РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Рабочая программа
по предмету «Литература»
8б класс
Составила учитель русского языка и литературы
Горюнова Венера Рольфовнаг. Сибай
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №____ от
_______________________г.
Руководитель ШМО
Горюнова В.Р.
_________________________
Согласовано
Зам. директора по УР
______________
Ахтямгалиев Д.Р.
______________________г. Утверждаю
Директор школы
_______М.Р.Ишкильдинаприказ № от ___________
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8Б класса разработана на основе нормативно-правовых документов :
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
- СанПиН 2.4.2.2883-11 «Изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 года №85);
-Учебный план МОБУ СОШ №8 « Средняя общеобразовательная школа №8» на 2015-2016учебный год;
-Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. и авторской Программы под редакцией профессора В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. Москва «Просвещение»2009г. Учебник: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях . Москва, «Просвещение» 2010г.
Рабочая программа представляет целостный документ, включающий пояснительную записку, цели и задачи программы, требования к уровню подготовки обучающихся, основные виды контроля, учебно-методическое планирование, включающее контроль знаний учащихся, количество часов, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. В 8 классе рассматривается проблема времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения.
Рассматривается позиция автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.
В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.
2.Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса: в 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно, к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора.
Цель литературы - способствовать духовному становлению.
Задачи: данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика ;
-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
-овладение способами правильного, беглого чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
-устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
-научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
-отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
-овладение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенцией.
Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.
Принципы построения: данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Виды и формы работы и контроля знаний, умений и навыков учащихся 8кл.
Технологии, методы: различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутри предметных связей.
В конце изучения каждой темы предусматриваются:
- зачетные уроки;
- тестирование;
- творческие и самостоятельные работы.
3.Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе – 2 часа в неделю, в год – 70 часов.
4.Знания, умения и навыки освоения учебного предмета
Ученик должен знать:
-Авторов и содержание изученных художественных произведений;
-Основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.).
Ученик должен уметь:
-Определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
-Использовать различные формы изучения художественных; произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
-Определять авторскую позицию писателя;
-Создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
-Пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой.
5.Содержание учебного предмета

Разд. Наименование темы Всего часов Внекл.чтениеРазвитие речи 1 Вводный урок. Русская литература и история. 1 2 Жанры народно-поэтического творчества( исторические песни, частушки, предания). 1 3 Из древнерусской литературы 1 Из литературы 18 века 1 Из литературы 19 века 36 А.И. Крылов. 1 К.Ф. Рылеев. 1 4 А.С. Пушкин. 10 2 5 М.Ю. Лермонтов. 6 1 2 6 Н.В. Гоголь. 6 2 7 И.С. Тургенев. 3 М.Е. Салтыков-Щедрин 1 Н.С. Лесков. 1 8 Л.Н. Толстой. 5 2 А.П. Чехов. 1 1 Из литературы 20 века 23 И.А. Бунин. 1 А.И. Куприн. 1 9 В.Г. Короленко. 3 1 9 М. Горький. 5 2 10 А. Грин. 3 1 1 11 А.Т. Твардовский. 5 1 12 К.Г. Паустовский. 4 13 В.П. Астафьев. 5 1 14 Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. 1 15 Зарубежная литература 4 2 16 Обобщение и систематизация изученного за год. 2 Итого: 70 6 11 Прохождение практической части программного материала
Вид работы Год 1
четверть 2
четверть 3
четверть 4
четверть
Количество
часов 70 Внеклассное чтение 6 1 2 3
Развитие речи 11 2 4 4 1
Тест 4 1 1 1 1
6.Календарно-тематическое планирование
№ Р.Р.
В.ч. Тема урока
1 четверть К.
ч.
Пред.
дата. Фак.
дата. Примеч.
1 Вводный урок. Русская литература и история. 1 03.09 2 Жанры народнопоэтического творчества. Значение лирических и исторических песен. 1 06.09 Из древнерусской литературы 3 Повесть о житии Александра Невского. «Шемякин суд». Приемы сатирического изображения. 1 10.09 Из русской литературы 18 века 4 Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Исторические
прошлое русского народа. 1 13.09 Из русской литературы 19 века 5 И.А. Крылов. Басни : «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Смешное и грустное в басне. 1 17.09 6 К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака». Историческая основа думы. 1 20.09 7 А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «История пугачевского бунта» 1 24.09 8 Творческая история повести «Капитанская дочка». 1 27.09 9 Формирование характера Петра Гринева. Анализ глав 1 и 2. 1 01.10 10 Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ глав 3-5. 1 04.10 11 Падение Белгородской крепости. Анализ глав 6,7 1 08.10 12 Изображение народной войны и ее вождя. Анализ глав 8-12. 1 11.10 13 Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». 1 15.10 14 Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. 1 18.10 15 Т. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. Тест. 1 22.10 16 Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1 25.10 17 Р.Р. Написание сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1 29.10 2 четверть 18 М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Анализ стихов. 1 05.11 19 Поэма «Мцыри». История создания, тема, идея, эпиграф, композиция 1 08.11 20 Поэма «Мцыри» в оценке русской
критики. Образ Мцыри в поэме. 1 12.11 21 Вн. Поэма «Боярин Орша». Образ Мцыри в поэме. 1 15.11 22 Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1 19.11 23 Р.Р. Написание сочинения по поэме.
