Рабочая программа.А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. УМК «Перспектива 2 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЛИЦЕЙ № 11»
Утверждено
Директор МАОУ «Лицей № 11»
______________
Приказ № от
Рассмотрено
на заседании НМС
Протокол № от
Председатель НМС ______________
Рабочая программа
«Обществознание и естествознание»
Окружающий мир
Учитель: Тарасенко О.А.
Класс (ы): 2 «А»
Количество часов, за которое реализуется рабочая программа:
За год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
Всего
17
16
19
16
68
Практические работы
3
3
Экскурсии
1
1
1
3
Проекты
2
3
3
2
10
Программа: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. (УМК «Перспектива»)
Учебники: Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков,
М. Ю. Новицкая, - М.: Просвещение 2015г.
CD. Технология. Электронное приложение к учебнику. 2 класс.
Дополнительная
литература: Концепция учебно-методического комплекса «Перспектива» - М.:
Просвещение, 2014
Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы
«Перспектива». 14 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. М.: Просвещение, 2014
Интернет-ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт «Все для детей»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учебно-методический кабинет
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа:
http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:
www.festival.1september.ru
2016 - 2017 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные результаты обучения
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Результаты освоения учебного предмета
в соответствии с требованиями ФГОС
Личностные
Метапредметные
Предметные
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к школе;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
высокий уровень учебной мотивации, самоконтроль и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.
основы российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
уважительное отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
основы экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
способам решения проблем творческого и поискового характера;
умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умению понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоениию начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использованию знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активному использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общие цели и пути ее достижения; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»
овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Обучающийся научится:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представлению в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Обучающийся получит возможность научиться
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе- повествовании (рассказе- описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел
Основные содержательные линии
Время и календарь
Наша планета во Вселенной. Солнце источник тепла
и света на Земле. Луна спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные
часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный
календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях. Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях
и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью сигнал к началу перелета. 1 октября день-погодоуказатель: «Арина журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
__2 А__ класс
( __68__ часов, __35__ недель)
№ урока
Дата
Тема урока
Домашнее задание
Вселенная, время, календарь (17ч)
1
01.09
Вводный урок «Первое сентября-День знаний»
Рисунок по теме
2
05.09
Мы союз народов России.
Уч.с.7
3
08.09
Мы жители Вселенной.
Уч.с.11
4
12.09
Наш «космический корабль» – Земля.
Уч.с.12-13
5
15.09
Компас. Практическая работа «Компас»
Уч.с.15
6
19.09
Время .Практическая работа «Часы»
Уч.с.16-19
7
22.09
Сутки и неделя.
Уч.с.20-23
8
26.09
Месяц и год. Проект «Осенние месяцы»
Уч.с.24-27
9
29.09
Времена года
Уч.с.28-31
10
03.10
Погода. Практическая работа «Термометр.»
Уч.с.32-35
11
06.10
Какими бывают чрезвычайные ситуации.
Подготовить сообщение по теме урока.
12
10.10
Календарь – хранитель времени, страж памяти.
Уч.с.36-39
13
13.10
Красные дни календаря.
Уч.с.40-43
14
17.10
Народный календарь.
Уч.с.44-47
15
20.10
Экологический календарь.
Уч.с.48-51
16
24.10
Проект «Осенние месяцы». Работа по тест
Дополнительный материал по теме
17
27.10
«Осенняя прогулка». Экскурсия.
Оформить гербарий
Осень (18 ч
18
07.11
Осенние месяцы.
Уч.с.54-57
19
10.11
Осень в неживой природе.
Уч.с.58-61
20
14.11
Народные праздники в пору осеннего равноденствия.
Уч.с.62-65
21
17.11
Звездное небо осенью.
Уч.с.66-69
22
21.11
Трава у нашего дома.
Уч.с.70-73
23
24.11
Старинная женская работа
Уч.с.74-77
24
28.11
Деревья и кустарники осенью. Проект «Осенние месяцы. Итог»
Уч.с.78-81
25
01.12
Ориентиры на местности.
Р.т.с.13-14 (ОБЖ)
26
05.12
Чудесные цветники осенью.
Уч.с.82-85
27
08.12
Грибы.
