Методическая разработка Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка
Педсовет №3, от 28.12.2015
Тема: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка.
Учитель 1 категории :Симцова М.Ю
Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей.
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность.
Ребёнок в школе, помимо прочего учится излагать свои мысли. В результате идёт одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.
Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызывать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Младшие школьники и старшеклассники не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства.
В своей работе использую упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников.
Для формирования правильной речи использую:
Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете… сторожей);
Согласование существительных и местоимений - «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга);
Употребление прилагательных «Из чего предмет?» (деревянный карандаш),
Уточнение словарного запаса возможно через:
Беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ними);
Беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному городу;
Огромное значение имеет подбор материала и работа над предложением на уроках русского языка, развивающих коммуникативные навыки.
В подборе материала я выделяю следующее:
Содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам;
Обязательное введение новых слов (минимум – 1, максимум – 7), так как ученику прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения понятий, мыслей, чувств;
Введение в урок крылатых слов, пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.
В работе над предложением я выделяю следующее:
Распространение;
Дополнение неоконченных предложений;
Изменение порядка слов;
Восстановление деформированного текста;
Составление предложения по образцу;
Увеличение количества слов предложения и усложнение содержания достигается перечислением предметов, т.е установление причинно-следственных связей.
Напомню! Главное требование к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.
ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.
СЫЧ – СЫР – СЫТ – СЫН – САН – СОН – СОР – СОМ – СОК – СУК – СУП – СУД – САД – САМЗамени первый звук в слове на звук [Х]. Прочитай новые слова.
САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ.Я вставлю в середину слова «МАКИ» звук [Й], и оно превратится в слово «МАЙКИ». А теперь вы с помощью звука [Й] совершите эти превращения.
МАКИ, РЕКИ,ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ.
5. «Договори слово».
СИ…(РЕНЬ), СИ…(ТО), СИ…(НИЦА), СИ…(НИЙ), СИ…(РОП).
6. Назови действия (перекидывая мяч):
МЕТЕЛЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – МЕТЁТ,
ГРОМ - …, ВЕТЕР - …, СНЕГ - …, СОЛНЦЕ - …, ЛИВЕНЬ - ….
К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные варианты, предполагающие составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. Например, я предлагаю детям послушать стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!»:Здравствуй лес, дремучий лес,Полный сказок и чудес! Затем я предлагаю учащимся составить своё предложение по этому образцу, но с обращением не к лесу, а к утру, к лугу. Дети с помощью учителя составляют предложения: «Здравствуй, утро! Здравствуй, луг!».
Таким образом, социально-коммуникативное развитие является главной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит внимания, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях людей.