конспект урока по теме:Социализация и воспитание.
Тема урока: Социализация и воспитание.
Цели урока: познакомить учащихся с процессом социализации, показать роль воспитания в формировании личности.
ТСО: презентация, карточки со словами,
Ход урока:
I.
1. организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок.
Обучающая структура КЛОК БАДДИС.
Откройте тетради и нарисуйте часы. Затем на 3,6,9, и 12 часах. Найдите себе партнеров и запишите тех, с кем бы вы хотели встретиться в течение урока и обсудить различные вопросы.
2. Проверка домашнего задания по теме: потребности.
Обучающая структура- сте зе класс- репродуктивные вопросы для повторения домашнего задания:
1. За 1минуту запишите как можно больше потребностей человека.
2. Прочертите линию после вашего последнего ответа.
3. В течение 2 минут двигайтесь по комнате, чтобы записать больше идей других участников, под последней записью подведите черту.
4. Вернувшись на места, обговорите за столом друг с другом, дополните записи. Если попадаются одинаковые –отметьте галочкой.
5. учащиеся под № 4 зачитывают общекомандный результат. Идет обсуждение.
Подпишите листочки – дежурный собирает и складывает на стол
Ребята, внимание на экран слайды № 4-10
Об удовлетворении каких способностей идет речь?
II. Изучение новой темы.
-открываем тетради ,пишем число, тему урока « Социализация и воспитание» (слайд №12)
Найдите и прочитайте в учебнике определение «социализация», «социальная роль», «культурные нормы».
Термины «социальная роль» и «культурные нормы» связаны с превращением человека в личность.
Каждая роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения.
Давайте приведем примеры.
Роли связаны между собой правами, обязанностями, отношениями.
Социализация проходит всю человеческую жизнь, через все стадии жизненного цикла.
Внимание на экран: слайд№16,17 –стадии жизненного цикла: Рождение, детство, юность, зрелость, старость.
До глубокой старости человек осваивает не одну ,а целое множество ролей, продвигаясь по служебной и карьерной лестнице, меняя взгляды на жизнь, вкусы, правила поведения, роли, таким образом превращаясь из существа биологического в существо социальное.
70% человеческой личности формируется в возрасте до 5 лет, в детстве. Это фундамент.
Пример: в Японии детям до 5 лет почти ничего не запрещают. Но потом- требуют и спрашивают, спрашивают и требуют. Домашнее задание дети готовят в специальной клетке, и пока полностью его не сделают, их оттуда не выпускают.
Социализация возможна только в обществе.
Воспитание-часть процесса социализации.( Внимание на экран: слайд № 18)
Определяется обществом и выражается в форме культурных норм, бытовых правил и ценностей и идеалов – запись в тетради схемы
Воспитание состоит из:
1)целенаправленного привития наперед заданных свойств;
2) стихийного усвоения культурных норм.
Ребята, вы на прошлом уроке получили задание: найти пословицы и поговорки, высказывания о воспитании. (приложение 3)
Обучающая структура- Клок Баддис
Найдите своего партнера на 9 часах и обговорите с ним домашнее задание, высказывания, поговорки и пословицы.
Почему вы выбрали эти высказывания? Чем они привлекли ваше внимание?
Что нового вы узнали о воспитании. ОТВЕЧАЕТ ПАРА, НАЧИНАЕТ ТОТ У КОГО ГЛАЗА КАРИЕ, КТО ВЫШЕ, У КОГО СВЕТЛЕЕ ВОЛОСЫ, У КОГО ДЛИННЕЕ ВОЛОСЫ и т.д.
III. Закрепление изученного.
Подумайте и составьте ролевой набор мальчики для девочек, а девочки для мальчиков т.е. какие социальные роли в течение жизни придется освоить каждому из вас?( приложение 2)
А теперь перед каждой ролью напишите прилагательное, каким бы вы хотели видеть человека в этой роли?( например, верный друг, добрый дедушка и т.д.)
