Программа внеурочной деятельности по коми языку и литературе Чужан му, чужан кыв(Родная земля, родной язык)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Калининская основная общеобразовательная школа»
Программа
внеурочной деятельности по предмету «Коми язык и литература»
Чужан му, чужан кыв-99695348170526441403371850
3256915624649500
-224790578802500
Автор Программы- Дымова Е.В., учитель коми языка, русского языка и литературы МБОУ « ООШ» д.КалининскаяСрок реализации – 2012-2017 г.г.
Программа внеурочной деятельности по предмету
«Коми язык и литература»
Название – Чужан му, чужан кыв (Родная земля, родной язык)
Срок реализации - 2012-2017 годы
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа внеурочной деятельности «Чужан му, чужан кыв»» создана в соответствии ФГОС ООО, реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Участники внеурочной деятельности – обучающиеся 5-9 классов МБОУ «ООШ» д.Калининская МР «Прилузский» Республики Коми.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное;
Формы: художественные, культурологические, филологические, театральные , сетевые сообщества, конференции, олимпиады, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования 2012 года;
обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России; патриота своего края;
ориентация образовательного процесса на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
формированием общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;
формированием Я-концепции, включающей культурную и этническую самоиндентификацию.
Цель программы: привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества на основе изучения истории и культуры родного края.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
- изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, области, своего народа;
- формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
- воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;
- развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);
- формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;
- обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- освоение историко –обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история сёл и деревень, рода);
- умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);
- развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;
- воспитание эстетических чувств в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Коми края;
- выявление степени достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
- формирование культуры общения и поведения в социуме;
- воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
- воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, происходит прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня эти занятия?- и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метапредметные результаты:
1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Смысловое чтение.
7.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.
При организации воспитательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные занятия с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные занятия, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый внеурочный курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
- доступность: содержание внеурочного курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
- наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
- научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название сёл, деревень, географических мест, местных названий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.- интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
- краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.
- фольклористика: внеурочный курс включает в себя различные направления народного творчества. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края в прошлом веке и декоративно – прикладным искусством современности.
- уникальность: наш край по – своему уникален –природный ландшафт и экология;
--экологизация: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
При организации внеурочной деятельности используются разнообразные методы и формы обучения:
- тематические праздники, КТД;
- художественное творчество учащихся;
- экскурсии и походы по родному краю;
- устные журналы, беседы;
- выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
- проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- походы;
- участие в районных, областных, российских, международных этнокультурных конкурсах;
- встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами труда , людьми разных профессий;
- музейные занятия;
- библиотечные уроки;
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнокультурную составляющую, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Реализация Программы.
Программа реализуется по 4 блокам: (таблица)
№ Название блока Модули
Ӏ Общекультурный - Декоративно-прикладное искусство нашего края
- Театральная студия
- Сотрудничество с ЦИИиПТ* при главе МР «Прилузский» РК
ӀӀ Научный -Проектно-исследовательская деятельность
- Участие в конференциях различного уровня
- Размышляем, играем, творим!
- Компьютерная графика
ӀӀӀ Общеинтеллектуальный - «Микрогеография» родного села: изучение географических объектов деревень Малой Родины
-Лингвистическое исследование географических названий малой Родины
- Сотрудничество с районным краеведческим музеем им. И. ЯбороваӀV Чтение – вот лучшее учение! - знакомство с произведениями поэтов и писателей Республики Коми
- обзор периодических изданий Республики для детей
*ЦИИиПТ-Центр Изобразительного Искусства и Прикладного Творчества при главе МР «Прилузский»
* РК- Республика Коми
___________________________________________________________________________
Блок 1. Общекультурное направление
Общекультурное направление представлено модулями:
«Декоративно-прикладное искусство нашего края»;
«Театральная студия».
Цель данных модулей состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха;
- научить приемам исполнительского мастерства;
-научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- посещать выставки в ЦИИиПТ при главе МР «Прилузский»;
- сотрудничество с районным краеведческим музеем;
Блок 2. Научное направление
Научное направление представлено модулями
Проектно-исследовательская деятельность;
Участие в школьных, районных, региональных конференциях;
Размышляем, играем, творим;
Компьютерная графика;
Модули нацелены на развитие интеллектуальных общеучебных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Они призваны решать следующие задачи:
- сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- развивать творческие способности;
- содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Образовательные формы: познавательные игры, познавательные беседы, КВН, интеллектуальные конкурсы, создание исследовательских проектов, викторины, олимпиады.Компьютерная графика.
