Рефлексивный отчёт об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков


Рефлексивный отчёт об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков
«Вы не можете научить человека чему-нибудь;
Вы можете только помочь ему понять это самому»
Галилео Галилей
Развитие информационно-коммуникационных технологий начиналось постепенно, и внедрялось в школы в основном как отдельный предмет – информатика, или в то время электронно-вычислительная техника, либо как вспомогательное оборудование в кабинеты физики, химии и биологии, географии. Это были простейшие компьютеры с небольшим количеством памяти, в роли «интерактивной доски» выступал графопроектор или киноаппарат. Затруднений было множество, компьютеры не могли обработать большой объём данных, не было широкополосного интернета и «висячие» страницы не сходили с браузеров. Но учителя работали, были сделаны первые шаги по созданию электронных классов – локально связанных компьютеров для быстрого обмена информацией: заданиями, вопросами, и получение также быстро ответов. В свободное время чертили на отрезках целлофана таблицы, графики, выводы формул и формулировки законов, чтобы на уроке с помощью графопроектора демонстрировать вместо слайдов. Ученики вручную писали рефераты, и лишь единицы печатали на матричных принтерах небольшое количество страниц. Всё это было, и нельзя сказать, что в далёком будущем – всего каких-то 10 лет назад. А теперь зайдём в любую сельскую школы: на столах стоят огромные мощные моноблоки, вдоль кабинетов шлейфами тянутся провода высокоскоростного интернета, современные инфракрасные проекторы выводят изображения на интерактивные доски, учителя за считанные секунды создают десятки копий работ, карточек на лазерных принтерах. Получается наш повседневный труд в подготовке к уроку настолько облегчился, что можно задуматься, а как эту технику заставить работать на ученика, на получение им качественных знаний.
Чтобы суметь работать со сложным оборудованием, большим количеством информации учитель должен обладать рядом знаний:
- во-первых, знание своего предмета, понятийного аппарата, законов не только на школьном уровне, но и уровне олимпиадных заданий, чтобы обучать одарённых и талантливых учеников;
- во-вторых, большой педагогический опыт, включающий в себя умения преподавать и обучать, достигать образовательных целей и задач;
- в-третьих, знание принципов работы с электронным оборудованием, устройство и принцип действия вычислительных машин, использовать в своей работе учебно-методические комплексы, электронные книги, системы электронного обучения, периферийные программы и программы предметного направления.
Последний пункт является самым новым и самым сложным на современном этапе развития образовательной системы, но он так же необходим как и первые два. Хотя вся сложность связана с возрастными особенностями самих учителей, учителя старшего поколения не могут адаптироваться к ИКТ, а спрашивают со всех, учителя же современного общество с большой охотой используют нововведения и это даёт свои плоды.
Кабинет физики, где я провёл 4 последовательных урока, оснащен компьютером с принтером, документкамерой, мультимедийным проектором, маркерной доской для проецирования, комплектом виртуальных лабораторных и практических работ, интерактивным лабораторным оборудованием, широкополосным высокоскоростным интернетом и Wi-Fi адаптером для беспроводного соединения. Такие условия позволили мне в полной мере раскрыть и использовать модуль программы «ИКТ в преподавании и обучении». С самого первого урока использование ИКТ стало одним из главных направлений в преподавании физики. Я и раньше на своих уроках использовал этот модуль, при презентации новой темы, поиска информации, данных, сложных расчётов и построении графиков.
Прежде, чем провести уроки необходима была тщательная подготовка. Посмотрев не один десяток страниц интернета, я по крупицам собирал материал, мне нужно было знать мнения других преподавателей по темам «Внутренняя энергия. Виды теплопередач». Материал старался подбирать наиболее лёгкий, чтобы учащиеся могли его изучить, не используя заумных определений, причём старался найти взаимосвязь темы урока с повседневной жизнью, благо, что именно тема этому способствовала. Трудности же были в подборе заданий по уровням, многие задачи повторялись на различных сайтах, тогда пришлось менять либо условие задач, либо просто ставил другие данные.
Планируя серию уроков по физике в 8 классе, я применил использование ИКТ, так как моя специальность позволяет раскрыться по данному вопросу в полной мере, на мой взгляд, умение работать с новыми современными технологиями является необходимым фактором развития учеников. Отследим использование ИКТ на всех этапах четырёх уроков.
Первый урок начался с создания коллаборативной среды с помощью физкультминутки «Две половинки», которая помогла поднять настроение и улучшить психологический настрой (рисунок 1).
Физкультминутка была создана в программе PowerPoint и преобразована в видеофайл с помощью конвектора, для демонстрации использовался проектор, благодаря большому экрану и объёмному звуку, учащиеся могли с лёгкостью различить танцующих персонажей и с улыбками на лице, повторять движения.

