ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ


Введение
Актуальность. В последние годы в связи с перестройкой системы образования в целом, и школьной образовательной структуры, в частности, актуальным становится вопрос совершенствования учебного процесса по физической культуре в школе.
Учитывая, что основным разделом базовой части федеральной программы по физической культуре выступает раздел гимнастики, для нас представляется актуальным разработка проблемы совершенствования методики организации и проведения урока гимнастики в школе. Одним из направлений решения этой проблемы является оптимизация содержания урока гимнастики на основе применения метода круговой тренировки.
В настоящее время круговая тренировка представляет собой комплексную организационно-методическую форму, включающую ряд частных методов использования физических упражнений. Она позволяет эффективно решать задачи воспитания физических и психических способностей занимающихся, совершенствовать методику организации урока.
Однако в специальной научной литературе ограниченно представлен вопрос об особенностях применения кругового метода на уроках гимнастики в общеобразовательной школе.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать комплексы круговой тренировки для повышения уровня развития двигательных качеств обучающихся на уроках гимнастики.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по физической культуре во время изучения раздела «Гимнастика» в средних классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования – методика применения средств круговой тренировки на уроках гимнастики в средних классах общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанные комплексы круговой тренировки с учетом возрастных особенностей учащихся и конкретных условий общеобразовательной школы, позволят повысить уровень развития двигательных качеств обучающихся.
Задачи исследования:
Проанализировать специальную и научную литературу по исследуемой проблеме.
Определить динамику физической подготовленности учащихся пятых классов.
Разработать и экспериментально обосновать комплексы упражнений для круговой тренировки, используемые на уроках гимнастики в общеобразовательной школе, максимально отвечающие требованиям программного материала.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2. Педагогическое тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
Сущность и методические особенности метода круговой тренировки
Идея круговой тренировки была впервые выражена Р. Морганом и Г. Адамсоном – английскими тренерами-преподавателями – в 1952 году. Они составили четыре комплекса, в которые входило от 6 до 12 упражнений и выполнение их происходило по методу непрерывной работы. В зависимости от степени их нагрузочности, объема (количества) комплексы разделились:
нормальный – 8 упражнений,
трудный – 10 упражнений,
сокращенный – 6 упражнений,
расширенный – 12 упражнений.
Надо отметить, что в 1955 году независимо от английских специалистов, преподаватель Одесского политехнического института Б.Д. Фрактман, в принципе пришел к пониманию круговой тренировки, методически обосновал индивидуальное дозирование нагрузки на дополнительных снарядах, подобрал упражнения на различные группы мышц, то есть методически обосновал и применил в практике тренировку по сокращенному кругу.
Метод круговой тренировки получил в конце 50-х годов – начале 60-х широкое распространение в ГДР.
В те годы особенно активно дискутировался вопрос о соотношении времени, отводимого на уроках физического воспитания обучению двигательным навыкам и их совершенствованию, и времени на воспитание физических качеств. Специалисты ГДР пришли к выводу, что ведущей стороной физического воспитания признается воспитание физических качеств.
По мнению специалистов (В.Н. Краж, 1982; Л.П. Матвеев, 1991; Ю.Г. Травин, 1993 и др.) круговой метод представляет собой организационно-методическую форму применения физических упражнений, направленных на комплексное развитие физических качеств занимающихся [12].
Материалом для круговой тренировки служат в основном относительно технически не сложные движения из основной и спортивно-вспомогательной гимнастики, а также из тяжелой атлетики, легкой атлетики и других видов спорта. Эти движения имеют, в основном, ациклическую структуру, путем серийных построений им придается искусственно циклический характер.
Методическую основу круговой тренировки составляет многократное повторение предписанных движений, действий в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее измерения и чередования с отдыхом [17].
Схематично организационно-методическую форму проведения занятий способом круговой тренировки можно выразить следующим образом (рис.1).
Круговая тренировка
Станционный способ
Поточный способ
Способ
индивидуальных дополнительных заданий
Непрерывный метод
Интервальный метод
Повторный метод

Рис. 1. Схема организационно-методической формы проведения занятий способом круговой тренировки
Ценная черта круговой тренировки состоит в том, что в ней удачно сочетается жесткое нормирование нагрузки с индивидуализацией, она может быть для каждого индивидуальна и в то же время относительно одинаковой для всей группы. Обязательное условие круговой тренировки – постоянный точный учет нагрузки и систематическая оценка достижений. Индивидуальная мера нагрузки определяется с помощью МП – испытание на максимальное число повторений по каждому упражнению, включенному в комплекс круговой тренировки. В зависимости от этого испытания, назначается норма тренировочной нагрузки. Повышение нагрузки осуществляется опять-таки в соответствии с индивидуальными показателями (МП), которые систематически замеряются вновь через определенные промежутки времени [1].
