Конспект занятия по теме: Взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах
Тема занятия: Взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах.
Дата проведения: 24.12.2016 г.
Педагог: Кузнецова Людмила Владимировна.
Цель: раскрытие духовного потенциала учащихся, совершенствование их творческих способностей, путем погружения в предлагаемые обстоятельства.
Задачи:
сформировать понятие «Предлагаемые обстоятельства»;
закрепить знания о взаимодействии актеров, видах и способах сценического общения;
научить связывать между собой словесные и физические действия, привить чувство ответственности за каждое выполняемое им на сцене действие, и даже отдельные движения;
создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему;
воспитать волю, тренировать психофизические качества и обучить двигательным навыкам.
Средства обучения:
СД – проигрыватель, реквизит
Методы обучения:
при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;
при закреплении изученного материала: упражнение, разыгрывание этюдов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно. А после нашей разминки у вас еще больше появится сил для творчества.
Разминка. Приветствие - «Комплемент». Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и скажите какой – нибудь комплимент другу справа. Но помните, что вы должны похвалить друга за что-то конкретное. Ведь в обычной жизни, когда мы, говоря кому-то комплимент, не задумываемся над тем, а что бы такое сказать, а просто говорим хорошие слова от души. Так давайте попробуем и сейчас друг друга похвалить.
(Выполняется упражнение)
Педагог: Ребята, что вы почувствовали?
Ученики: Я и не думал, что меня можно похвалить, прилив сил, радость, хорошее настроение.
Педагог: Замечательно. Скажите, а мы сейчас работали взаимно?
Учащиеся: Да. Каждый хотел другому сказать что- то хорошее и получить взамен тоже добрые слова.
Педагог: То есть вы чувствовали некий энергетический обмен. Это, ребята, самое важное на сцене. Чувствовать своего партнера. Работать с ним, как говорится, на одной волне. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах».
Повторение изученного материала
Педагог: Давайте вспомним, на прошлом занятии мы с вами обсуждали, в чём проявляется взаимодействие, общение с партнером на сцене? Учащиеся: Во взаимозависимости актёрских приспособлений: в изменении интонаций, в музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики, жестов, пластики и движений. Педагог: Что «убивает актёрское общение? Учащиеся: Притворство, искусственность поведения хотя бы одного из партнёров.
Педагог: Я вам предлагаю потренироваться в совершенствовании навыка взаимодействия с партнером, проведем тренинг «Я и моя тень». Выбирайте, кто из вас будет Тень, а кто Человек. ( Дети определяют для себя роли).А теперь выстраивайтесь в первую линию -Люди, а за ними во вторую линию - их Тени. Тени кладут руки на плечи Людям. Люди закрывают глаза, не подсматривают. ( Здесь важно привыкнуть друг к другу. Почувствовать зависимость). Далее Тени убирают с плеч руки и делают шаг назад, затем еще шаг, затем еще. Ниточка, соединяющая Людей и Тени натягивается (Люди выполняют действия, как будто они не отпускают эту ниточку и боятся, что она лопнет). Далее Тени снова подходят близко к Людям. А затем по команде педагога ( хлопок) некоторые Тени отходят от своих Людей. У Людей глаза закрыты. Но задача Тени отойти неслышно, чтобы Человек не догадался, что его Тень покинула. Чья –то Тень останется на месте. ( дети участвуют в тренинге)
Педагог: А теперь Человек, который думает, что его Тень покинула, поднимает руку. Хорошо. Откройте глаза и посмотрите, кого и вправду Тень оставила. Кто ошибся? ( Анжела и Саша). Почему у них не получилось?
Учащиеся: Они не почувствовали друг друга.
Педагог: Ну не расстраивайтесь, не все сразу получается, мы будем стараться. А для этого надо ставить себя в зависимость от партнёра, быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра. Надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.
С взаимодействием мы разобрались. Теперь давайте определим, что же такое «предлагаемые обстоятельства».
Теоретическая часть – новый материал
Педагог: Как вы думаете, что это такое «предлагаемые обстоятельства?»
Учащиеся:
- это когда один человек просит другого человека сделать что-то;
-это обстоятельства, которые вынудили тебя что-то сделать;
- это конкретная ситуация на данный момент.
Педагог: Хорошо, будем разбираться. Предлагаемые обстоятельства применяются к действующему лицу. Человек выступает как предмет обстоятельств. Например, он профессор, который занимается серьезным научным исследованием. Нам важен его возраст, его психофизическое самочувствие ( выспался- не выспался, здоров- болен и т.д.). Далее в предлагаемых обстоятельствах очень большую роль играет место действия. (Например, если это квартира, то мы должны знать, где происходят действия конкретно ( в ванной, на кухне…..), так как человек будет вести себя по- разному. Важно обстоятельство времени (час ли длится действие, сутки, в какое время года, в какую эпоху, если бы мы жили в 1917 году, совсем другая жизнь была). Чтобы сыграть роль в предлагаемых обстоятельствах, нам понадобится воображение, конкретика, правдивость и очень интересный прием: «Если бы…»
Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах .Педагог: Для начала вы выполните упражнение на снятие зажимов «Мороженое». Мы разомнем свое тело, вживемся в образ. Итак, задание: Если бы я был(а) мороженым. Всё тело ваше из плотно- скатанного шарика, с ледяными кристалликами, вкусное, ароматное. Солнце пригревает, и мороженое начинает таять. Сначала ощущается непривычное тепло и чувствуется, что мороженое становится более рыхлым вверху, но внизу ещё прочно. Сверху вниз стекает талая жижа. Постепенно, также сверху вниз, фигура начинает терять форму, оплывать и в результате превращается в «белое молоко». Основной рисунок движения: «оплывание» позы через постепенное приседание до группировки.
