Использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда
Использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда
Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей, с ограниченными возможностями здоровья, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Игры с песком помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.Они эмоциональные, увлекательные, очень нравятся детям. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей и их деятельность.
Особенно хорошо подходит этот метод для тех детей, которые по какой либо причине (психологической, поведенческой) отказываются выполнять данные им задания.
Использование песочницы на логопедических занятиях позволяет решать разные коррекционные задачи от развития речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, во время обучения чтению и письму, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет... Позволяет работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможности ученика. Кроме того, игры с песком способствуют развитию познавательных процессов и позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей.
Для организации процесса песочной терапии в школе имеется как традиционная песочница 50х 70х 8,изготовленная на уроках столярного дела так и комплект «Рисуем на песке», песок, фигурки людей, животных, растений природный материал, пособия изготовленные самостоятельно.
Песочницу использую, как для индивидуальной, так и групповой работы.
Работать с песочницей начинаем с игр на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева «Практикум по креативной терапии»:
поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
«пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
создать отпечатки ладоней, кулачков, всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
«пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они?
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).
Работая над развитием фонематического слуха предлагаю детям:
- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.
«СПРЯЧЬ РУЧКИ» Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
Очень любят дети делать буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.
На этапе дифференциации звуков использую игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Дети берут флажки, на которых написаны буквы, и получают задание выбрать фигурки, которых есть заданные звуки.
Нравится детям игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Использую песочницу и при проведении артикуляционной гимнастики «ЛОШАДКА» Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
На этапе автоматизации звука «С» «ПРЕДЛАГАЮ детям набрать в руку песок и произносить звук «С», насыпая горку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате использования, элементов песочной терапии:
• у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
• дети чувствуют себя более успешными;
• развивается и обогащается эмоциональная сфера ребенка, что важно для профилактики и коррекции его психических состояний;
• развиваются внимание, мышление и память — психические процессы, тесно связанные с речью.