При таком нормировании нагрузки соблюдается единство общего и индивидуального подхода: вся группа получает относительно равное задание. В результате у сильных и у слабых поддерживается интерес к занятиям. Учет и контроль в этой организационно-методической форме ограниченно включены в сам процесс занятия физическими упражнениями. Основой нормирования нагрузки в круговой тренировке служит регулярный замер показателей максимального теста (МТ). МТ организовывается наиболее традиционным способом: занимающиеся на каждой станции принимают исходное положение для выполнения в максимально возможном темпе того или иного упражнения. По звуковому сигналу все начинают выполнять упражнения в течение 30 секунд. Второй сигнал прерывает упражнение. Следует 30 секундный перерыв (в тренировках спортсменов высокого спортивного разряда он может быть 60 секунд). Во время перерыва занимающиеся записывают в свои карточки показанный результат и переходят к следующей станции, и так далее.Предварительно необходимо не только освоить с занимающимися правильное выполнение предложенных упражнений, но и уточнить правила подсчета их. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту и учет тренировочной нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним качественным показателям. Сравнение реакции пульса на повторяющуюся стандартную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно идет адаптация к нагрузке. Тем самым в какой-то мере решается проблема «функциональной пробы»: таковой служит сам тренировочный комплекс упражнений, составляющий круг. Всем этим обеспечивается четкий порядок педагогического контроля и самоконтроля [4].
Тренировка с индивидуальной дозировкой привлекает даже слабых занимающихся к выполнению напряженной физической работы при условии более умеренной нагрузки. Никто не заставляет их выполнять больше, чем они в состоянии сделать. Простота упражнений на каждой «тренировочной станции» позволяет любому занимающемуся испытать радость успеха при выполнении упражнений. Положительные эмоции, связанные с успехом, возникают также при повторных «максимальных тестах», так как при этом каждый занимающийся может немедленно видеть по своей карточке достижений те успехи, которых он добился в результатах проделанной работы. Это укрепляет веру в свои силы, в первую очередь, у физически слабых занимающихся.
Круговая тренировка в исключительно большей мере способствует воспитанию самостоятельности и активности. Это обеспечивается не только самостоятельной подготовкой, но и самостоятельной тренировкой на тренировочных «станциях» [6].
Одним из средств поддержания интереса является классификация кругов по степени нагрузки. Вначале все упражнения можно проводить с одинаковой нагрузкой. В результате у занимающихся со временем возникает подлинная устойчивая потребность в упражнении, которая найдет выражение в многолетней спортивной деятельности (для других спортсменов) или самостоятельной тренировки дома вплоть до глубокой старости.
Итак, простые упражнения круговой тренировки могут подкреплять старания педагога, направленные на развитие у занимающихся таких качеств воли, как настойчивость, целеустремленность, поддержание их на определенном уровне.
В одно занятие включается 2-3 вида средств физического воспитания или отдельные элементы. Такие занятия действительно способствуют всестороннему развитию организма занимающихся, поскольку в работу включаются все основные группы мышц, сердечно-сосудистая и дыхательная системы, а, самое главное, повышается эмоциональный настрой занимающихся. Результат такого построения занятий – высокая их плотность и значительно больший объем выполняемой работы.
Круговая тренировка может включать элементы состязания, в данном случае не совсем обычные: сопоставляют увеличение объема и других показателей самой тренировочной работы, а не абсолютный спортивно-технический результат – кто больше увеличит число повторений в пределах определенного времени или кто меньше затратит времени на установление число повторений и так далее. Благодаря строгой индивидуализации начальной нормы упражнения, каждый, независимо от одаренности и подготовленности, может успешно соревноваться с любым участником занятий: сопоставляется относительный прирост работоспособности. В этом случае менее сильные имеют возможность добиться относительных успехов, как и самые сильные. Это также является одним из педагогических достоинств круговой тренировки [3].
Круговая тренировка рассчитана, в основном, на групповые занятия. Упрощенные варианты используются и для индивидуальных занятий. В самой организационной основе круговой тренировки заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка работы и дисциплины. Понятно, что это все представляет благоприятные возможности для воспитания соответственных нравственных качеств и навыков поведения.
В зависимости от поставленных задач круговую тренировку можно планировать в подготовительной, основной или заключительной части занятия. Ее построение также зависит от контингента занимающихся, от года обучения, от физической подготовленности и уровня технического мастерства.
Включение кругового метода в подготовительную часть урока физической культуры и связь с предстоящей еще более интенсивной работой в основной его части, требует большого напряжения, усилий в освоении различных движений. Роль такого комплекса заключается в подготовке организма занимающегося к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части занятий. Применение круговой тренировки в основной части занятия связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнять работу в большом объеме и оптимальных условиях нагрузки.
В заключительной части занятия круговой метод тренировки планируется реже, в основном тогда, когда нагрузка недостаточна.
Наиболее важными условиями проведения занятия круговым методом, являются следующие:
определение содержания упражнений, их направленность;
подбор необходимого количества разных упражнений;
- определение последовательности, очередности выполненияупражнений (замыкание круга);
уточнение дозировки, количества повторений каждого упражнения;
определение интервалов отдыха между отдельными упражнениями;
определение количества «кругов», серий [10].
Таким образом, характеризуя круговую тренировку, можно сказать:
Круговая тренировка является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений, она строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся.
Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой.
3.Комплексы круговой тренировки состоят, как правило, из технически относительно несложных, предварительно хорошо разученных движений.
В методическом отношении круговая тренировка представляет строго регламентированный процесс, где упражнения выполняются с точными нормами нагрузки и отдыха.
Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся, круговая тренировка имеет весьма широкую форму применения от школьного физического воспитания до большого спорта.
1.2. Основные варианты применения круговой тренировки в практике физического воспитания
В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода.
Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим с небольшими интервалами отдыха. Особенность этого метода – постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений и увеличивается продолжительность отдыха. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
Поточно-интервальный, который базируется на 20-40 секундном выполнении простых по технике упражнений на каждой станции с минимальным отдыхом. Цель его – сокращение времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Интенсивно-интервальный, который используется с ростом физической подготовленности занимающихся. Мощность его заданий составляет 75% от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения времени работы при ее стандартном объеме и сохранении временных параметров отдыха. Подобный режим развивает максимальную и «взрывную» силу. Интервалы отдыха обеспечивают прирост результатов в упражнениях скоростной и силовой выносливости.
Круговая тренировка представляет собой целостную самостоятельную организационно-методическую форму занятий и в то же время не сводится к какому-либо одному методу. Она включает ряд частных методов строго-регламентированного упражнения с избирательным и общим воздействием на организм занимающихся [13] .
Круговая тренировка по методу непрерывной работы проводится без перерывов и состоит из нескольких повторений прохождения круга в зависимости от количества станций и имеет следующие варианты:
Вариант 1
Упражнения проводятся без пауз в момент выполнения их в комплексе и между кругами.
После того как разучено упражнение и проведено испытание, определившее максимальное число повторений (максимальный тест – МТ), каждый получает стандартную дозировку МТ/2 или МТ/4.
Упражнения на каждой станции и переход между ними выполняются в свободном темпе без учета времени.
Повышение нагрузки идет за счет увеличения повторений на одно или два на каждой станции (МТ\2 +1) или за счет перехода к следующему более трудному комплексу.
Вариант 2
Упражнения проводятся без пауз, но с целевым временем. После того как разучены упражнения на каждой станции, проведен МТ (30 упражнений и 30 секунд отдыха), засекается тренировочное время для однократного прохождения круга с дозировкой MT/2 или МТ\4.
Время прохождения одного круга, умноженное на количество кругов (в зависимости от количества станций) дает целевое время. При стандартном объеме упражнений занимающимся необходимо стремиться к сокращению времени прохождения кругов до целевого. Повышение нагрузки осуществляется за счет определения нового МТ или перехода к более сложному комплексу. При этом заводится карточка достижений.
Вариант 3
Упражнения проводятся без перерывов со стандартизированным временем тренировки и стандартным числом повторений, но с различным количеством прохождений кругов, после того как разучены упражнения и определен МТ на каждой станции по принципу: 30 секунд работы, 30 секунд отдыха, проводится тренировка со стандартным тренировочным временем. Дозировка и время прохождения каждого круга остаются стандартными, а количество кругов увеличивается.
Минимальное время, необходимое для проведения этого варианта, позволяет вводить круговую тренировку практически в каждое занятие.
Все варианты круговой тренировки по методу непрерывного упражнения можно применять на занятиях легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, гимнастикой.
Круговая тренировка, организованная по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха, проводится с краткими перерывами, так называемыми «действенными» паузами, как между упражнениями, так и между кругами.
Основными компонентами нагрузки в этом виде круговой тренировки являются: длительность и темп выполнения упражнения, величина отягощения, количество подходов к станции и проходимых кругов, длительность интервалов отдыха между подходами на станции, станциями и кругами.
М. Шолих предлагает три варианта по этому методу. В первом и во втором упражнениях на станциях по 15 секунд с постоянным перерывом в 30-45 секунд. Круговая тренировка в этом варианте строится следующим образом: проводится тренировка с индивидуальной дозировкой МТ/2 за 15 секунд с интервалами отдыха за 45 секунд.
Время отдыха зависит от величины нагрузки избранного упражнения и физической подготовки занимающихся. Чем выше интенсивность упражнения, тем успешнее будет развиваться максимальная сила, а также такие физические качества, как сила и скоростная выносливость.
При выполнении работы по первому и второму варианту круговой тренировки надо следить и добиваться четкого выполнения упражнений в среднем тренировочном темпе. Увлечение максимальным темпом в ущерб точности выполнения упражнений недопустимо.
В третьем варианте упражняются на станциях в течение 30 секунд с постоянным 30 секундным перерывом.
При подборе для третьего варианта необходимо предусмотреть комплексы из таких упражнений, которые занимающиеся смогли бы выполнять на протяжении 30 секунд работы без особой спешки с допустимой точностью.
Повышение индивидуальной нагрузки в третьем варианте идет за счет увеличения количества повторений на станциях МТ + 1/2, МТ + 2/2 и так далее, а общий за счет увеличения прохождения количества кругов всей группой.
Круговая тренировка по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха характеризуется паузами отдыха относительно достаточными для полного восстановления работоспособности. В зависимости от величины отягощения, темпа и длительности работы, количества мышц, участвующих в ее выполнении, интервалы отдыха могут быть изменены от 1,5-2 до 4-5 минут.
В круговой тренировке по этому методу применяют преимущественно силовые и скоростно-силовые упражнения. Объем тренировочной нагрузки регулируют, изменяя количество повторения упражнения или время работы на каждой станции, количество проводимых станций или кругов. С изменением величины отягощения, темпа работы, изменяется режим мышечного сокращения и как следствие этого – достигаемый тренировочный эффект [16].
Преодоление околопредельных и предельных отягощений является сильно действующим фактором развития мышечной силы. При работе с юными спортсменами он противопоказан. В отдельных случаях, в тренировке высококвалифицированных спортсменов могут применяться отягощения, близкие к околопредельным.
Эффект применения силовых упражнения тем выше, чем ближе условия проявления силы в тренировочном и основном упражнениях.
Определенный интерес представляют следующие варианты КТ.