Можно ли научиться этим ролям? ( Эти роли нужно осваивать в течение жизни и воспитываются окружением. Человек вынужден учится на своих ошибках и исправлять их).
Обучающая структура – тик-тэк-тоу (приложение 1)
1. Перемешайте листочки со словами и разложите их в формате 3Х3.
2. каждый член команды составляет три предложения, используя три слова на одной линии( по горизонтали, вертикали).
3. желающие зачитывают получившиеся предложения
IV. Оценивание
V. Домашнее задание параграф 7 читать.
на вопросы в конце параграфа.
Приложение 1
Воспитание
Поведение
Мораль
Ценность
Коллеги
Родители
Роль
Норма
Обычай
Правило
Детство
Юность
Зрелость
Старость
Подражание
Приложение 2
Набор социальных ролей, которые будет необходимо освоить в течение жизни
Для мальчиков
Для девочек
Приложение 3
Пословицы, поговорки и высказывания о воспитании
Научи ребенка какому-нибудь ремеслу, иначе он будет несчастным (груз.).
От плохого семени плохой плод (тадж.)
Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой (тат.).
Хочешь жениться на девушке - сначала познакомься с ее матерью (тат.).
Кто свою мать уважает, чужую не обругает (азерб).
Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи. Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки – нищенствуют (япон.).
Кого любят, того и наказывают.
Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус.).
Лучше плакать в детстве, чем в старости.
Кто не осушит слез ребенка, будет плакать сам (афр.).
К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, т.е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного примера (Ювенал).
Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах (Петроний).
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет - потребует жертв. (П. Буаст).
Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.П. Чехов).
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить (А. Дистервег).
Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать (Бичер-Стоу).
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым (Б. Франклин).
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании (Ф. Искандер).
У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим (Ж. Лабрюйер).
Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Это несоответствие и несправедливость возмещают им собственные дети (Д. Еремич).
У человека в гневе открывается рот, и закрываются глаза (Катон).
Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство (Уэйтли).
Лучшее, что отец может сделать для своих детей - это любить их мать (Неизвестный автор).
Чтение для ума, что физкультура для тела (Аддисон).
Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает (Фромм).
В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство (Г. Гегель).
Стремление создать счастливую жизнь ребенку баловством с младенческих лет, пожалуй, неблагоразумно (В. Гюго).
Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И. Кант).
Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей (Питтак).
Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них (Я. Райнис).
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.-Ж. Руссо).
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим (Ж.-Ж. Руссо).
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,- это приучить его не встречать ни в чем отказа (Ж.-Ж. Руссо).
Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети (В.А. Сухомлинский).
Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет (П. Буаст).
Воспитатель, сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника (В.И. Даль).
Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями (М.И. Драгоманов).
Тот, кто мало знает, малому может и учить (Я. Коменский).
Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности - значит лишиться всякого их доверия и уважения (Ж. Лабрюйер).
Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни (К.Д. Ушинский).
Цель обучения ребенка состоит в том, .чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя (Э. Хаббард).v Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан (Ф. Честерфилд).
Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек (Эпиктет).
Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все теперь кончилось! - не тут-то было: только что начинается!..» (М.Ю. Лермонтов).
Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит ты воспитатель (Ш. Летурно).
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя (А.Н. Острогорский).
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома (А.С. Макаренко).
Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства (В.А. Сухомлинский).
Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего возраста (В.М. Бехтерев).
С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей (В.А. Сухомлинский).
Могут быть, умные юноши и глупые старики. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа (Демокрит).
Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью - самое отвратительное явление в человеке (К.Д. Ушинский).
Нет более мучительного наказания, чем не быть наказанным (Акутагава Рюноскэ).
Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой (Эзоп).
Если строгость и приводит к исцелению от скверной наклонности, то этот результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего и более опасного недуга - душевной пришибленности (Д. Локк).
Сначала убедись, а потом уж убеждай (К.С. Станиславский).
Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети (Л.Н.Толстой).
Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой (Л.Н. Толстой).
Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания (Т Карлейль).