Урок по русскому языку для 2 класса на тему Имя собственное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верещагинская санаторная школа – интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» Пермского края
Урок по русскому языкудля 2 класса«Имя собственное»
Авторская разработка
учителя начальных классов
Кутявиной Натальи Николаевны
г. Верещагино
2016
Тема урока: «Закрепление по теме «Имена собственные»
Тип урока: урок закрепления знаний
Задачи урока:
Предметные: способствовать закреплению знаний о правописании большой буквы в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных, названиях городов; развивать у учащихся умения находить в тексте собственные имена существительные и аргументировать написание в них большой буквы;
Личностные:
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу,
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Контроль своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания;
Познавательные:
-умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Понимание и преобразование информации. Применение и представление информации.
Коммуникативные:
- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
6. Методы обучения: продуктивный, объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый
7. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, работа в группах.
8. Средства обучения: карточки, мультимедийная презентация.
Ход:
1.Орг.момент:
- Ребята, как и полагается гостям, я на урок пришла к вам не с пустыми руками, а принесла подарок (горшок с цветком). Цветок можно смело убрать и горшку найти новое применение, т.е. преобразовать его в другой предмет. Какой? (ваза, шляпа,)
- Для чего человеку нужна шляпа? (защита от ветра, холода, солнца).
2. Актуализация знаний. Темо- и целеполагание.
В мире ставят памятники не только шляпам, но литературным героям, которые никогда не расставались со своими шляпами. Давайте рассмотрим эти памятники и обратим внимание на надписи к ним.
Слайды.
1. Памятник Оле-Лукойе город Мытищи Московской области.
2. Памятник Емеле в Наро-Фоминске
3. Памятник старухе Шапокляк в Саранске, Россия
- Как написано большинство слов?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока русского языка?
- Вы уже эту тему проходили. Испытываете ли вы затруднения в написании имён собственных?
Задание
Работа в парах. Выберите нужную букву.
1. Прогноз погоды в (ш, Ш) ляпниках (п, П).ермского края.
2. Мастера, изготовляющего шляпы, называют (ш, Ш) ляпником.
3. Птица (о, О) рёл села на шляпу. Я живу в (о, О) рёл.
4. Ирина (ш, Ш) ляпникова нашла (ш, Ш) ляпку гриба.
5. Как понимаете смысл старинной поговорки: «Безумен, как шляпник»?
А) Шляпниками, в старину, чаще всего работали безумцы, потому что их больше никуда не брали на работу.
Б) Когда-то при изготовлении шляп использовалась ртуть, ядовитое вещество, из-за испарений которого, шляпники действительно теряли рассудок.
Проверка (слайд).
Рефлексия:
Без ошибок - «Я – Молодец!» – 5 баллов
1 ошибка - «У меня всё хорошо!» - 4 балла
2 ошибки - «Ещё чуть-чуть..!» - 3 балла
3 – 4 ошибки - «Подтянусь и догоню! – 1-2 балла Слайд.
- Поднимите руку, кто испытал трудности?
- Какая будет цель нашего урока?
3. Работа по теме.
- Скажите, а что называют именами собственными?
Слайд.
- А знаете ли вы, что в одном российском городе создали памятник шляпе. Кто-нибудь знает название города?
Слайд
Анапа.
Расположение на карте (слайд).
- Чем интересно расположение этого города? (у Чёрного моря)
- Через месяц наступает лето. Представьте, что родители предложили вам выбрать место для отдыха. Вы решили выбрать Анапу и вам нужно убедить родителей (написать 3 аргумента). Для этого вам необходимо познакомиться с достопримечательностями Анапы
- Сейчас я вам предлагаю познакомиться с некоторыми достопримечательностями этого города.
Что бы посетить большее количество достопримечательностей. Предлагаю работать по группам.
1 группа знакомится с памятником Айболиту.
2 группа отправляется в рыцарский замок «Львиная голова»
3 группа рассматривает памятник Белой шляпе.
4 группа – планетарий.
5 группа - Памятник Белой шляпе.
6 группа- Зоопарк “Мадагаскар”
- С чего начинается знакомство любым памятником?
1. Рассмотреть фото памятника.
Часто рядом с памятником расположена информация – история возникновения.
2. Познакомиться с информацией.
3. Обсудить, что интересного узнали.
Такая информация всегда содержит имена собственные.
4. Подчеркнуть имена собственные, объяснить написание.
План (на слайде)
- Итак, какая группа отправляется к памятнику Айболиту и т.д. (раздаю фотографии и тексты)
4. Работа в группах.