Вариант 1
Составляется комплекс круга, определяется максимальный результат в каждом упражнении, время работы устанавливается равным 15 секунд. После этого подбирают такое отягощение, при котором за 15 секунд можно выполнить 8-12 повторений в режиме близком «до отказа». Объем нагрузки возрастает в результате добавления станций в круге от 6-8 до 10 и увеличения количества проходимых кругов от одного до трех. Рост тренированности достигается путем сокращения времени работы на станции при постоянном количестве повторений упражнения
Вариант 2
Его особенностью является серийное выполнение упражнений на станциях и дозирование нагрузки количеством их повторения. Если суммарное время работы на станциях не уменьшается, определяют максимальный результат в каждом упражнении и новое тренировочное отягощение.
Вариант 3
Увеличение нагрузки достигается увеличением количества проходимых станций, кругов и сокращением времени выполнения упражнений.
Вариант 4
Увеличивают суммарное количество повторений в заданное время работы на станциях.
Вариант 5
Уменьшают суммарное время выполнения заданного количества повторений упражнения.
В трех последних вариантах величину отягощений определяют по повторному максимуму или предельному числу повторений движения с данным весом (ПМ). Если при установленном количестве повторений упражнений время работы не уменьшается или не увеличивается количество повторений, то определяется новая величина отягощения в ПМ или в процентах от максимального результата в упражнении.
Все варианты способствуют увеличению максимальной силы, взрывной силы, силовой выносливости. Они могут применяться в отделении спортивного совершенствования.
Рассмотренные виды и разновидности круговой тренировки только характеризуют, но далеко не исчерпывают все разновидности вариантов, получивших распространение в физическом воспитании и спортивной тренировке.
1.3. Методика применения круговой тренировки на занятиях по гимнастике
Проводить занятие по гимнастике с использованием метода круговой тренировки возможно при наличии определенных условий, связанных с местом ее проведения, наличием инвентаря, необходимостью предварительной подготовки и ознакомлением занимающихся с новой организационной формой.
В процессе проведения занятий по гимнастике круговой метод организации занятий приобретает особое значение, так как позволяет большему числу занимающихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
При разработке методики организации и проведения уроков по гимнастике с использованием метода круговой тренировки, мы основывались на данных специальной научной литературы.
Например, установлено, что при подборе упражнений для определенных комплексов круговой тренировки с различной степенью нагрузки, следует установить с помощью теста среднее усилие, необходимое для каждого упражнения. Это позволяет развивать не только выносливость, но и комплексные качества: силовую выносливость, скоростную выносливость. Во многих комплексах упражнений рекомендуется делать не более 10 повторений. При выборе упражнений и степени нагрузки тренировочных комплексов необходимо соблюдать такие правила:
а) для развития силы – степень усилий в упражнениях до 10 повторений;
б) для развития силовой выносливости – степень усилий от 10 до 30 повторений.
При составлении упражнений надо распределить нагрузку так, чтобы она охватила главные мышечные группы. М. Шолих рекомендует перед самой круговой тренировкой провести кратковременное, но энергичное «разогревание», чтобы подготовить сердечно-сосудистую систему к предстоящей нагрузке еще до начала первого упражнения [19].
Важное значение имеет четкая разметка тренировочных «станций» при помощи табличек или плакатов с номерами «станции», описание упражнений и схематический рисунок в виде «человечков».
На табличках должен быть указан объем упражнений. После того, как занимающийся ознакомлен с новой организационно-методической формой занятий, занимающийся приступает к выполнению занятий.
По команде или по свистку все ученики начинают упражняться на всех «станциях». Продолжительность упражнений – 30 секунд. Конец упражнения объявляется также звуковым сигналом. Затем следует перерыв – 30-60 секунд. Во время перерыва все записывают выполненное ими количество построений в свои карточки достижений, переходят на следующую «станцию» и принимают исходное положение. По команде все снова одновременно начинают упражняться.
Принципиально важным является определение частоты пульса до и после нагрузки, а также после перерыва. Только так можно контролировать и оценивать способность к нагрузке и восстановлению у занимающихся. Снижение частоты пульса в минуту после относительно равной нагрузки является убедительным признаком происшедшего приспособления организма. Систематическое проведение круговой тренировки означает систематическое повышение нагрузки, а так же и то, что данный комплекс упражнений должен выполняться в одной и той же последовательности. Попеременная нагрузка на главные мышцы также является признаком систематичности упражнений. Функциональные возможности организма занимающихся повышаются, если каждая последующая работа выполняется в фазе восстановления, а также повышается уровень нагрузок.
Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8-10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма. В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 3-5 групп по 3-5 человек.
Заранее перед уроком размечают места (станции) для выполнения упражнений. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25-30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на этом месте [18].
Некоторые преподаватели делают из фанеры (жести) рамки, которые крепят на стене, в них вставляют карточку с изображением и описанием упражнения.
Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику и квадрату в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование. Нужно стараться использовать снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале. Например, можно давать подтягивание в висе на верхней жерди разновысоких брусьев, прыжки в глубину с платформ (80x80 см), укрепленных на гимнастической стенке на разной высоте, применять штанги, гимнастические скамейки и т.д. Преподаватель указывает каждой группе на каком месте начинает она упражняться и в каком порядке перемещается от станции к станции. В дальнейшем сохраняется такой же порядок.
Перед началом выполнения комплекса для каждого ученика устанавливается индивидуальная нагрузка. Это делается с помощью максимального теста (МТ).
