Социализация подростков через воспитательный потенциал уроков обществознания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4









Социализация подростков через воспитательный потенциал
уроков обществознания


Возраст детей, на которых рассчитана работа – 12-13 лет


Срок реализации работы – в течение учебного года










Автор:
Цой Татьяна Ивановна,
учитель истории и
обществознания










2014 год


Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.
Цель обучения обществознанию – содействие выработке системы жизненных ценностей, социальной компетентности человека в период его личностного становления.
Каждый урок обществознания имеет огромный воспитательный потенциал. Воспитывающее обучение – это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, навыков, умений, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу. В процессе преподавания обществознания решаются задачи воспитания духовно-нравственного, патриотического, экологического, трудового, эстетического, этического, правового и др.
К воспитательным задачам тесно примыкают развивающие задачи.
Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания обществознания обеспечивает воспитание и развитие личности щкольников, способствует проявлению ими собственной нравственной и гражданской позиции.
При преподавании обществознания для приобретения обучаемыми опыта познавательной и практической деятельности я использую методы и приемы получения социальной информации из разнообразных источников; осмысления представленных в них различных подходов и точек зрения; решения познавательных и практических задач; формулирования собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации; наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни , с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической целесообразности; участия в обучающих играх , тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнения творческих работ по обществоведческой тематике и т.п. На уроках широко использую современные технологии, в том числе ИКТ. Презентации, видеоуроки помогают поддерживать интерес учащихся к изучаемой теме, организовывать массовую, групповую и индивидуальную работу.
Учащиеся 6 класса знакомятся с основными сферами жизни общества. Мои ученики живо интересуются вопросами экономики, права, государственного устройства, учатся принципиально оценивать свои и чужие поступки, разрабатывают правила поведения в различных жизненных ситуациях. Многие задания они выполняют вместе с родителями ( например, составление семейного бюджета, сообщений о профессиях), что способствует укреплению взаимопонимания между родителями и детьми.
Но особенно доминируют воспитательные моменты при изучении духовной сферы, где рассматриваются темы: «Наука и образование», «Мораль», «Идеал и ценности»
Вопросы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания решаю и в последующих классах.
В 7 классе главное внимание обращаю на формирование личности подростка, его гражданской активности. В 8 классе особенно благодатные темы: «Личность и социальная среда», «Социализация и воспитание», «Общение», «Межнациональные отношения», «Конфликты в обществе». В 9 классе – «Культурные нормы», «Религия», «Искусство» и другие.
В результате изучения курса обществознания учащиеся знают сущность нравственных норм, а я стараюсь постоянно побуждать их руководствоваться этими знаниями в реальной жизни. Полученные знания учащиеся используют и во внеклассной работе ( участвуют в школьных и городских конкурсах «Дебаты», «Если бы я был Главой города», по избирательному праву, в самоуправлении и т.д.)

















Тема: «Мораль»
Цели и задачи:
Объяснить значение понятий «мораль», «общественное мнение», «добро», «зло», «моральный поступок», «аморальный поступок»; выяснить сходство и отличие морали и права; охарактеризовать общественное мнение и описать механизм его действия; составить представление о добре и зле в разные исторические эпохи; выяснить соотношение права с добром.
Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии.
Работать с текстом учебника, дополнительными источниками, выделять главное, актуализировать ранее изученное, составлять таблицы и схемы.
Задуматься над своими нравственными ценностями.
Вырабатывать навыки работы в группе.
План урока:
1. Мораль и право.
2. Общественное мнение и его влияние на человека.
3. Представление о добре и зле в разные исторические эпохи.
4. Право и добро.
Введение в новый материал
Зачем человеку законы, право?
Неужели нельзя полагаться на совесть? В Древнем Китае философы полагали, что законы появились после того, как ослабло действие такого естественного регулятора поведения людей, как совесть. И в одной из сказок даже делается предположение, что люди извели совесть намеренно, из корыстных побуждений.
1. Мораль и право
Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности и идеалы. Чтобы понять, какой выбор надо для себя сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право.
Что объединяет эти понятия, а что различает?
Вспомните, что такое право?
Какие характерные черты имеет право?
Какие ассоциации у вас возникают при слове «мораль»?
Слушая мой рассказ , составьте представление о понятии «мораль» и его характерных признаках.
Проверка выполнения задания:
Вопросы к классу:
1. Каково происхождение слова «мораль»?
2. Как и когда она зародилась?
3. Что такое мораль?
4. Какими характерными чертами она обладает?
5. Каковы ее сходства с правом?
6. Каковы отличия морали от права?
Демонстрирую слайд 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
2. Общественное мнение и его влияние на человека
Попробуйте сформулировать собственное определение понятия «общественное мнение».
Как оно действует?
Обобщение мнений учащихся: (слайд № 11)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




