. На прежних занятиях по традиционной методике, когда я проводила пассивные занятия, мои ученики не проявляли особой активности на уроках. Работали в основном сильные ученики, а остальные готовились к занятиям от случая к случаю для получения итоговых оценок в конце четверти. Так как для мотивации учеников к обучению и развития у них критического мышления действенной формой проведения уроков является групповая работа, я использовала работу в группах.
Дальше я применила метод «ИНСЕРТ » где учащиеся уже более лучше работали чем на первом уроке. Уложились в определенное время, заполнили таблицу. Следующим этапом урока было написать эссе «В чем проявлялась колоссальная сила батыра?» Прием «Микрофон» понравился ученикам т.к каждому хотелось подержать микрофон и представить себя на какой- то телепередаче. Учащиеся оценивали друг друга. Взаимооценивание было необъективным, так как дети еще не научились оценивать друг друга, своим друзьям ставили хорошие оценки. На этом этапе каждому была возможность выразить свою мысль, свое видение, дети слушая выступления друг друга, взаимообучались, учились слушать друг друга. На уроке по теме «Страдания старого Шынгыса» учащиеся посмотрели слайды, которые я комментировала и видеофильм ядерного взрыва, после которого учащимся был задан вопрос: « Какие впечатления произвел на вас этот фильм?». Учащиеся очень активно стали обсуждать этот вопрос. Например Дидар сказал, что после взрывов рождаются больные дети. Дети проявили сострадание к больным ребятам. Высказывали свои мнения, что на Земле больше не должны повторится ядерные взрывы. Просмотр и обсуждение призентации расширило кругозор детей. Затем я разделила учащихся на группы с помощью стикеров. Первой группе было дано задание - нарисовать плакат на тему: «Нет ядерным взрывам!», второй группе написать призывы против ядерных испытаний. В первой группе рисовал в основном Ваня, так как он хорошо рисует, но потом все начали помогать ему докрашивать, подрисовывать. Малика предложила нарисовать взрыв похожий на гриб - с ней все согласились. Вторая группа долго не знали что писать. Мне пришлось подсказать им. Дидар работал в первой группе он принимал очень активное участие по сравнению с первым уроком. Ему было поручено раскрашивать. Затем учащиеся защитили свои проекты. Работы были взаимнооценены. Детям нравится работа творческого характера (составление кластера, постера, флипчарта). Ребята затруднялись с написанием «синквейна», делали это впервые. И только сейчас, на практике я поняла, что зачастую у меня на уроке не была налажена обратная связь. Например, Адылгазы Аяна очень любознательна, любит рассуждать, у неё всегда на уроке была масса вопросов по ходу объяснения нового материала. Но часто из-за нехватки времени на уроке у неё не было возможности высказаться. Но теперь, когда при работе в группе такая возможность появилась, Аяна стала испытывать неуверенность, что можно заметить из её ответов. Одна большая проблема: неумение вести диалог. Но, несмотря на это, Аяна - явный лидер в любой группе, она справляется с заданиями любого характера: умеет сравнивать, анализировать, делать выводы. Было заметно, что работа в группе приносит детям удовольствие. Сайкенов Дидар начал втягиваться в работу группы, начал участвовать в обсуждениях, хотя на первом уроке он пассивно сидел. При проведении традиционных уроков у учащихся не было диалогового обучения. Работы, посвященные исследованию коммуникационных процессов в классе, показывают, что определенные модели взаимодействия - исследовательский разговор, аргументация и диалог- способствуют развитию высокого уровня мышления.(Руководство для учителя стр.155). Учащиеся еще не умели высказывать свое мнение. Моей ошибкой на уроках было то, что я все время хотела сама подсказать готовый ответ, давала мало времени на раздумье. Третий урок, проведённый мной с использованием новых форм работы, дал, на мой взгляд, заметные сдвиги. Учащиеся стали активнее принимать участие в групповом обсуждении. Учащиеся не высказывали своего недовольства при делении на группы. При традиционном обучении слабые учащиеся могли отсидеться на уроке, не отвечать пока не спросят, а при индивидуальной работе, так как, кроме того, что задание нужно выполнить и дать краткий ответ, им необходимо ещё и аргументировать свою точку зрения, ответив на вопрос «Потому что…», «Я так думаю…», «Я считаю, что…» и так далее. Пример тому, написание эссе. Проводя уроки, заметила, что детям стало нравиться работать по - новому. Старалась не перенасыщать урок заданиями, чтобы уроки не были обременительными и неинтересными. Включала в урок задания с использованием ИКТ. Использование ИКТ является значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. (Руководство для учителя стр.166). На практике пыталась внедрить саморегуляцию в обучении. Через разнообразие применяемых стратегий и возможности выбрать задание, ребята учатся быть самомотивируемыми, что развивает положительное отношение к обучению и к самим себе. К концу практики работа на уроке шла значительно активнее. Я заметила, что мне нужно подходить к ученикам , подсказывать, то уже на следующий урок ребята начинают сами организовывать свое учение, поняв, что я хочу от них увидеть: как они активно работаю в группе, помогают друг другу, умение моделировать проблемные ситуации и находить пути решения из них.
Урок по теме «Независимая свободная страна» проходил в постоянной постановке проблемных вопросов и мозгового штурма. Было уже заметно что учащиеся стали лучше рассуждать, следить за своей речью, аргументировать свои мысли. Учащиеся стали уже учится рефлексировать ведь на стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали раньше. В процессе рефлексии ученики учились взаимооцениванию и самооцениванию результатов обучения и познания «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню» - эти слова Жан Жака Руссо можно определить эпиграфом к урокам критического мышления, главным плюсом которых является то . На уроке учитель и ученик становятся партнёрами.
В результате проведенных мною уроков, ученики научились оценивать себя и своих товарищей, выбирать наиболее важную информацию из текстов, научились задавать вопросы. Это дало им возможность усвоить весь материал на уроке и отпадала проблема невыполнения домашнего задания. Каждый ребёнок научился выражать своё мнение и выявлять причинно-следственные связи. У учащихся развивалась речь и умение выражать свои мысли. Также они учились публично выступать, высказывать и отстаивать свое мнение, анализировать. Дети в интерактивном режиме учились сотрудничать друг с другом, при обсуждениях они вступали в диалог, внимательно слушали ответы своих товарищей.
Что же было важным для меня в процессе преподавания и как в дальнейшем я буду использовать свои знания по идеям 7 модулям?
Я в дальнейшем буду использовать приёмы и стратегии которые описаны выше, также буду применять приемы и стратегии критического мышления которые я раньше не применяла на своих уроках и проводить уроки, используя все этапы этой технологии. Методы критического мышления с одной стороны позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.