Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков


Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы
в планировании серии последовательных уроков

Для написания этого отчета я выбрала модуль "Оценивание для обучения и оценивание обучения". Почему из семи модулей Программы я выбрала данный модуль? В первом классе, в котором я проходила практику, учебные достижения детей не оцениваются по традиционной пятибальной системе. И я задумалась, каким образом качественно и эффективно осуществить оценивание учебных и творческих достижений учащихся, для того чтобы скорректировать свою работу и работу учащихся в перспективе. "Оценивание – это процесс наблюдения за учебной и познавательной деятельностью учащихся, а также процесс описания, сбора, регистрации и интерпретации информации об ученике с целью улучшения качества образования" [1, с.7]. "Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия" (Александер, 2001). [2, с.161]. Таким образом, оценивание - это сложный и многогранный процесс, к которому нужно подходить обдуманно.
Под оцениванием следует понимать не только суммативную оценку, то есть подведение итогов обучения, но и не стоит забывать о формативном оценивании, которое направлено на определение возможностей улучшения обучения. Учителя привыкли ставить только суммативную оценку за ответы на поставленные вопросы, за тестовую, контрольную работу. Таким образом, оценивание выполняло роль контроля за исполнением стандартов и за выполнением содержания программы. Подробнее я остановлюсь на формативном оценивании. Формативное оценивание не является чем-то новым в обучении, в основном такой вид наблюдался, в начальной школе в виде похвалы, поощрения, для мотивирования учащихся на дальнейшую работу. "Категория "оценивание" означает в переводе с латинского языка "сидеть рядом" [2, с. 162]. Это значит что оценить ученика может не только учитель, но и одноклассник, с которым работаешь в паре, и ты сам, сможешь поразмыслить и сделать рефлексию своей работы за урок, и в следствии этого, оценить себя. После прохождения практики я пришла к выводу, что необходимо активно внедрять критериальное формативное оценивание, способствующее развитию учебно - познавательной компетенции учащегося. Что же такое формативное оценивание или оценивание для обучения? Оценивание для Обучения это своего рода рефлексия каждого этапа урока, которая позволяет увидеть ученику на каком этапе обучения он сейчас находится, устанавливает сильные и слабые стороны ребенка. На своих уроках, во время прохождения практики, я использовала приемы формативного оценивания: "Светофор" и "Сигнал рукой". Во время изучения нового материала, при защите постеров дети поднимали большой палец вверх значит - все понял, если палец опущен вниз - не понял. Следующая техника - "Светофор". У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Я просила учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем просила учащихся, которые подняли зеленую карточку, ответить на вопросы: "Что вы поняли?". Если учащиеся недостаточно поняли материал, то они поднимали желтую или красную карточку. Это, в свою очередь позволяет учителю и ученику скоординировать свою работу для улучшения результатов в дальнейшем. Возможность оценивания себя, своего одноклассника позволяет учащимся участвовать в управлении учебным процессом. Это повышает самооценку ученика, мотивирует его на активную результативную работу на уроке, дает возможность сравнить свои знания и знания одноклассников.
Иногда я, ставлю оценку за контрольную и письменную работу, не комментируя ее. Ученику и родителям не всегда понятно за что он получил ту или иную оценку, и возникают вопросы и споры по выставленной оценке. Чтобы избежать таких проблем необходимо комментировать каждую работу. Учитель в своих комментариях должен указывать на ошибку и определить пути решения, чтобы натолкнуть ученика на правильное решение данного задания. Комментарии учителя должны быть четкие, конкретные и точные. Учитель должен избегать негативных фраз, иронии в своих комментариях. Поэтому, я считаю, что надо говорить о необходимости обратной связи с учениками. Обратная связь позволяет учащимся увидеть свои "пробелы" в знаниях, а педагогам скоординировать свою дальнейшую работу. Это способствует пониманию учащихся как решать ту или иною задачу дальше.
Нельзя не сказать о том, что оценивание повышает мотивацию к обучению. Положительная оценка мотивирует учащихся на активное обучение на следующих уроках. Получив положительную отметку слабый ученик на следующий урок будет стараться работать и дальше так же успешно и продуктивно. Поэтому иногда ученику можно поставить оценку "авансом".
Формативное оценивание предполагает разработку четких критериев., исходя из учебных целей. Критерии оценки должны формулироваться совместно с учителем и учащимися. Это позволит учащимся позитивно относиться к оцениванию и исключает вопросы по оценке.