Цель:
Создать оптимальные педагогические условия для расширения познания детей в области компьютерной графики, дизайна с помощью профессиональных графических редакторов.
Задачи:
Способствовать формированию навыков использования имеющихся знаний работы в простейших графических редакторах (Paint) при выполнении сложных работ;
Способствовать формированию навыков работы в профессиональных графических редакторах;
Дать начальное представление детям о разнообразии техник обработки и создания изображений, спецэффектов;
Способствовать развитию внимания, художественного вкуса, творческих способностей обучающихся;
Способствовать воспитанию аккуратности, терпения, самостоятельности при выполнении работ.
Материал для изучения профессиональных графических редакторов адаптирован для детей среднего школьного возраста;
При изучении различных техник выполнения работ учащиеся знакомятся с работами художников, дизайнеров;
Для комплексного закрепления материала используется самостоятельная творческая, проектная деятельность учащихся;
Включены занятия с профориентационной тематикой для осознания роли полученных знаний в профессиональной деятельности.
Литература:
Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах. Выпуск 1.1 Поурочные планы. – М. : «Экспресс», 1995. – 56 с.: ил.
Гурова Л. Л. Психология мышления. – М.:ПЕЗ СЭ, 2005, стр.266
Демирчёглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М.: "Луко- морье", Темп МБ, Новый Центр, 1997. - 256 с.
Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. М., ABF, ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999. – 432с.: ил.
Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций Power Point. (Тематический контроль по информатике.)/ Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. – М. Интеллект-Центр. 2003 – 80 с.
Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
Камбурова Л. Шаг за шагом. Комплексный образовательный проект. Информатика. – М. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир», 1998 г.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1
Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993.
Новиков Ф. А., Яценко А. Д. Microsoft Office 2000 в целом. – СПб.:БВХ- Петербург, 2001.-728 с.: ил.
Савин Н. В. Педагогика. «Просвещение», Москва, 1978 г.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1996. – 192 с., ил.
Симонов С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: учебное пособие для средней школы. –М.: АСТ-ПРЕСС, Инфоком-Пресс, 2000. -592 с.
Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. Изд. 6-е, перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 1995.-432 с.:ил.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. — 704 с.
Федеральный закон о дополнительном образовании
Приложение 2 к Положению о 8 Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006 № 06-1844. Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Сборник СанПиН
«Конвенция о правах ребенка», М., 1990.
Блок 3. Общеинтеллектуальное направление
Общеинтеллектуальное направление представлено модулями
● «Микрогеография» родного села: изучение географических объектов деревень Малой Родины;
●Исследование географических объектов Малой Родины;
●Сотрудничество с краеведческим музеем МР «Прилузский»;
Образовательные формы: исследования, экскурсии, познавательные беседы, игры, викторины, конкурсы, интервью;
Блок 4 . «Чтение - вот лучшее учение!»
● Знакомство с произведениями поэтов и писателей республики Коми
● Обзор периодических изданий Республики для детей
Новизна модели «Чтение--вот лучшее учение!» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения и знакомства с произведениями писателей и поэтов Республики Коми. Учитывая, что с введением ФГОС в БУП школы сократились часы по предмету «Коми литература», и самостоятельно школьники решить эту проблему затрудняются, то данная модель позволит восполнить этот пробел. Модель составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в классику коми детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Модуль построен таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми проводятся один раз в неделю.
Цели и задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
- обзор периодических изданий для детей;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
Образовательные формы: библиотечные уроки; познавательные игры, познавательные беседы, КВН, интеллектуальные конкурсы, соревнования, диспуты, викторины, олимпиады, инсценирование призведений.Литература:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 1. Начальное образование. Основное общее образование./Министерство образования и науки РФ 2010г.
Максимова Н.А. Развиваем воображение, рефлексию» журнал «Воспитание школьников» № 9, 2005г.
Райгородский А.Н. Методики и тесты. Самара: изд. дом «Бахран», 2011г.