Максимальный тест определяется на первых 2-х занятиях. Ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения, занимающиеся по команде преподавателя начинают на своих станциях выполнение намеченного упражнения в обусловленное время 30-45 сек, стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.
Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы в пределах 2-3 минут для отдыха. В это время учащиеся записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения. По истечении 2-3 мин определяется максимальный тест этого упражнения и т.д. [25].
При подборе упражнений для комплексов подготовительной и основной части занятия по методу «круговой тренировки», выбираются сходные по структуре упражнения. При этом занимающиеся активно включаются в выполнение поставленной задачи в основной части занятия.
По преимущественной направленности тренировочного эффекта в круговой тренировке применяют силовые, скоростные, скоростно-силовые упражнения, направленные на развитие быстроты, ловкости, выносливости и гибкости, по характеру мышечного сокращения – в основном динамические.
Применение скоростно-силовых упражнений в наибольшей мере способствует повышению возможности быстро выполнять движения, связанные с преодолением внешних сил.
В круговой тренировке применяют упражнения с внешним сопротивлением и с преодолением веса тела занимающегося.
В качестве внешнего сопротивления используют вес предметов, их упругие свойства, противодействия партнера. В качестве же предметов отягощения применяют гири, гантели, набивные мячи, штанги и диски от штанг, мягкие отягощения, например: мешки с песком; утяжеленные жилеты, пояса, блочные и рычажные устройства и другие приспособления.
С помощью скоростных упражнений, применяемых в круговой тренировке, повышают частоту и скорость одиночных движений. Упражнения, направленные на развитие выносливости, повышают способность занимающихся противостоять утомлению и эффективно действовать при многократном выполнении упражнений, предусмотренных программой избранного вида спорта. При развитии ловкости в круговой тренировке повышается способность управлять координационной сложностью движений. В.А. Романенко и В.А. Максимович (1986) считают, что состав упражнений комплексов круговой тренировки зависит от решаемых задач, особенностей физической подготовленности, уровня спортивного мастерства, тренированности занимающихся и условий проведения занятий.
На занятиях по гимнастике важным в исследовании метода КТ является возможность комплексного развития физических качеств с помощью специально составленных комплексов упражнений, которым придают искусственно-циклический характер и направленно дозируют по методу интервальной и непрерывной работы. В комплексы КТ для начинающих следует включать упражнения, направленные не только на развитие быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых способностей, но и преимущественно на комплексные формы их проявления. Достаточная эффективность в целях обучения основам техники гимнастических упражнений была обнаружена при исследовании упражнений сопряженного воздействия, т.е. связанных с развитием двигательных способностей занимающихся и освоением техники гимнаста. Именно такая методика применения специально разработанных комплексов упражнений эффективно решает задачу обучения техники гимнастических упражнений в ограниченные сроки.
Однако следует отметить, что данные по использованию комплексов КТ на уроках по гимнастике в школе в доступной нам литературе представлены ограниченно. Анализ литературы показал необходимость разработки исследуемой проблемы в ходе педагогического эксперимента.
ГЛАВА 2. Общая характеристика организации экспериментальной работы
Условия организации экспериментальной работы
Экспериментальная работа по теме дипломного проекта проводилась в период 2 четверти 2011- 2012 учебного года на базе МОУ Косолаповской СОШ Целинного района.
Первоначальный этап эксперимента сводился к изучению и анализу литературных источников по различным аспектам исследуемой проблемы, определялась методика тестирования. Результатом данного этапа явилось написание обзора литературы по исследуемому вопросу, формулировка цели, задач исследования, подбор методов.
В соответствии с этим нами были сформулированы задачи и гипотеза исследования.
На следующем этапе для определения эффективности применения круговой тренировки на уроках по физической культуре в общеобразовательной школе был проведен сравнительный педагогический эксперимент.
Эксперимент проводился в условиях общеобразовательной школы в период 2 четверти, во время изучения раздела «Гимнастика» для учащихся 5-х классов.
В ходе эксперимента были организованы две группы: контрольная и экспериментальная (n=15), 5 девочек и 10 мальчиков. В контрольной группе (5а класс) учащиеся занимались по традиционной методике, в экспериментальной группе (5б) учащиеся выполняли специально разработанные комплексы круговой тренировки избирательного воздействия (приложение 1-4).
Физическую подготовленность учащихся характеризовали такие контрольные испытания как: бег 30 м, челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места, наклон вперед сидя на полу, подтягивание. Тестам предшествовал медицинский контроль, к тестированию не допускались дети, перенесшие инфекционные заболевания, включая острые респираторные. Результаты заносились в протокол.
Последним этапом являлась математическая обработка экспериментального материала, сопоставлялись и анализировались исходные и конечные данные экспериментальной и контрольной групп, просматривалась динамика развития показателей физической подготовленности учащихся.
Характеристика методов исследования
Выбор методов исследования осуществлялся в соответствии с целью, задачами и особенностями организации исследования.
Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования:
- изучение и анализ литературных источников;
- тестирование физической подготовленности;
- педагогический эксперимент;
- статическая обработка результатов исследования.
Изучение литературных источников
Анализ научно-методической литературы позволил определить теоретические предпосылки и задачи исследования, а также установить степень разработанности исследуемой проблемы. Анализу были подвергнуты материалы по вопросам сущности и методических особенностей метода «КТ», его вариантов, методике организации и применения на занятиях по физическому воспитанию.
