Применение игровых методов в организации современного урока ОБЖ в 5- х классах в рамках модуля «Основы безопасности личности, общества и государства»
Применение игровых методов в организации современного урока ОБЖ в 5- х классах в рамках модуля «Основы безопасности личности, общества и государства»
В условиях современного мира, особенно последние десятилетия, крайне остро встают вопросы личной безопасности человека. Наряду с опасными и чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, все чаще заявляют о себе опасности социального типа – проявление экстремистской и террористической деятельности, как в отдельных странах, так и в мировом сообществе в целом. Основы безопасности жизнедеятельности – это единственный учебный предмет в программе современного школьника, который развивает навыки безопасного поведения в таких экстремальных ситуациях. Изложенный в учебнике теоретический материал по данной тематике, обширен и не всегда доступен для усвоения учениками, особенно 5 –х классов. Поэтому как альтернативный, и более эффективный метод обучения используется игра, в ходе которой ненавязчиво осваиваются знания, закрепляется пройденный материал, реализуется инновационный принцип педагогики - «равный обучает равного», что позволяет обучающимся укрепить базу собственных знаний. «Обучать – значит вдвойне учиться» Жозеф Жубер.
На практике это выглядит следующим образом. В начале урока класс разбивается на команды. Деление детей на несколько маленьких групп позволяет эффективно провести урок, поскольку в работе малой группы участвовать приходится всем. Здесь подойдут различные способы распределения. Самое простое разделить детей в соответствие с временами года (ученики объединяются по признаку кто родился в данное время года), или по списку по 5 человек. Важным моментом на данном этапе является то, что именно учитель делит детей, тем самым даёт им возможность поработать в группе не с тем, с кем хочется, а с тем, с кем выпал шанс. Такой подход позволяет «вырвать» подростков из их привычной «зоны комфорта», что способствует развитию коммуникативных навыков, приобретению опыта общения и взаимодействия с другими. Ещё одним способом деления на группы является раздача обучающимся непосредственно перед уроком комплекта разноцветных листочков, по количеству команд, например: жёлтый, зелёный, красный, синий, розовый, фиолетовый - также в произвольном порядке. Далее ученикам предлагается занять места в соответствии со своей командой. Ну и теперь возможно использование различных игровых форм: разгадывание кроссвордов, обсуждение проблемных ситуаций, творческие задания, игра «Крестики - нолики». Поделенные на команды дети выполняют последовательно задания, получая баллы. В разгадывании кроссворда могут участвовать все команды одновременно. Из чьей группы ученик первым поднимет руку, у того и будет возможность первым ответить на вопрос и заработать баллы. При работе с проблемными ситуациями, каждой команде выдаются листочки с ситуациями. Задача игроков состоит в том, чтобы посовещавшись, дать правильный ответ, озвучив его всему классу. Творческие задания- это вид игровой деятельности, который обучающиеся готовят самостоятельно, а затем представляют, возможно, в виде проектов, и защищают их. Игра «Крестики – нолики» пользуется у обучающихся большой популярностью, поскольку правила игры просты, известны всем. На доске чертится поле из 9- ти секторов. Каждый сектор пронумерован. Под каждым номером скрывается вопрос (сектора нумеруются вразнобой). В этом случае класс делится на две команды: команду «Крестиков», команду «Ноликов». Команды по очереди выбирают свободные клетки (секторы) поля, под которыми скрываются вопросы. Правильно ответив на вопрос, ставят в поле свой знак (крестик или нолик). Команда, выстроившая в ряд 3 свои фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. В данном случае в ходе игры необходимо не только превзойти соперника в смекалке, но и ещё обладать запасом знаний, необходимым для победы.
Немаловажным моментом при проведении уроков в игровой форме является поддержание дисциплины и порядка во время занятия. Дети увлекаются, эмоционально реагируя на успехи своей команды, в результате в классе возникает беспорядок во время учебного процесса, проведение урока под угрозой срыва. Для поддержания дисциплины применяются штрафные санкций - за неспортивное поведение команде снимаются баллы, либо назначаются штрафные, что влияет на конечный результат игры.
Ниже приведён методический материал, используемый на практике.
Для закрепления учебного материала в рамках раздела 3 «Основы противодействий экстремизму и терроризму в РФ» по теме «Антиобщественное поведение и его опасность» разработано занятие, включающееся в себя разгадывание кроссворда, который охватывает также темы - опасные ситуации природного и техногенного характера, и коллективное обсуждение проблемных ситуаций в группах.