Слайд № 12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Обсудим
Скажите, а всегда ли общественное мнение справедливо? Бывает ли так, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшее, изжившие себя нормы, традиции, привычки?
Как вы понимает выражение: «Злые языки страшнее пистолета»?
Как же тогда должен вести себя человек? Сформулируйте правила поведения человека в обществе.
Делаем выводы
Таким образом, человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если мнение неправильное – следует протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, человеколюбие.
3.Представление о добре и зле в разные исторические эпохи
Итак, так или иначе, в основе морали и права лежат представления людей о Добре и Зле. В соответствии с ними выделяют понятия «высокоморальный человек» и «аморальный человек».
Групповое задание: разбейтесь на группы и составьте «портрет» высокоморального человека и аморального человека. Работу представьте в виде схемы.
Проверка выполнения задания: (слайды № 16, 17)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Задание:
А когда и как зародились у людей представления о добре и зле? Предлагаю провести исследовательскую работу.
Задание: работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал (выводится на экран)
Моральные нормы в Древней Греции и Древнем Риме.
Идеальным человеком в античной Греции был «калос кагатос» (красивый и добрый).Предполагалось, что такой человек должен быть мудрым , справедливым, храбрым, а также благородным, правдивым и дружелюбным. Скромность была совсем не обязательным качеством. Для римлян главным была не красивая внешность, а прекрасные манеры поведения. Они проявляли уважение к бедным и богатым, и начальникам, и рядовым в равной мере.
Вопросы к классу:
1. Когда зародились представления о добре и зле?
2. Как это происходило?
3. Опишите представления о добре и зле первобытных людей.
4. В чем были недостатки подобных представлений?
5. Как меняются взгляды на добро и зло в период разложения первобытного строя и зарождения классового общества?
6. Что вы можете сказать о моральных оценках Древней Греции и Рима?
7. Согласны ли вы с действиями спартанского правителя Ликурга? Свое мнение объясните.
8. Проанализируйте представления людей о добре и зле на ранних ступенях человеческого развития.
4. Право и добро
Задание: давайте сравним эти два понятия.
Перед вами на экране рабочие материалы. Внимательно прочитайте их, ответьте на вопросы и сделайте выводы.
Рабочие материалы
Право и добро

Право – система общеобязательных правил поведения, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство.
Добро – под понятием «добро» мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению самого человека, совершенствованию общества. Добро – это отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Добро – это движение за подлинное счастье. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению. Добрые дела всегда должны быть направлены во благо человека.
Вопросы к классу:
1. Какие цели ставят перед собой право и добро?
2. Назовите их общие принципы.
3. Что отличает добро и право?
4. Приходят ли они иногда в противоречие между собой? В каких случаях это возможно? Приведите примеры.
Задумаемся
Гарантирует ли знание законов, что человек непременно станет их исполнять?
Как же сделать так, чтобы право и мораль дополняли друг друга? Давайте поразмыслим над этим. Ваши предложения.
Подведение итогов
– Объясните смысл понятий: мораль, право, моральный поступок, аморальный поступок.
– Продолжите фразы: «Всеобщее осуждение окружающих вызывает», «Человека в обществе будут уважать за».
– Если человек нарушил права-нормы, его наказывают, а если он совершил некрасивый поступок, в чем будет заключаться его наказание?
– Как вы понимаете выражение: «Нравственность – это больше, чем хорошие привычки»?
– Как вы понимаете старинные поговорки о добре и зле: «Доброму Бог помогает», «За добро добром платят», «Добрый скорее дело сделает, чем сердитый», «Тому тяжело, кто зло помнит»?
– Как вы думаете, чем различаются следующие высказывания, принадлежащие разным людям: «Я никогда не оправдывал себя», «Я никогда не жалел о том, что делал другим»?
Существует притча:
Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.
О чем притча?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



















15