2.4. Тестирование физической подготовленности
С целью оценки уровня физического развития экспериментальной и контрольной групп применялись следующие тесты. Результаты определялись согласно статистической обработке материалов.
1. Прыжок в длину с места. Проводится с целью определения уровня развития скоростно-силовых качеств. Соревнования лучше проводить на резиновой дорожке или на полу, где сделана разметка. Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки, приземляясь на обе ноги. Результаты засчитываются по пятке сзади стоящей ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Измерение производится с точностью до 1 см.
2. Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Проводится с целью определения уровня развития силовых качеств. И.п.: вис хватом сверху, ноги прямые. По команде «Упражнение начинай!» ученик подтягивается на перекладине до уровня подбородка и снова опускается на прямые руки. Учитель, убедившись в готовности участника, считает количество правильных повторений (подтягиваний). Если какая-либо попытка выполнена неправильно, ее не засчитывают. Например: если первые два подтягивания сделаны правильно, третья - неправильно, а четвертая снова правильно, то судья считает так: «Раз, два, не считать, три...» и т. д. Количество правильных выполнений идет в зачет. Маховые рывки и движения не разрешаются. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается.
Подтягивание из виса лежа (девочки). Для выполнения упражнения обычно используют навесные перекладины, которые на нужной высоте подвешивают на гимнастической стенке. Высота перекладины должна быть такой, чтобы участница, упираясь пятками в препятствие (приспособление на полу) и взявшись руками за перекладину (хватом сверху), могла, подтянувшись, «выйти» подбородком выше перекладины, не отрывая ноги от пола. Подтянувшись, таким образом, участница должна полностью выпрямить руки, зафиксировать это положение и начать следующее подтягивание. Подсчитывается количество правильно выполненных подтягиваний. Если какая-либо попытка выполнена неправильно, он произносит: «Не считать!» Например, если первые две попытки выполнены правильно, третья неправильно, а четвертая опять правильно, учитель считает так: «Раз, два, не считать, три» и т.д. В конце выполнения упражнения учитель объявляет результат.
3. Челночный бег 3х10 м. Проводится с целью определения уровня развития координационных способностей. В зале или на беговой дорожке отмеряется отрезок 10 м. В начале и конце отрезка чертят линии старта и финиша. На линии старта лежат два кубика. По команде «На старт!» участник подходит к линии старта и ставит вперед одну (толчковую) ногу. По команде «Внимание!» наклоняется вперед и берет один кубик. По команде «Марш!» бегут к линии финиша, кладут на нее кубик, возвращаются за вторым кубиком и пробегают за линию финиша. Секундомер включается по команде «Марш!» и выключается в момент касания второго кубика линии финиша. Бросать кубик и класть его перед линией финиша запрещается. Время фиксируют с точностью до 0,1 с.
4. Наклон вперед из положения сидя на полу. Выполняется с целью проверки гибкости позвоночника. На полу сделана разметка (временная или постоянная): горизонтальная линия (длиной 60-70 см) и вертикальная, которая делит горизонтальную пополам. На пересечении линий стоит отметка «О»; далее по вертикальной наносится разметка через 1 см: вверх — до 20-25 см, вниз — до 10-15 см. Результаты выше нулевой отметки засчитываются со знаком «+», ниже — со знаком «—». Перед выполнением упражнения участник (участница) садится на пол так, чтобы пятки находились рядом с горизонтальной линией, но не касались ее. Расстояние между пятками — 30-40 см (т.е. примерно на ширине плеч). Размеченная вертикальная линия должна находиться в середине между пятками. Для того чтобы во время наклонов участник не сгибал колени, два помощника судьи (они же судьи) фиксируют его колени, прижимая их к полу. По команде судьи участник делает три разминочных наклона, касаясь кончиками пальцев соединенных рук пола перед собой; четвертый наклон — зачетный. Измерение производится с точностью до 1 см.
5. Бег 30 м. Выполняется с целью проверки скоростных способностей. В забеге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с точностью до 0,1 с.
2.5.Педагогический эксперимент
Подбор комплекса упражнений круговой тренировки к конкретному уроку определялся основными задачами, стоящими на уроке.
В предлагаемых нами комплексах использовался принцип целенаправленного воздействия на специфические для гимнастики двигательные способности, с целью создания у учащихся специального фундамента для успешного овладения практическим материалом на уроках гимнастики.
Необходимым условием успешного их решения, прежде всего, являлось: четкая организация и продуманность действий учителя и учащихся; максимально возможная информативность учебного процесса. На специальном стенде (в спортивном зале) заранее вывешивались: график дежурства учащихся, положение об обязанностях дежурных, схемы-рисунки с указанием задач подготовительной части, перечень необходимого инвентаря, оборудования и порядок их расстановки перед уроком.
При планировании и проведении комплексов КТ особое внимание акцентировалось на последовательности его выполнения. В целях предупреждения ошибок заранее обращалось внимание учащихся на самые трудные элементы того или иного упражнения, входящего в комплекс.
Основу комплексов КТ составили упражнения, выполнение которых предполагало как всестороннее воздействие на весь организм занимающихся, так и развитие специальных физических качеств.
Двигательная структура этих упражнений по форме и содержанию была близка к основным гимнастическим упражнениям. По мере их усвоения комплекс включал упражнения с использованием дополнительного и специального оборудования: подвесные мячи, гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, тренажеры и др.