Рисунок 1 – Физкультминутка «Две половинки», урок первый
К уроку заблаговременно был подобран весь материал и объединён в презентацию, тем самым учащиеся смогли помимо теории, взятой из ресурсов, дополнить свои ответы, просмотреть физические явления. Ученики могли также увидеть в действии процесс превращения внутренней энергии на видеофильме, взятом из учебно-методического комплекса по физике для 8 класса. Этот трёхминутный фрагмент смог продемонстрировать ход превращения потенциальной энергии поднятого над Землёй тела, сначала в кинетическую, а затем во внутреннюю энергию при ударе о свинцовую плиту. Этот же эксперимент был описан в раздаточном материале, также ранее я рассказывал о нём на уроке, но именно демонстрация помогла всем понять сущность внутренней энергии тела. Помимо этой флешанимации были представлены фильмы о внутренней энергии – как основной энергии Солнца, очень красочно показан фильм взаимосвязи всего живого на Земле и законе превращения энергии. Тут же в презентации имелись задания уровней А, В, С – учащиеся сами могли выбрать уровень, который могли решить. При ответах учащиеся могли вернуться к началу презентации вновь прочитать материал, найти «непонятое слово». Здесь очень хорошо прослеживалась групповая работа, при затруднении можно было спросить у одноклассника, который изучаемый материал понял лучше. Наиболее сильным ответом стал ответ Руслана (ученик «А»), он более точно описал ход превращения энергии при падении метеорита на Землю, в ответе ученика «В» Виталия прослеживалось логическое рассуждение вопроса, но он немного отошёл от темы урока, начал рассматривать не с точки зрения термодинамики процесс, а с точки зрения механики. Самым слабым оказался Иван, он практически просто описал ход процесса падения камня без физических доказательств, что являлось одним из критериев задания (ответить на вопрос, использую физическое доказательство). Отвечать на задания им пришлось в тетрадях, так как ноутбуки были только по одному на группу, да и скорость печати у восьмиклассников не слишком большая.
На первом уроке используемое ИКТ было в основном как демонстрационное оборудование, каждая минута урока использовалась продуктивно, повысилась наглядность представляемой информации, освободилось время для обсуждения увиденного, делались выводы. Наглядное представление необходимой информации повышает не только её восприятие, но и способствует повышению интереса, на уроках учащиеся с радостью смотрят фрагменты фильмов связанных с физическими и природными явлениями. Данную методику я использовал не только на 4-ёх уроках, многие процессы происходящие в материалах, особенно связанные с опасными опытами, вредными веществами, радиоактивные реакции, реакции альфа-, бета-, гаммараспадов – невозможно показать, пользуясь стандартным оборудованием кабинета физики. Именно интерактивные модели могут помочь в данном случае, они очень красочные, можно остановить в любое время для обсуждения, повторить процесс, если что-то пропустили или не заметили, и главное в Интернете этого материала большое количество.
Второй урок начался с проверки домашнего задания, а именно что учащиеся усвоили, а где у них остались пробелы. Для этого я использовал физический диктант, вопросы которого выводились поочерёдно на экран как для первого варианта, так и для второго. В чём же заключался смысл использования ИКТ? Оказывается слуховое восприятие многих учеников не так развито как зрительное, поэтому наглядное представление вопросов, намного повысило эффективность задания. Так же я смог сэкономить время на раздачу и сбор ресурсов. После выполнения задания учащиеся поменялись ответами друг с другом, и тут же на презентации провели взаимопроверку – мною были подготовлены заранее ответы на все вопросы (рисунок 2).

Рисунок 2 – Примеры слайдов физдиктанта
Вновь особое внимание уделялось ученикам «А, В, С», наиболее подготовленным был Виталий, хотя ответы были не совсем полные, но на все вопросы, Руслан ответил правильно на три вопроса, Иван лишь на один. Можно сделать вывод, что Виталий хоть и готовился плохо к домашнему заданию, но что-то помнил с прошлого урока, а также добавил от себя. Руслан же полагался в основном на точные знания материала, а вот с применением у него возникли затруднения.
Если на прошлом уроке ИКТ применялось как демонстрация процессов, то теперь используется для проверки степени усвоения материала. Главным условием для проведения такого вида работы это – правильность составления вопросов, в особенности касается и грамматические ошибки. При подготовке к уроку я пересмотрел много презентаций такого рода, и больше чем половина имела орфографические ошибки в написании физических терминов, встречались и совсем некорректные вопросы. Но учителя этот материал использовали на своих уроках и по количеству просмотров и скачиваний не один раз. Я согласен с тем, что интернет и является большим помощником, но следует им пользоваться с умом, брать материал можно, только его необходимо перерабатывать под свой урок, под своих учеников. Также следует не упускать из внимания оформление слайдов: должно быть сочетание светлого фона и темных, хорошо различимых букв. Каждую презентацию я проверял непосредственно на доске, причём садился на разные места в классе, буквы были хорошо различимы как на первых, так и на последних партах. Работа с презентацией помогла мне сэкономить время для проведения и проверки диктанта, не позволило учащимся отвлекаться на поиск ответов в тетрадях и «шпаргалках» - учащиеся были заранее предупреждены о самостоятельной работе – слайд демонстрировался только определённое время, которого хватило для написания ответа, развивала внимательность и сосредоточенность.