Памятник доктору Айболиту в Анапе
Расположился памятник непосредственно на улице Калинина. Создал памятник доктору Айболиту скульптор Юрий Рысин.
Автор бронзовой скульптуры – архитектор Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Айболит станет символов всех отдыхающих, которые приехали в Анапу в санатории, чтобы улучшить состояние здоровья. Отдых на побережье будет очень полезен для здоровья. В древности ценились лечебные свойства воды и морского воздуха на побережье.
Замок «Львиная голова»
Неподалеку от города Анапа в тихой долине крошечного поселка Сукко расположен величавый рыцарский замок «Львиная голова». Много-много лет назад его построили специально, чтобы проводить рыцарские турниры. Здесь, среди зубчатых стен, ворот и бастионов проводятся театрализованные представления с шутами, танцовщицами и огненными шоу.
Памятник Белой шляпе.
16 сентября 2007 в Анапе на аллее парка «30-летия Победы» был торжественно открыт необычный памятник Белой шляпе. Горожане запомнили строки из песни исполнителя Аркадия Северного «Надену я белую шляпу, поеду в город Анапу», и решили, что белая шляпа символ, как города, так и отдыха.
Идея установить памятник белой шляпе пришла архитектору Сергею Ромахину, а взялся реализовать задумку скульптор Василий Поляков. Вместо постамента для шляпы был найден огромный валун, никакой специальной обработке он не подвергался, только может быть просто помыли. По центру валуна закреплены буквы, образующие фразу «та самая белая шляпа».
Памятник белая шляпа выполнен из белого мрамора, но также его натерли специальным пчелиным воском, чтобы он не терял блеск из-за воздействия погодных условий.
Планетарий
В Детском парке Анапы, на Пионерском проспекте расположился планетарий.
Высота планетария составляет 6,5 м, диаметр - 10 метров. Одновременно в здании смогут разместиться до 50 человек.
В планетарии астроном вам обязательно расскажет о Лисичке. Лисичка созвездие северного полушария, в котором 45 звёзд видимых невооруженным глазом.
Зоопарк “Мадагаскар”
Город-курорт Анапа, в основном, детская здравница. Поэтому в городе много зоопарков, один из них расположен в парке Победы и называется “Мадагаскар”.
В зоопарке “Мадагаскар” можно полюбоваться яркой раскраской попугаев, которые прыгают по жердочкам, висят вниз головой в клетках, кричат, свистят, передразнивают людей. Есть в зоопарке мини-лошадки и другие экзотические животные.
Кстати, фотографирование и видеозапись на территории парка разрешается бесплатно.
Недалеко от Анапы, буквально на месте произошедших событий, установлен мемориал солдатам/морякам (морская пехота, если быть точнее) сражавшимся за свободу Анапы. 1 мая 1943 года два подразделения морских пехотинцев приняли не равный бой с фашистами. В таких ситуациях
Аллея Славы В Анапе есть место, где всегда горит огонь, всегда лежат свежие цветы – это Аллея Славы. В центре Аллеи стоит мемориал погибшим в Гражданскую и Великую Отечественную Войну, в рамках которого также стоит памятник Калинину Д.С.
История рассказывает о том, как 1 мая 1943 года два подразделения морских пехотинцев приняли не равный бой с фашистами. Каждый из бойцов, что оказался в окружении, потратил каждый патрон. Не выжил ни один боец. Последним был капитан Калинин Д.С. И когда фашисты попытались взять его в плен последнего, он подпустил к себе несколько фашистов, а потом бросил себе под ноги последнюю гранату, захватив с собой еще несколько врагов.
Проверка. Выступление групп, обсуждение.
6. Закрепление.
Ребята решили позвать Петю поиграть в футбол и отправили ему SMS сообщение.
На слайде:
Приходи, петя, вечером с мечом, сыграем. Встречаемся у памятника айболиту.
-Мальчик, подумав, схватил меч и выбежал на улицу. Прав ли Петя?
- Есть ли в данном сообщении ошибки?
- Спишите, исправив ошибки.
Проверка.
Рыцарский замок.
- Однажды читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы. А потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?
Вывод: Чтобы правильно выбрать заглавную или строчную букву. Надо задуматься о смысле.
7. Домашнее задание.
- Ребята, я думаю, вы пополнили свой багаж знаний о городе Анапа и готовы убедить родителей отправиться на отдых, именно, туда. Необходимо написать 3 аргумента в пользу данного города.
Дорогие родители! Этим летом предлагаю отдохнуть в Анапе.
Мои аргументы:
1.....
2.
3.