Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир 2 класс


Тематическое планирование по окружающему миру во 2 в классе на 2015-2016 учебный год.
№ урока Планируемая дата проведения Фактическая дата проведения Тема урока Основные виды учебной деятельности учащихся Примечания
Раздел 1. Как люди познают мир (16 ч)
Личностные :положительное отношение и интерес к изучению природы и человека; осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.
Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности.
Познавательные: находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, предоставленную в виде текста, схемы, таблицы
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.
1 03.09.15 О науке.
Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул.
Объяснять назначение приборов и инструментов.
Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение. Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства. Определять время по часам.
Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения.
Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему.
Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради). Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради). Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта. Пользоваться схемами и рисунками для получения информации. Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника.
Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) 2 05.09.15 Ученые России.
Человек – изобретатель. 3 10.09.15 Экскурсия в парк.
«Разнообразие растений» 4 12.09.15 Экскурсия к водоёму.
«Условия обитания живых существ» 5
6 17.09.15
19.09.15 Как ученые изучают мир.
Практическая работа.
7 24.09.15 Умей видеть.
8 26.09.15 Тренируй свою наблюдательность
Практическая работа.
9 01.10.15 Приборы и инструменты. 10 03.10.15 Измерение температуры.
11 15.10.15 Измерение времени.
12 17.10.15 Осень. 13 22.10.15 Справочники, словари, энциклопедии. 14 24.10.15 Об искусстве.
15
16 29.10.15
31.10.15 Обобщение по теме «Как люди познают мир».
Проверочная работа № 1.
Проекты по теме.
Раздел 2. Мы живём на планете Земля (16 ч)
Личностные: способность к самооценке; осознание себя как гражданина России, чувство гордости за свою родину.
Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Познавательные : использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: строить монологические и диалогические высказывания.
17
18 05.11.15
07.11.15
Что такое космос.
Звёздное небо.
Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звезд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины. Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников. Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе. Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.
Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.
Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися. Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях. Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине).Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ.
Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».
Самостоятельно проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.
Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут. Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности. 19 12.11.15
Солнечная система. Планеты. Виртуальная экскурсия. 20 14.11.15
«Падающие звезды». Кометы.
21 26.11.15
Голубая планета Земля.
22 28.11.15
Как устроена Земля.
23 03.12.15 Экскурсия «Наблюдения за изменениями в природе и труде людей» 24 05.12.15 Обобщение наблюдений за изменениями в природе и труде людей. Проверочная работа № 2. 25 10.12.15 Спутник Земли - Луна. 26 12.12.15 Исследование космоса. 27 17.12.15 Что такое глобус. Практическая работа. 28 19.12.15 Почему день сменяет ночь. Практическая работа.
29 24.12.15 Как изучали земной шар. Путешествия. 30 2612.15 Исследование глубин морей и океанов. 31
14. 01.16 Обобщение по разделу «Мы живём на планете Земля».
Проекты по теме. 32 16.01.16 Зима.
Раздел 3. Природа вокруг нас (24 ч)
Личностные: знание основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение; понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения.
Регулятивные: осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признаком; устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.
Коммуникативные: обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
33
34 21.01.16
23.01.16 Тела и вещества.
Тела. Что такое вещество.
Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира.
Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в березовой роще, ельнике, сосновом лесу. Находить ответы на вопросы в тексте учебника. Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы. Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности к среде.
Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника.
Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.
Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему.
Читать схемы и извлекать нужную информацию.
Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении.
Участвовать в коллективной подготовке театра теней.
Выражать настроение в рисунках. Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе;
Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов воздуха). Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице. Использовать справочник для получения новых сведений. Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни» 35
36 28. 01.16
30.01.16 Об энергии.
Об энергии.
От костра до котла.
37
38 04.02.16
06.02.16 Свет.
Зеркала. О цвете.
39
40 11.02.16
13.02.16 В мире звука. О звуке.
В мире звука. Шум вредит здоровью.
41
42 18.02.16
20.02.16 В мире камня. Коллекция камней.
В мире камня. Камни-самоцветы.
43
44 25.02.16
27.02.16 Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей.
Экскурсия «Наблюдения за зимними изменениями в природе и труде людей». 45
46 10.03.16
12.03.16 В мире живой природы. На опушке. Бабочки и жуки. 47
48 17.03.16
19.03.16 В мире живой природы.
В березовой роще. 49
50 24.03.16
28.03.16 В мире живой природы.
В ельнике. Лиственница. 51
52 31.03.16
02.04.16 В мире живой природы. Проверочная работа № 3
У лесного озера. 53
54
07.04.16
09.04.16 В мире живой природы. В сосновом лесу.
Берегите лес! 55
21.04.16 Обобщение по разделу «Природа вокруг нас». 56 23.04.16 Весна. Раздел 4. Люди вокруг нас (12ч)
Личностные: чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
Регулятивные : самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные: обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов.
Коммуникативные : распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
57
58
28.04.16
30.04.16 Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе.
Труд в жизни человека. Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.
Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.
Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.
Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.
Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону.
Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.
Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему.
59
60 05.05.16
07.05.16 Семья. Отец и сыновья.
Проверочная работа № 4 по теме «Семья» 61
62 12.05.16
14.05.16 Бюджет семьи.
О деньгах. 63
64 19.05.16
21.05.16 Итоговая проверочная работа.
Будем вежливы.
Разговор по телефону. 65
26.05.16 О друзьях - товарищах. Два товарища. Что может помешать дружбе. 66 28.05.16 О привычках. Как избавиться от плохих привычек. 67 30.05.16 Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. 68 31.05.16 Обобщение по разделу «Люди вокруг нас».
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. – М.: АСТ, Астрель, 2012.
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. - М.: АСТ, Астрель, 2014.
Дополнительная литература.
Гароццо, Д. Большая книга знаний в вопросах и ответах / Д. Гароццо, Л. Тасси. – М.: Росмэн-Пресс, 2008.
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель, 2012.
3) Купер, Дж. Большая энциклопедия «почемучек» / Дж. Купер, Р. Теймз, М. Линкольн. – М.: Росмэн, 2008.
4) Я познаю мир. Планета Земля в вопросах и ответах: энциклопедия / Р. К. Баландин ;худож. А. А. Румянцев, Г. Н. Соколов. – М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010.
Интернет-ресурсы.
1) Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2) Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3) Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
4) Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru