Урок русского языка в 8 классе Предложения с обращениями
Предложения с обращениями
Урок в 8 классе
Цели:
Образовательная
Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
Развивающая
Развивать устную речь учащихся.
Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
Воспитательная
Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
Воспитывать любовь к родному языку, культуре.
Тип урока
Изучение нового материала
Учебно-методический комплекс
Под редакцией М. Разумовской
Ход урока
Организационный этап
Актуализация знаний
Работа с текстом
(1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть…
Л.А. Филатов
Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Филатов?
Определить основную мысль текста.
Обратимся к этому тексту
Назовите номер предложения с однородными членами (знаки препинания не расставлены).
Укажите, чем осложнено первое предложение?
3. Определение темы и целей урока
- О чем пойдёт речь на уроке?
- Чем мы будем заниматься?
- Что мы знаем об обращении из 5-го класса?
Прочитайте лингвистический текст на с 150 и ответьте, что нового вы узнали
Составьте план текста для ответа упр. 220
1. Обращение –это..
2.Основные роли обращения
-Звательная
-оценочная
-изобразительная (риторическое обращение)
3. Обращение в предложении
4. Интонация при обращении
5. Пунктуация при обращении
Сообщение ученика «Роль обращения в речи»
Как-то «Литературная газета» провела дискуссию о куль-
туре общения, где выступил писатель В.Солоухин, сетовавший на то,
что русский язык потерял формы обращения «господин, госпожа, су-
дарь, сударыня», и теперь мы мыкаемся с отдельными формами, кото-
рые не везде можем употреблять.
— Тётя, скажите, пожалуйста, который час?
— Тётя, чего стала? А ну-ка дай пройти!
Если в первом случае отражено вежливое отношение ребёнка к стар-
шему, то во втором — явная грубость по отношению к женщине в летах.
Одно и то же обращение, а какие разные функции!
— Посмотрите на таблицу. Какое обилие обращений к незнакомым!
Многие из этих обращений ограничены или возрастом говорящихи слушающих, или полом и социальным положением говорящих, или
сферой употребления. Общих нейтральных обращений, особенно к лю-
дям среднего и пожилого возраста, фактически нет.
— Обращения часто указывают на отношение говорящего к тому,
к кому (или к чему) он обращается с речью. Вспомните, у И . А . Крыло-
ва: Ну что, Жужутка, как живешь, с тех пор как господа тебя в хоромы
взяли? или Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить
питье мое с песком и с илом?
Частицы, употребляемые с обращением, могут влиять на характер
речи. Ч астица о в сочетании с обращением придаёт высказыванию тор-
жественность, книжность: О Волга! Колыбель моя! (Н. А. Некрасов) Частица
а в таких случаях снижает тон речи, делает высказывание разго-
ворным: Барышня, а барышня! Где вы тут? (А. Н. Островский)
Обращения к незнакомым людям
ОН ОНИ ОНА
Мальчик!
Молодой человек!
Парень! Парнишка! — состороны мужчин, фамиль-
ярное.
Товарищ!
Товарищ + профессия!
Гражданин! — официальное,
чаще со стороны милиции.
Дядя! Дедушка! — чаще дети.
Сын! Сынок! — со стороны
пожилых людей.
Отец! Дед! — мужское, гру-
боватое (к пожилым людям).
Друг! Приятель!
Брат! Братец! Братишка!
Земляк! — мужское, фамильярное.
Шеф! — мужское, чаще
к человеку, у которого будут
что-то просить, фамильяр-
ное.
Старик! Старина! — жаргон-
ное, молодёжное, к моло-
дым.
Голубчик! Дорогой! Родной!
Милок! — чаще со стороны
простых пожилых людей.
Мужчина! — просторечие
Ребята! Дети!
Молодые люди!
Граждане!
Коллеги! — средиинтеллигенции.
Братцы! Мужики! —
мужское, фамиль-
ярное.
Всегда, везде, ко
всем:
• Простите...
• Извините…
• Скажите, пожа-
луйста…
• Будьте добры…
• Будьте любезны…
Девочка!
Девушка!
Товарищ! — редкое.
Товарищ + профессия.
Гражданка! — официаль-
ное, чаще со стороны ми-
лиции.
Тётя! Бабушка! — детское.
Землячка! Сестра! Сест-
ричка! — чаще со стороны
мужчин, фамильярное.
Мать _________— мужское, грубо-
ватое, к пожилым простым
женщинам.
Голубчик!
Голубушка!
Дорогая! Родная!
Милая! Миленькая! —
ласковое, чаще со сторо-
ны пожилых людей.
Уважаемая!
Мадам! Дама! — в речи
представителей старшегопоколения интеллиген-
ции.
Дама! — в парикмахерских
салонах.
Женщина! — просторечие
Вот несколько правил из русского речевого этикета наших дней.
С точки зрения литературного языка совершенно недоступно ис-
пользование личных местоимений в роли обращений: Ты! Поворачивай-
ся! или Эй, вы! Расселились тут! Н е могут быть обращениями и междоме-
тия (эй, але и т. п.).
В официальном письме адресата принято называть по имени и отчеству
в сочетании со словами уважаемый(ая) или глубокоуважаемый(ая): Уважа-
емый Петр Сергеевич!; Глубокоуважаемая Мария Семеновна! Если имя и от-
чество неизвестны, используйте фамилию в сочетании со словами уважа-
емый господин Петров!; Уважаемая г-жа Иванова!. Бывает неизвестна
и фамилия адресата. В таком случае уместно называние его по должности:
Уважаемый господин редактор (директор, заведующий и т. п.)!
В устной речи слова господин, госпожа еще недостаточно освоены.
В то же время недопустимо обращение к незнакомым людям со словами
мужчина, женщина. Постарайтесь в подобных случаях обойтись без об-
ращений. Н ачинайте свою речь словами скажите, пожалуйста… (при
вопросе), будьте добры…, не могли бы вы… (при просьбе). Вежливые
формы компенсируют отсутствие обращений.
Чрезвычайно разнообразны по строению и значению обращения
в языке художественных произведений, особенно в поэтической речи.
Они привлекают внимание читателя к адресату. Формируя обращения,
писатели употребляют различные типы определений: согласованные
и несогласованные, приложения, используют ряды однородных обра-
щений. Н апример:
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
(А. С. Пушкин)
Ты не забудешь дружбы нашей,
О Пущин, ветреный мудрец!
(А. С. Пушкин)
Нередко определения-прилагательные употребляются без сущест-
вительных, приобретая свойства существительных:
Родимая! Н у как заснуть в метель? (С. Есенин)
Ничего, родная! Успокойся. (С. Есенин)
У каждого писателя и поэта есть своя манера выражения, свой стиль.
Работа по теме урока упр 221. Работа в парах
- Какие группы обращений встретились в упражнении?
8. Физ. минутка
9. Закрепление знаний
Оценочный лист упр. №3
10. Подведение итога
11. Рефлексия (слайд)
12. Домашнее задание упр. 222 или 226
Оценочный лист (1)
ФИ__________________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________
Прочитайте теоретический материал учебника с.150-151. Составьте план статьи
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Упражнение 221 выполните по вариантам. Прочитайте выразительно предложения, соблюдая интонацию. Какие группы обращений встретились в упражнении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие виды орфограмм встретились в упражнении?
Разберите предложения по членам. Объясните их смысловые, грамматические и интонационные различия.
Почему Петров Игорь Николаевич так и не пришёл на встречу ветеранов войны?
Почему Вы, Петров Игорь Николаевич, так и не пришли на встречу ветеранов войны?
Почему Петров, Игорь Николаевич, так и не пришёл на встречу ветеранов войны?
Шкала оценок
Оцените свою работу по трехбалльной шкале: 3 балла – задание не вызвало затруднений, 2-не всё удалось, 1- выполнил лишь часть задания , 0 – не справился
задание 1 2 3 балл Оценочный лист (2)
ФИ_____________________________________________________________________
Тема урока______________________________________________________________
1.Прочитайте теоретический материал учебника с150-151. Составьте план статьи
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Упражнение 221 выполните по вариантам. Прочитайте выразительно предложения, соблюдая интонацию. Какие группы обращений встретились в упражнении?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Разберите предложения по членам. Объясните их смысловые, грамматические и интонационные различия.
Почему Петров Игорь Николаевич так и не пришёл на встречу ветеранов войны?
Почему Вы, Петров Игорь Николаевич, так и не пришли на встречу ветеранов войны?
Почему Петров, Игорь Николаевич, так и не пришёл на встречу ветеранов войны?
Шкала оценок
Оцените свою работу по трехбалльной шкале:3 балла – задание не вызвало затруднений, 2-не всё удалось, 1- выполнил лишь часть задания , 0 – не справился
задание 1 2 3 балл