За время прохождения практики я научились акцентировать свое внимание на каждом этапе урока. Система оценивания в первом классе не предполагает выставление суммативной оценки. Оценка выставляется формативно в виде условных символов: звездочки, флажки, треугольники. Каждый символ аргументирую. "Оценки" ставлю в тетради по грамоте, математике. Оцениваю рисунки и поделки детей. В дневниках ставлю "оценку" и аргументирую ее для родителей. (Например: "Составлял правильные предложения! Составь предложения с большим количеством слов!", "Молодец! Правильно решил задачу! Подумай, как решить ее другим способом?" или "Справился с задачей, но не правильно решил примеры!"). В тетрадях обычно пишу: "Старайся!", "Подумай!" Для чего я это делаю? Это, своего рода мотивация на дальнейшее обучение. Для того чтобы родители и ученики знали на каком этапе обучения они находятся, видели пробелы детей в знаниях. Хоть и нет привычной пятибальной системы, дети проводят аналогию между символом и оценкой. В первом классе оценки детям не ставят, и аргументированное выставление условных символов - "оценок", помогает родителям видеть "пробелы" в знаниях детей, оказать своевременную помощь в устранении их и увидеть перспективу дальнейшего развития ребенка.
Работа над совместным составлением критериев оценивания получилось не сразу и не в первый урок. Учащимся было трудно формулировать за что им давать фишки, какое количество фишек нужно заработать для "пятерки". Эта работа продолжалась все четыре урока. Перед началом урока математики я говорила детям, что они должны набрать за урок десять фишек, по количеству заданий. Совместно с детьми мы разработали критерии: 9-10 фишек - отлично. 6-8 фишек - хорошо и меньше 5 фишек - удовлетворительно. Составление критериев вызвало много споров. Дети хотели "пятерку за малое количество фишек. Что дала нам такая разработка критериев? Во-первых, дети сами составляли критерии оценивания, значит в дальнейшем не будет вопросов по оценкам. Во-вторых, ребенок знает, какое количество заданий ему надо выполнить на "отлично". Затем, в конце урока, подводя рефлексию, дети делают анализ полученной оценки и выясняют причины .... Для себя я тоже фиксирую знания детей по темам, чтобы в дальнейшем спланировать работу с учениками уровня А и С. Предлагая такую работу детям первого класса, я не думала что у меня что - то получится. Но первые шаги уже сделаны. Работу над критериальным оцениванием нужно продолжать.
Что касается самооценивания и взаимооценивания, то здесь были некоторые затруднения, которые со временем, я думаю, можно избежать. Дети не всегда объективно проверяли свои работы или работу одноклассника, аргументируя это тем , что "Толя - мой друг", или "Я все знаю, поэтому мне "" пять", для этого нам с учащимися необходимо разрабатывать четкие критерии, учить учащихся объективности выставления оценок. Я проводила небольшие беседы вне урока о объективности выставления оценок, дети понимали, что на них налагается большая ответственность, что они выполняют роль учителя и нужно выставлять оценки не из-за того, что он друг, а оценивать фактические знания. в планировании последующих уроков нужно нужно кллючать различные приемы самооценивани и взаимооценикения, для развития навыков объективного оценивания и умения аргументировать поставленную оценку.Взаимооценивание по готовым ответам проходило без особых затруднений. Дети обменивались тетрадями, карточками и сравнивали с готовыми ответами. По заранее составленным критериям оценивали работу одноклассника. Сложным этапом была взаимопроверка без готового шаблона. Дети прилагали усилия, актуализировали свои знания. Этот вид проверки был очень продуктивен тем, что дети в процессе оценки одноклассника закрепляли свои знания. Дети уровня А справлялись с заданием без лишних трудностей. Учащиеся группы С испытывали трудности в связи с тем, что им не хватало достаточно знаний для оценки сильного ученика. Такие факторы как: недостаточные знания, невнимательность детей, симпатии - антипатии играли большую роль при взаимооценивании и объективном выставлении оценок, это требовало проверки со стороны учителя.
Гораздо легче происходило взаимооценивание групп. Так как в каждой группе находились ученики группы А, которые быстро ориентировались в ситуации и проверяли работу. У меня в классе два ученика уровня А - Сергей П. и Анатолий Х. Если они попадали в одну группу, то они быстро проверяли работу и могли аргументировать поставленную оценку. Но комментарии были недостаточно обоснованными. Другой группе, в которой были учащиеся уровня В и С, потребовалось больше времени для выставления оценки. Им не хватало лидерских качеств (никто не брал на себя роль спикера), знаний, смелости для комментирования работ.