Уч.с.86-89
28
12.12
Шестиногие и восьминогие.
Уч.с.90-93
29
15.12
Птичьи секреты. Проект «Птичьи секреты»
Уч.с.94-97
30
19.12
Как разные животные готовятся к зиме.
Уч.с.98-101
31
22.12
Невидимые нити в осеннем лесу.
Уч.с.102-105
32
26.12
Осенний труд.
Уч.с.106-109
33
29.12
Будь здоров! Опасные игры. Проект «Зимние месяцы.»
Уч.с.110-113
34
12.01
Охрана природы осенью.
Уч.с.114-117
35
16.01
За страницами учебника.
Тест по теме «Осень»
Уч.с.116-117
Зима (16ч)
36
19.01
Зимние месяцы.
Уч.с.4-7
37
23.01
Зима – время науки и сказок.
Уч.с.8-11
38
26.01
Зима в неживой природе. . Проект «Зимние месяцы.»
Уч.с.12-15
39
30.01
Звездное небо зимой.
Уч.с.16-19
40
02.02
Зимняя прогулка (экскурсия)
Нарисовать рисунок по теме урока.
41
06.02
Зима в мире растений.
Уч.с.20-23
42
09.02
Зимние праздники.
Уч.с.24-27
43
13.02
Растения в домашней аптечке.
Уч.с.28-31
44
16.02
Зимняя жизнь птиц и зверей.
Уч.с.32-35
45
20.02
Невидимые нити в зимнем лесу.
Уч.с.36-39
46
27.02
В феврале зима с весной встречаются впервой.
Уч.с.40-43
47
02.03
Зимний труд. .
Уч.с.44-47
48
06.03
Проект «Зимние месяцы. Итог» Работа по тестам.
Уч.с.48-51
49
09.03
Как вести себя на реке зимой. Опасные игры. Будь здоров!
Подготовить сообщение по теме урока.
50
13.03
Охрана природы зимой.
Уч.с.52-55
51
16.03
За страницами учебника. Уроки Айболита.
Тест по теме «Зима»
Уч.с.56
Весна и лето. (19ч)
52
20.03
Весенние месяцы. Проект «Весенние месяцы»
Уч.с.58-61
53
03.04
Весна в неживой природе.
Уч.с.62-65
54
06.04
Весна – утро года.
Уч.с.66-69
55
10.04
Звездное небо весной.
Уч.с.70-73
56
13.04
Весенняя прогулка (экскурсия)
57
17.04
Весеннее пробуждение растений.
Уч.с.74-77
58
20.04
Чудесные цветники весной. Проект «Весенние месяцы»
Уч.с.78-81
59
24.04
Весна в мире насекомых.
Уч.с.82-85
60
27.04
Весна в мире птиц и зверей.
Уч.с.86-89
61
04.05
Невидимые нити в весеннем лесу.
Уч.с.90-93
62
08.05
Весенний труд.
Уч.с.94-97
63
11.05
Старинные весенние праздники.
Уч.с.98-101
64
15.05
Будь здоров!
Уч.с.102-105
65
18.05
Охрана природы весной. Проект «Весенние месяцы.Итог»
Уч.с.106-109
66
22.05
Лето красное. Как не заблудиться в лесу
Уч.с.110-113
67
25.05
Итоговый тест
Уч.с.114-117
68
29.05
Летние праздники и труд
Подготовить сообщение по теме урока.
ИТОГО: __68___ часов
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Предметом учета и оценки достижений младших школьников являются:
результаты обученности обучающихся по отдельным предметам, т.е. качество усвоения учебного материала (полнота и осознанность знаний, умение применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи с учетом особенностей предмета и др.); уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (метапредметные результаты);
имеющиеся затруднения и индивидуальный прогресс обучающегося (с учетом стартового уровня).
Критериями оценивания являются соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС:
Оценка личностных результатов проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;
участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности;
ответственности за результаты обучения;
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;
наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценка метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов.
Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Базовый уровень 0 - 60%
60 - 77%
77 - 90%
90 - 100%
менее 17 баллов
18 - 22 балла
23 -26 баллов
27-30 баллов
"2"
"3"
"4"
"5"
15