Домашним заданием этого урока стало создание кроссворда с помощью компьютерных технологий по уровням.
Начало третьего урока положила физминутка, с использованием анимационного фильма «Весёлая физкультминутка». Следующим этапом стала проверка домашнего задания – кроссворды с использованием ИКТ – конечно, мои ожидания учащиеся не оправдали. Критериями задания было использование не менее 5 вопросов, вопросы соответствуют материалу учебника и ресурса, обязательно создать с помощью компьютера, в каких программах не оговаривалось, оформление на свой вкус. Задание выполнили лишь пять человек, причём один из них посчитал, что тетрадь тоже является интерактивной, поэтому Арман начертил кроссворд в тетради, двое других Гульназ и Алина сделали небольшие кроссворды в текстовом редакторе, а вот Руслан и Виталий смогли создать неплохие работы в программе PowerPoint. Вопросы к кроссворду были составлены правильно, хотя видно, что часть материала была взята из интернета. Эта работа способствовала развитию творчества у учащихся, задача имела проблемную ситуацию, ведь нужно было не только продумать вопросы, но и решить, как оформить материал, в какой программе сделать. Я также подготовил небольшой кроссворд на тему «Виды теплопередач» и с помощью его сделал проверку знаний изученного материала (рисунок 3).
Сразу же после решения кроссворда у каждого была возможность оценить себя, то есть были показаны ответы и учащиеся отмечали на сколько вопросов они ответили правильно, а на сколько нет. Результат был следующим: одна оценка отлично, восемь - хорошо и только две – удовлетворительно. Причём слабый ученик получил оценку «четыре» - это говорит о том, что задание такого характера повышают мотивацию и интерес к предмету. Ребятам очень понравился такой вид работы и они попросили в рефлексии почаще применять её на уроках физики.

Рисунок 3 – Кроссворд на тему «Виды теплопередач»
Следующим этапом стало изучение нового материала по группам, причем каждая группа выбирала своего спикера для защиты. Учащиеся чертили схемы, записывали формулы на доске в программе Activ Studio, эта программа обычно необходима для создания флипчартов, но я её использую как средство представления материала, вместо обыкновенной доски. Плюсами является удобство пользования, можно вставлять готовые формулы, делать записи, сохраняя их и вновь возвращаясь по ходу урока. Использование ИКТ вновь сэкономило время при проверке домашнего задания, помогло развить творческий потенциал учащихся, способствовало повышению интереса к физике, через нестандартные методы работы.
Заключительный урок был посвящен самостоятельному решению задач, ИКТ, задачи были подобраны так, что многие табличные данные не дал в условии, поэтому ученикам пришлось прибегнуть к помощи интернета. Поочерёдно выходили на различные сайты, где искали удельные теплоёмкости, материалы необходимые для теплоизоляции, жидкости с различной теплопроводностью. Был использован не только компьютер, но и сотовые телефоны самих учеников. Правда не каждый мог использовать телефон, как средство поиска информации, это и явилось проблемой на уроке. Результатом стала плодотворная работа, быстрый поиск необходимой информации, способность выбирать из огромного количества данных нужные. И на этом уроке отличились ученики с сильной мотивацией: Руслан и Виталий, так как помимо знаний по физике, необходимы умения владеть компьютером и интернетом. Сложнее всего пришлось Ивану, но при помощи других он быстро научился искать нужную информацию, тем самым повысились знания и в информатике.
Я считаю, что современный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств со средствами ИКТ. Применение ИКТ даёт мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли быть изучены без использования интерактивных моделей. Интернет-технологии создают комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объём образовательных ресурсов.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения ИКТ. В школе работа по внедрению ИКТ ведётся в двух направлениях, использование интерактивных лабораторных и практических работ, применение флипчартов, презентаций в ходе самого урока. Также начата работа по созданию цифровых образовательных ресурсов, не только на моём предмете, но и на других тоже.
Задачи, стоящие передо мной при использовании ИКТ, являются основополагающие. К ним относятся: создание условий для повышения интереса учащихся к физике, вовлечение учеников в научную и исследовательскую деятельность, развитие творческого потенциала и формирование положительной мотивации к предмету.
Использованная литература
Руководство для учителя, Астана, 2012 г.