Основные этапы и содержание коррекционно-логопедической работы при моторной алалии.
Основные этапы и содержание коррекционно-логопедической работы при моторной алалии.
Логопедическая работа может быть эффективна только в том случае, если ведется систематически и комплексно на фоне активного медикаментозного и физиотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (невропатологом, психиатром).
Логопедическая работа при моторной алалии должна быть направлена на коррекцию психического развития ребенка, формирование всех ее сторон фонетико-фонематической, лексической и грамматической, развитие связной речи и обучение детей грамоте.
При моторной алалии ребенку всегда ставится диагноз ОНР. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий:
соблюдение режима дня,
закаливание организма, водные процедуры
физиотерапия,
физическое воспитание,
массаж,
лечебная гимнастика, ритмика,
развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений.
игры с пением и музыкальным сопровождением. Малыш учится слушать песенки, понимать их содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием.
необходимо также тренировать ребенка в равновесии, формировать у него так называемую перекрестную координацию движений.
Ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы.
Для успешной коррекционной работы с детьми, страдающими алалией, очень важна квалифицированная педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного логопедического воздействия.
Работа по развитию речи идет параллельно с развитием ее психологической базы: формирование зрительного, слухового, тактильного восприятия. Важно научить ребенка соотносить предмет с его контурным изображением путем наложения (доски Сегена); научить составлять предмет из составных частей различного количества; научить различать звуки по звуковым высотным характеристикам на материале звучащих игрушек; научить определять направление звучания на материале звучащих игрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик, трещотка); научить узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактуре, величине, форме.
Развитие памяти: важно: довести объем кратковременной памяти приблизительно до 7-9 элементов, слуховой до 7 элементов. Научить запоминать в определенном порядке количество элементов (в зависимости от возраста обследуемого) на материале предметных картинок, геометрических форм, цифр, серий слов.
Развитие мышления (3-5 лет) : важно: научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки). Используются предметы одного вида; научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы все желтое). Родовидовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое не мое», «Раздели на группы»). Логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»). Научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: по размеру, по высоте; по длине; по насыщению цвета (от ярко-красного к розовому). Если своевременно начать комплексную коррекционную работу, вести ее систематически, то в некоторых случаях возможно практически полная речевая реабилитация ребенка к 7-8 годам, что дает ему возможность посещать общеобразовательную школу.
15