Использование системно-деятельностного подхода в обучении английского языка
Использование системно-деятельностного подхода в обучении английского языкаВолкова Мария ЕгоровнаУчитель английского языка
Целью исследования является анализ использования деятельностного и коммуникативного подходов при изучении английского языка в школе. Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи исследования:Анализ современных подходов при изучении английского языка.Изучение особенностей методик деятельностного и коммуникативного подходов.Выявления приемов, с помощью которых появится возможность проникновения в личное пространство ученика.Проведение экспериментальной работы и анализ полученных результатов.
Объектом исследования являются деятельностный и коммуникативный подходы преподавания английского языка.Предмет исследования - методики системно-деятельностного и коммуникативного подходов.Гипотеза исследования. Предполагается, что использование подходов может быть эффективным средством для повышения культуры речи школьников, закрепления разных умений и навыков, повышения мотивации.
Китайская народная мудрость: “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода. В деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.
Система – деятельность - подход Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Подход - совокупность приёмов и способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для получения определенного результата.
Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.
Примеры методик парной работы:Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составлении тем или как подготовку к пересказу текста по плану. Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.
Примеры методов групповой работы:Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.
Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций. Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению.
Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям.
Результаты анкетированияучащимся нравится предмет английский язык;из видов деятельности учащиеся предпочитают читать, говорить , чем писать и переводить;учащимся нравится физкультминутки и видеофрагменты;учащихся устраивает рабочий фон на уроках;учащиеся сотрудничают с учителем;большинство учащихся любит изучать страноведческий материал;
Что бы вы хотели изменить на уроках английского языка ? ничегоменьше рассказывать наизустьчтобы не проверяли домашнее заданиебольше читатьработать на компьютере
Наблюдение В течении 2014 и 2015 годов наблюдение показало, что:Мотивация изучения английского языка повысилась на 50%;Уровень знаний, умений и навыков на уроках английского языка повысился.
ВыводВ условиях опытно-экспериментальной работы получены количественные оценки эффективности разработанной технологии реализации деятельностного и коммуникативного подходов при обучении учеников младшей школы английскому языку. Они свидетельствуют, что эффективная реализация подхода возможна посредством целенаправленного формирования компонентов компетентостей; поэтапной организации образовательного процесса на интегрированном содержании иностранного языка.