Регулирование нагрузки при выполнении комплексов осуществлялось за счет увеличения или уменьшения: количества упражнений, дозировки выполнения комплекса в целом, продолжительности каждого отдельного упражнения, заданной эффективности (медленном, среднем, быстром темпе). Доза нагрузки определялась параметрами объема и интенсивности. Интенсивность физической нагрузки характеризовалась показателями вегетативных систем организма, в частности ЧСС (чем выше интенсивность нагрузки, тем больше ЧСС).
Таблица 1
Зоны интенсивности физической нагрузки
Зоны ЧСС, уд/мин Интенсивность нагрузки
1 до 130 Малая
2 130 – 150 Умеренная
3 150 – 165 Средняя
4 165 – 180 Большая
5 свыше 180 Максимальная
Учащимся в основной части урока предлагалось выполнить каждый комплекс 2 раза. Причем, обязательным было требование: первый раз выполнить в медленном темпе (с целью опробования входящих в комплексе упражнений). Особое внимание обращалось на правильное выполнение гимнастических упражнений, а также на четкость переключения с одного действия на другое. Второй раз комплекс выполнялся в быстром темпе, максимально возможном для каждого учащегося, но с соблюдением строгого самоконтроля за техникой движения. Рациональному регулированию нагрузки способствовало и постепенное (по мере адаптации организма) повышение высоты специального и дополнительного оборудования.
ГЛАВА 3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
В целях объективной оценки эффективности применения разработанных комплексов круговой тренировки на занятиях по гимнастике в общеобразовательной школе проводилось исследование показателей физической подготовленности занимающихся в период проведения педагогического эксперимента.
Для оценки физического состояния учащихся необходимо измерить уровень развития у них быстроты, гибкости, скоростно- силовых качеств, силы, ловкости. Этого набора физических качеств достаточно чтобы судить о физической подготовленности учеников.
Проведенные исследования показали, что на начальном этапе уровень развития двигательных качеств учащихся контрольной и экспериментальной группы, как у девочек, так и у мальчиков существенно не различался /ПРИЛОЖЕНИЕ 5, 7/.
Завершив экспериментальную работу, нами были проведены повторные исследования по физической подготовленности учащихся.
После проведенного тестирования испытуемых была выявлена динамика физической подготовленности по исследуемым физическим качествам /ПРИЛОЖЕНИЕ 6/.

Рис 2 . Динамика физической подготовленности девочек пятых классов в беге на 30 метров.
На рисунке 2 показана динамика физической подготовленности девочек пятых классов в беге на 30 метров. Средний показатель девочек КГ до эксперимента составил 6,1 сек., после – 6,0 сек. В ЭГ данный показатель улучшился с 6,02 сек. до 5,96 сек. соответственно. Можно отметить положительную динамику результатов бега на 30 метров в обеих группах. Достоверность различий не отмечена.

Рис 3 . Динамика физической подготовленности мальчиков пятых классов в беге на 30 метров.
У юношей КГ до эксперимента результат составил 5,9 сек., после 5,7 –сек. В ЭГ данный показатель улучшился с 5,6 сек. до 5,53 сек. соответственно. Достоверность не выявлена.

Рис. 4. Сравнительные показатели девочек пятых классов в прыжке в длину с места.
Прирост результатов в прыжке в длину с места у девочек, в контрольной и экспериментальной группе не значительный и составил 1 см., что статистически не достоверно при р< 0,05.

Рис. 5. Сравнительные показатели мальчиков пятых классов в прыжке в длину с места.
Прирост результатов в прыжке в длину с места у мальчиков, в контрольной и экспериментальной группе не значительный и составил 1 см., что статистически не достоверно при р< 0,05.

Рис.6. Сравнительные показатели девочек пятых классов в челночном беге 3x10 м.
Сравнивая исходные и конечные данные девочек в челночном беге, приходим к выводу, что средние показатели в контрольной группе улучшились на 0,12 секунд, в экспериментальной группе на 0,8 секунды, результаты статистически не достоверны при р< 0,05.

Рис.7. Сравнительные показатели мальчиков пятых классов в челночном беге 3x10 м.
Сравнивая результаты мальчиков в челночном беге, приходим к выводу, что средние показатели в контрольной группе улучшились на 0,1 секунду, в экспериментальной группе на 0,5 секунды, результаты статистически не достоверны при р< 0,05.

Рис .8. Сравнительные показатели девочек пятых классов в подтягивании.
Полученные итоговые данные девочек в подтягивании, свидетельствуют о положительных сдвигах, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, так в КГ средний результат повысился на 1 раз, а в ЭГ на 3 раза, что статистически достоверно при р< 0,05.

Рис .9. Сравнительные показатели мальчиков пятых классов в подтягивании.
Сравнивая результаты мальчиков в подтягивании, приходим к выводу, что средние показатели в контрольной группе улучшились на 1 раз, в экспериментальной группе на 3 раза, результаты статистически достоверны при р< 0,05.

Рис. 10. Сравнительные показатели девочек пятых классов в наклоне вперед из положения сидя на полу.
Результаты девочек в наклоне вперед из положения сидя на полу, в контрольной группе увеличились на 1,2 сантиметра в экспериментальной группе на 3 сантиметра. Результаты статистически достоверны при р< 0,05.

Рис. 11. Сравнительные показатели мальчиков пятых классов в наклоне вперед из положения сидя на полу.