М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1 22.11 24 Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» 1 26.11 25 Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» 1 29.11 26 Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. 1 03.12 27 Финал комедии, его идейно-композиционное значение 1 06.12 28 Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор». 1 10.12 29 Р.Р. Написание сочинения по пьесе
Н.В. Гоголя «Ревизор». 1 13.12 30 И. С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася» 1 17.12 31 История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. 1 20.12 32 Т. «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. Тест. 1 24.12 33 М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Композиция рассказа. 1 27.12 3 четверть 34 Н.С. Лесков «Старый гений». Значение эпиграфа. 1 17.01. 35 Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. 1 21.01 36 «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа 1 24.01 37 Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее 1 28.01 38 Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по произведению Л.Н.Толстого «После бала». 1 31.01 39 Р.Р. Написание сочинения по произведению Л.Н Толстого
«После бала». 1 04.02 40 А.П. Чехов «О любви». Значение концовки рассказа. 1 07.02 41 В.ч. В.Г. Короленко. Жизнь и назначение человека в рассказе В.Г Короленко «Парадокс». А.П. Чехов «О любви». Значение концовки рассказа. 1 11.02 Из литературы 20 века 42 И.А. Бунин «Кавказ». Тема, историзм рассказа. 1 14.02 43 А.И. Куприн «Куст сирени». Чувство самоотверженности героев. 1 18.02 44 Р.Р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Счастлива ли Вера ?» 1 21.02 45 Р.Р. Написание сочинения-рассуждения «Счастлива ли Вера?» 1 25.02 46 М. Горький рассказ «Челкаш». Герои и их судьбы. 1 28.02 47 В.ч. М. Горький «Песня о Соколе». Неугасимая вера в победу разума. М. Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. 1 04.03 48 А.А. Блок «На поле Куликовом». Влияние древнерусской и фольклорной поэтики. 1 07.03 49 С.А. Есенин поэма «Пугачев» (отрывок) .Художественные особенности поэмы. 1 11.03 50 М.А. Осоргин «Пенсне». И.С. Шмелев «Как я стал писателем». 1 14.03 51 Т. Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тест. 1 18.03 52 М.М. Зощенко «История болезни». Особенность характера героя. 1 21.03 4 четверть 53 В.ч. А.Грин «Зеленая лампа». Символическое значение заглавия. М.М. Зощенко «История болезни». Особенность характера героя. 1 01.04 54
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин». История создания поэмы. 1 04.04 55 Идейно – художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа». 1 08.04 56 Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина. 1 11.04 57 А.П. Платонов «Возвращение». Смысл новых ощущений героя. 1 15.04 58 Стихи и песни о Великой Отечественной войне. 1 18.04 59 В.ч. К.Г.Паустовский «Телеграмма». Тема и идея рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1 22.04 60 В.П. Астафьева. «Фотография, на
которой меня нет».
В чем истинная красота человека. 1 25.04 61 Р.Р.
11 Подготовка и написание мини-сочинения «История нашей семьи в фотографиях» 1 29.04 62 В.ч.
6 Тема русской деревни в произведении А.П. Астафьева «Последний поклон». Подготовка и написание мини-сочинения. 1 02.05 63 Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе. 1 06.05 Зарубежная литература 64 У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. 1 09.05 65 У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. 1 13.05 66 Д. Свифт «Путешествия Гулливера». Сочувствие, сопереживание героев. 1 16.05 67 Д. Свифт «Путешествия Гулливера». Сочувствие, сопереживание героев. 1 20.05 68 Т.4 Скотт «Айвенго». Историческая эпоха в романе. Тест. 1 23.05 69 Скотт «Айвенго». Историческая эпоха в романе. 1 27.05 70 Обобщение и систематизация изученного по зарубежной литературе. 1 30.05 09.05
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература:
для учащихся: базовый учебник В.Я. Коровина Литература 8 класс.
Учебник-хрестоматия в 2 частях, М. Дрофа, 2010
для учителя:
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 8 класс. М. «Вако», 2010
О.А. Ерёмина Поурочное планирование по литературе 8 класс. М: просвещение, 2004 ;
-фонохрестоматия к учебнику;
-учебно-методический журнал «Литература в школе»;
-научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников»;
-научно-педагогический журнал «Учитель Башкортостана»;
-программа по русскому языку и литературе Москва, Дрофа 2007г.
Наглядность, ТСО.
На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный изобразительный материал, тесты, тексты.
8.Планируемые результаты изучения учебного процесса
К концу 8 класса учащиеся должны знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творческого пути классиков;
-изученные теоретико-литературные понятия.
уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста(устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).