«Нетрадиционные техники рисования.Монотипия и ее сочетание с нетрадиционной техникой художественного творчества – киригами».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детской культуры (искусств) «Радуга»
Мастер-класс
для педагогических работников
«Нетрадиционные техники рисования.
Монотипия и ее сочетание с нетрадиционной техникой художественного творчества – киригами».
Подготовила:
автор-составитель
педагог дополнительного образования
Сячина Татьяна Александровна
г.о. город Выкса
2016г.
Дата проведения - 16 февраля 2016г.
Место проведения – д/с №32 «Журавушка» МРО для воспитателей дошкольных иобразовательных учреждений.
Тема мастер – класса:
«Нетрадиционные техники рисования. «Монотипия» и ее сочетание с нетрадиционной техникой художественного творчества «киригами».
Мастер-класс предназначен для педагогических работников: учителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования и направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников; расширение их знаний в вопросах применения нетрадиционной техники изобразительного творчества «монотипия» (предметная или симметричная) в сочетании с применением нетрадиционной техники художественного творчества «киригами», а также освоение этих знаний в практической деятельности, а также направлен на поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно-эстетического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Цель: Активизация творческой деятельности педагогических работников в применении нетрадиционных техник рисования и художественного творчества в работе с детьми.
Задачи:
познакомить с приемами нетрадиционного изобразительного творчества и обучить форме работы с ними на примере выполнения творческой работы в технике «монотипия» (предметная или симметричная) и последующего ее преобразования в объемную открытку, используя метод нетрадиционного художественного творчества «киригами»;
развить интерес к художественно-эстетической деятельности в области применения нетрадиционных техник рисования акварельными красками и их сочетание с нетрадиционными техниками бумагопластики, как виду художественного творчества;
рассмотреть важности использования метода нетрадиционной изобразительной деятельности «монотипия» в развитии образного и творческого мышления, фантазии, самовыражения и развития ребенка в целом;
повысить мотивацию педагогических работников к овладению и широкому применению в профессиональной деятельности.
Оборудование и материалы:
образцы готовых изделий (объемные открытки с бабочками и птичками с открывающимся клювом);
баночки под воду;
акварельные краски;
бумага для акварели или плотные альбомные листы;
ножницы;
кисти;
салфетки.
Технические средства: фотоаппарат, компьютер.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Структура мастер-класса:
Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
Теоретическо - демонстрационная часть.
«Монотипия», как нетрадиционная техника рисования.
«Киригами», как нетрадиционная техника художественного (декоративно-прикладного) творчества, бумагопластики.
Основные этапы выполнения работы.
Практическая часть.
Выполнение работы по-этапно.
Рефлексия участников мстер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса:
Целевые установки. Содержание мастер-класса.
Как же часто на своих занятиях каждый из нас может слышать от детей фразу, что он не умеет рисовать. И дети, и взрослые часто прикрепляют себе этот ярлык. Почему? Что же мешает им?.. Как правило – это страх сделать что-то не так, как нужно; боязнь сделать что-то неправильно, не так как все. И поэтому для многих изобразительное искусство как таковое кажется сложным и невозможным для освоения.
Этот стереотип разрушается при использовании нетрадиционных техник изобразительного творчества, благодаря которым, создается атмосфера непринужденности, раскованности и эмоционально-положительного отношения к деятельности. Нетрадиционные техники основаны на творческой фантазии, и интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Нетрадиционное творчество привлекает своей простотой и доступностью, дает практически неограниченные возможности для творческой деятельности и самовыражения.
«Монотипия», как нетрадиционная техника рисования.
На первое место в вопросе применения нетрадиционных техник я ставлю «монотипию». «Монотипия» - уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы), живописи и рисунка. Ее можно назвать и графической живописью, и живописной графикой. В переводе с греческого языка «монотипия» - один отпечаток, и уникальность его в том, что этот отпечаток совершенно невозможно повторить.
Необычность «монотипии» еще и в том, что она:
1) позволяет быстро достичь творческого результата;
2) эта техника не позволяет копировать образец, что дает еще больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности;
3) в этой технике всегда присутствует эффект неожиданности (эффект чуда), всегда получается что-то новое и интересное;
4) эта техника позволяет преодолеть страх перед красками и перед цветом, а так же позволяет не бояться смешивать цвета друг с другом.
«Киригами», как нетрадиционная техника художественного творчества, бумагопластики.
«Киригами» - уникальная техника декоративно-прикладного искусства. В переводе с японского «киру» обозначает резать, а «ками» - бумага. Изобретателем этой техники является архитектор из Японии Масахиро Чатани. В основе принципа этой техники лежит складывание листа бумаги с последующими надрезами или вырезаниями различных фигур и рисунков. Существует два вида этой техники: плоское «киригами» и объемное.
Плоское «киригами» - это, к примеру, вырезание из одного листа бумаги снежинки.
Объемное «киригами» - это на вид плоский рисунок, но когда разворачиваешь страницу, изображения становятся объемными и как бы оживают. Используется в изготовлении открыток, детских книжек-раскладушек, а также в создании 3D-моделей, в том числе и моделей архитектурных зданий и сооружений.
Практическая часть.
В ходе мастер – класса педагоги изготовят из бумаги с применением акварели в технике «монотипия» открытки с забавными птичками и с открывающимся у них клювом, а так же объемные открытки с бабочками.
Техника «монотипии» предметной (симметричной) заключается в нанесении акварельных красок кистью на одну половину сложенного пополам листа бумаги, накрывая эту половинку второй половинкой листа, отпечатываем на нее цветовые пятна, разглаживая их мягкими круговыми движениями ладони. Получаем отпечаток бабочки и на другом листе – птички. При необходимости дорисовываем и прорисовываем мелкие детали, так же отпечатывая с одной стороны на другую.
Созданные в технике «монотипии» живописные творческие работы, в технике «киригами» с помощью двух надрезов листа в сложенном виде превращаются в объемные работы - открытки с объемными бабочками, и, одного надреза – в открытки с птичками и с открывающимися у них клювами.
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Обсуждение результатов. Как по вашему мнению прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения.
В заключении мастер – класса оформляется мини - выставка «Забавные птички» и «Забавные бабочки».
Литература:
Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004.
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
15