Результаты мальчиков в наклоне вперед из положения сидя на полу, в контрольной группе увеличились на 0,9 сантиметра в экспериментальной группе на 1,2 сантиметра. Результаты статистически достоверны при р< 0,05.
Полученные итоговые данные проведенного исследования физических качеств учащихся общеобразовательной школы свидетельствуют о достоверных положительных сдвигах (подтягивание, наклон вперед из положения сидя на полу, челночный бег 3x 10 м.) и об эффективности применения круговой тренировки на уроках гимнастики.
выводы
1. Анализ специальной научной литературы по исследуемой проблеме показал, что круговой метод тренировки является востребованной организационно-методической формой применения физических упражнений, направленной на комплексное развитие физических качеств занимающихся.
2. В результате проведенного педагогического эксперимента была выявлена динамика физической подготовленности учащихся пятых классов, которая оказалась положительной во всех тестовых упражнениях. В тестах бег 30 м, челночный бег (мальчики),прыжок в длину с места у испытуемых ЭГ наблюдается незначительное улучшение результатов. В тесте подтягивание результаты повысились с 13,6 до 16,2 раза у девочек и с 3,8 до 5 раз у мальчиков. В тесте челночный бег (девочки) результат улучшился с 9,7 до 8,9 с. В упражнении наклон вперед результаты изменились у девочек 12 см до 14,8 см, у мальчиков с 6,8 см до 8 см. В данных тестах наблюдается достоверность различий.
3. В ходе исследования были разработаны комплексы упражнений для круговой тренировки, используемые на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, максимально отвечающие требованиям программного материала.
Список литературы
Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований в физическомвоспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура культура и спорт, 1978.
Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 1. ‑ С. 23‑26.
Бондаревский, Е.Я. Информативность тестов,используемых для характеристики физической подготовленностичеловека / Е.Я. Бондаревский, Ю.Г. Данилов и др. // Теория и практика физической культуры. – 1983. - № 1. – С .23 – 25.
Бубэ, X. Тесты в спортивной практике / Х. Бубэ, Г. Фэк и др. – М.: Физкультура культура и спорт, 1968. – 165 с.
Гавердовский, Ю.К. Программное обучение по физической подготовке по круговому методу тренировки / Ю.К. Гавердовский, В.Н. Лисицкий // Теория и практика физической культуры. – 1981 - № 8. – С. 12-16.
Григорович, Е.С. Исследование эффективности круговойтренировки / Е.С. Григорович, В.Н. Кряж. – Минск.: Высшая школа, 1977. – 98 с.
Горохова М. В. «Круговая тренировка» как метод коррекции и двигательных нарушений у старших дошкольников. Школа: Образование, интеграция. 2006.-156 с.
Гужаловский, А.А. Физическое воспитание школьников в критическиепериоды развития / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 1977. - № 7. – С. 44-47.
Гуревич, И.А. 1500 упражнений для моделирования круговойтренировки / И.А. Гуревич. – Минск.: Высшая школа, 1980. – 304 с.
Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А. Гуревич. – Минск.: Высшая школа, 1985. – 254 с.
Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 120 с.
Кряж, В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов / В.Н. Кряж. – Минск.: Высшая школа, 1982. – 120 с.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник.- 2-е изд., испр./ Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2004.-464 с.
Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2003. 224 с.
Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В.И. Лях. – М.: Аст, 1998. – 272 с.
Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.
Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. М.,2001. 128 с.
Михайлов, В.А., Хайкин Л.В. Организационно-методические основы поточно-круговой формы проведения учебного процесса по физическому воспитанию со студентами ВУЗа / В.А. Михайлов, Л.В. Хайкин // Теория и практика физической культуры. – 1985. - № 7. – С. 42-44.
Никитин, В.И. Оценка двигательной подготовленности школьников / В.И. Никитин. – Физкультура и спорт. – 1982. - № 7. – С. 19-21.
Программа по физическому воспитанию учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы / Лях В.И., Мейксон Г.Б. – М., 1993. – 40 с.
Романенко, В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В.А. Романенко, В.А. Максимович. – М.: Физкультура культура и спорт, 1986. – 143 с.
Солонкин А.А. Технология применения круговой тренировки на учебных занятиях: Автореф. дисканд. пед. наук. - Смоленск: СГИФК, 2002. - 23 с.
Травин, Ю.Г. Круговая тренировка в общей всесторонней физической подготовке студентов / Ю.Г. Травин, Н.Л. Кондратьева, С.П. Норкус // Методич. разработки для слушателей ФПК. – М., 1993. – 43 с.
Тютюков, В.Г. Выпускная квалификационная работа в высшей физкультурной школе: Учебное пособие. – Хабаровск: ХГИФК, 1998. – 125 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – 2-е изд; испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
Хомякова Т.И. Физическое воспитание и культура: Учебник для педагогических лицеев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Чунин, В.В. Комплексно-круговая форма занятий по физическому воспитанию в ВУЗе / В.В. Чунин, В.П. Филенен // Теория и практика физической культуры. – 1972 - № 10. – С. 58-62.
Шарманова С.Б., Федоров А.И., Черепов Е.А. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 120 с.
Школьникова И. В. Развитие прыгучести по принципу круговой тренировки. // Физическая культура в школе. ‑ 2003. ‑ № 8. ‑ С. 39‑40.
Шолих, М. Круговая тренировка / М. Шолих. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 174 с.