На первом уроке в серии последовательных уроков , мы оценивали постеры без критериев. Тогда учащиеся смотрели на постеры с разных точек зрения. Одна группа смотрела на красочность, яркость постера. Другая смотрела на правильное определение состава числа. Возникли споры при оценивании. Когда Анжелика Б. не смогла объяснить почему у них не красочный постер, она сказала: зато мы правильно решили. Детям не понятно было по каким критериям оценивать работу. Тогда я предложила составить критерии оценки постера. Туда вошли следующие критерии: правильное изложение материала, аккуратность в оформлении материала, красочность. Составление критериев способствует развитию мотивации, метакогнитивных навыков учащихся. Составив критерии один раз, мы следовали им и на последующих уроках.
Самооценивание - очень эффективный способ оценивания, но нужно учитывать возрастные особенности учащихся. Ведь самооценивание - это не только проверка своей работы, но и постановка цели и задач на будущее. У меня были трудности с этим видом оценивания. Не все дети моего класса, в силу своих возрастных особенностей, могут ставить цели на будущее. Только учащиеся уровня А могли четко формулировать каких знаний им не хватило за урок, и что им нужно сделать для того чтобы все задания на следующий урок выполнить верно. Учащийся уровня А - Сергей П. мог четко сформулировать, что у него не получилось. "Я сделал в примерах две ошибки и мне надо дома поупражняться в решении примеров". Учащийся уровня С - Максим Х. не мог сформулировать где и что у него не получилось. Мальчик просто молчал или говорил: "У меня получилось все, я все решил!" И только в процессе диалога он начинал задумываться. На вопрос: "А почему тогда у тебя пять фишек?". И лишь тогда мальчик объяснял причины своих ошибок. Поэтому в классе самооценивание проходило только в виде проверки по "ключу" ответов. Но я считаю что работу над этим видом оценивания нужно включить в свои стратегии на будущее.
"...Использование оценивания для обучения стало известно как "работа внутри черного ящика" [2, с.165]. Одним из элементов работы внутри "черного" ящика является эффективная постановка вопросов. Таким образом, форма которую принимает оценивание может быть разной: одни в письменной форме, а другие основываются на постановке вопросов. Для достижения понимания учебного материала в своей практике я использовала вопросы "низкого порядка" и вопросы "высокого порядка". Вопросы "низкого порядка" направлены запоминание фактов, понимания и применения учебного материала. Такие вопросы предполагают односложные ответы учащихся, и ответы на них оцениваются "правильно" и "неправильно". Вопросы же "высокого" порядка требуют умения применять, оценивать, анализировать информацию. Кроме того вопросы нужно формулировать в соответствии с возможностями учащихся и возрастными особенностями. Как показывает моя практика все дети легко отвечают на вопросы "низкого" порядка. Вопросы "Как бы вы проклассифицировали данные фигуры?", "Какие данные были использованы, что вы пришли к такому выводу?", заставляли детей думать, анализировать. На вопросы "высокого" порядка могли, в основном, ответить дети уровня А. Учащимся уровня В и С было сложнее отвечать на эти вопросы . Проводя серию четырех последовательных уроков я наблюдала за детьми и сделала вывод, что с каждым уроком дети легче справляются с вопросами "высокого порядка". А это значит, умение отвечать на вопросы, выждав паузу между вопросом и ответом, нужно развивать у учащихся в дальнейшей своей работе.
Оценивая себя в конце урока на этапе рефлексии, дети говорили об успехах и трудностях во время урока. Ставили свою оценку, аргументируя ее и приводили примеры заданий, в которых у них были затруднения. Учащиеся не всегда могли выразить свои мысли, но большинство четко представляли с чем не могли справиться: "Мне трудно было решать примеры", или "Я путаю знаки "больше", "меньше"- говорил Максим Б. Сергей П., работая с дифференцированным заданием сказал: "Мне было трудно решать сложные задания". Рефлексия помогала учащимся оценить свои знания и свои пробелы в обучении, и в следствии этого - спланировать свою работу учителю.
В результате своей практики, на основе наблюдения за внедрением модуля "Оценивание для обучения и оценивание обучения" в серию четырех последовательных уроков, я пришла к выводу, что в своей дальнейшей работе буду применять различные виды оценивания. Для этого мне необходимо развивать работу внутри "черного ящика".
Исходя из этого я поставила для себя следующие задачи на будущее:
Развивать умение в эффективной постановке вопросов;
Обсуждать и составлять четкие критерии оценивания вместе с учениками;
Обеспечить обратную связь;
Развивать умение учащихся оценивать одноклассников и себя.
Список использованной литературы
1. Методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся», Бишкек, 2010
2. Руководство для учителя. Третье издание. АОО « Назарбаев Интеллектуальные школы », 2012 г.
3. Айтпукешев А.Т., Кусаинов Г.М., Сагинов К.М. "Формативное и суммативное оценивание результатов обучения" -методическое пособие. – Астана: Центр педагогического мастерства, 2014. – 108 с.