Кроссворд
«Опасные ситуации природного, техногенного, социального характера»
8
3
м
10
5
г
о
л
о
л
е
д
2
п
р
т
м
о
а
е
7
в
о
д
и
т
е
л
ь
1
б
л
ш
6
о
в
и
ь
б
е
з
о
п
а
с
н
о
с
т
ь
4
н
о
а
р
е
х
у
л
и
г
а
н
ж
л
и
а
ь
к
9
г
р
о
з
а
Преступник, тайно похищает чужое имущество (вор)
Преступник, похищает чужое имущество путём обмана (мошенник)
Преступник, открыто похищает чужое имущество (грабитель)
Грубо нарушает общественный порядок (хулиган)
Толстый слой льда, образуется на предметах и земной поверхности (гололёд)
Неконтролируемый процесс горения, который может привести к потере материальных ценностей, гибели людей (пожар)
Лицо, управляющее транспортным средством, а также погонщик вьючных и верховых животных (водитель)
Перенос снега ветром над землёй (метель)
Бурное ненастье с громом и молнией (гроза)
Разделяет встречные потоки транспорта (разделительная полоса)
Пример проблемных ситуаций для обсуждений в группе.
Вы возвращаетесь домой из школы. Поднявшись на свою площадку, вы замечаете, что дверь вашей квартиры приоткрыта. Из- за двери раздаются чужие голоса. Ваши действия?
Вы заходите в подъезд, направляетесь к лифту, вслед за вами в подъезд заходит незнакомый человек. Ваши действия?
Вы находитесь, дома один, в дверь позвонили. Оказалось, что эта звонит женщина и просит дать воды для её маленького ребёнка. Что Вы предпримите?
Вы задержались у друга – смотрели интересный фильм. На улице стемнело. До Вашего дома далеко. Ваши действия?
Верно ли утверждение, что с незнакомыми людьми разговаривать нельзя? Обоснуйте ответ.
Можно ли принимать предложения и подарки от незнакомых людей? Обоснуйте ответ.
Незнакомый человек на улице просит Вас оказать ему помощь. Ваши действия.
Около лифта в подъезде стоит незнакомый человек. Что будете делать?
В дверь позвонил незнакомый человек, представился знакомым твоих родственников (мамы, папы, тёти, дяди). Ваши действия.
В дверь позвонил незнакомый человек, представился (назвал свою фамилию) и сообщил, что ему дали этот адрес.
Вам позвонил по телефону незнакомый человек, спросил, как Вас зовут и какой Ваш домашний адрес. Ваши действия.
Нужно ли открывать дверь, если люди, в неё позвонившие представляются работниками коммунальных услуг, полиции почты, при этом Вы один дома?
Незнакомый человек на улице представился другом твоих родственников или родителей. Можно ли его пригласить домой?
Во время возращения домой из спортивной школы, или с кружка Вам показалось, что вас кто-то преследует. Как будете действовать.
Если возле Вас остановилась машина, и водитель попросили показать дорогу, как будете действовать?
Незнакомый человек позвонил в твою дверь и попросил воспользоваться телефоном для вызова полиции или «скорой помощи». Ваши действия?
Если на Вас произошло нападение в лифте, что будете делать?
Вы гуляете с друзьями в парке, к вам подошёл мужчина в состоянии алкогольного опьянения. Стал высказывать свои претензии по поводу вашего поведения. Ваши действия?
Вы заехали с родителями в торговый центр. Проходя по торговой площади, вы заметили, что группа молодых людей, кинули зажжённую петарду в мусорный бак. Ваши действия?
На центральной площади города проводится праздничное мероприятие (концерт), территория оцеплена. Вы со своими друзьями решили посетить это мероприятие. Во время концерта, кто – то в толпе начинает массовую драку, люди испугавшись, начинают покидать это место, около выхода образовалась давка. Вы с друзьями тоже хотите уйти. Как собираетесь действовать в данной ситуации
В целях отработки навыков безопасного поведения при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации социального характера- (террористический акт), урок - закрепление проводится в виде заранее подготовленных обучающимися творческих заданий и представленных ими в виде сценок, плакатов, памяток для своих одноклассников на следующую тематику:
признаки, свидетельствующие о взрыве;
правила поведения при обнаружении бесхозной вещи;
если взрыв произошёл - Вы остались живы;
правила поведения в случае захвата Вас в заложники;
правила личной безопасности при силовом освобождении заложников
Учитель ОБЖ
МБОУ - гимназии № 19 г. Орла
Королева Оксана Александровна