( Выполнение упражнения).
Педагог: Замечательно. У всех у вас получилось выполнить упражнение. Скажите, а почему мы выполнили упражнение без ошибок?
Учащиеся:
- Мы почувствовали себя мороженым
- Нам очень хотелось все выполнить правильно
- Мы чувствовали партнера
Педагог: Молодцы. Усложняю задачу. Мы будем выполнять этюды. Напомните, что такое «Этюд»?
Учащиеся:
- Это выдуманные или невыдуманные истории, которые произошли или могут произойти
-Этюд может длиться минуту и полчаса
- Включает в себя 2 и более действия
- движения нужно выполнять правдиво, чтобы нам поверили зрители
Педагог: Правильно, молодцы. Итак, разыгрываем этюд. Задание: дети бегут по кругу. По команде педагога (хлопок), учащиеся замирают в произвольной позе. Затем должны объяснить свои действия, относительно данного движения. Этот прием называется «Оправдание обстоятельств, в которых пришлось находиться». Помните, вы должны ответить на вопросы: Кто я? Где я? Что я делаю? Когда я делаю? Для какой цели?
( Выполнение этюда. После окончания этюда во время обсуждения некоторые из выступавших говорили, что этюд сыгран неправильно и что они бы оценили этот факт по-другому).Вот что получилось с корректировками:
Саша: я гимнаст, нахожусь на беговой дорожке, приготовился к выполнению упражнения: бег на 100м., вовремя соревнований по бегу на короткие дистанции, хочу выиграть.
Коля: я мальчик, нахожусь на игровой площадке, защищаю малыша от обидчика ( другого мальчика), во время игры в футбол, я за равноправие, пусть в команде играет и младший мальчик, если он хочет играть.
Таня: я модель, нахожусь на подиуме, участвую в показе летней коллекции 2017 г., хочу, быть знаменитой
Алина: я манекен в магазине, на мне новая модная одежда, хочу, чтобы эту одежду купили.
Анжела: я девочка, стою на остановке, жду автобус, нервничаю от того, что, мне кажется, его долго нет, хочу быстрее уехать домой, попасть к просмотру любимого фильма.
Никита: я мальчик, в лесу, собираю грибы, лето, хорошая погода, хочу набрать целое лукошко.
Педагог: Ребята, это не обязательно, чтобы этюд был выполнен как по заказу. Потому что каждый принимает факт так, как ему свойственно, и так, как у него непроизвольно родилась оценка в данный момент на сцене. Например, ученику надо идти на занятия. На улице сильный дождь. Дождевой плащ заперт в шкафу, а ключи унесла с собой мама. Как вы поступите? (Ответы учащихся). Вот видите, вы ответили по- разному: один пойдет на занятия без плаща, другой будет искать возможность взять у кого-нибудь зонтик, третий решит переждать дождь и опоздать и т. д. Далее переходим к самостоятельной работе над этюдами.
Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут
Участвуют 3 группы.
Карточки для постановки этюдных работ:
определяющие место действия: школьный класс, дискотека, берег моря…
определяющие исходное событие: день рождения, вызов к директору, наводнение,
определяющие предмет борьбы: деньги, дружба, торт,
Упражнения идут без слов. Отсутствие слов должно быть оправдано обстоятельствами этюда. Если упражнение не получилось, проверяем, думали ли они по существу происходящего. Затем повторяем этюд, предложив думать над этюдом, и как бы они повели себя на самом деле, если бы оказались в данных обстоятельствах.
Заключительный этап. Подведение итогов.
Педагог: А теперь подведем итоги нашего занятия. Вы сегодня хорошо поработали, все большие молодцы. Сейчас у каждого из нас есть возможность поделиться своими мыслями, чувствами по поводу прожитого дня.Участники, передавая свечу по кругу, отвечают на вопросы: что для вас сегодня было трудно выполнить? Что показалось вам наиболее сложным? Что легко вам далось? Какие бы качества ваших персонажей вы применили в жизни, почему?
Используемые источники:
Актерский тренинг для детей.//Автор-составитель Феофанова И.В. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011
Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2003
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг актерского мастерства – СПб.: Издательство «Веды», 2010
Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.
https://infourok.ru/otkritoe-zanyatie-teatralnie-etyudi-470254.html Театральная библиотека: пьесы, статьи, книги, драматургия