Урок русского языка на тему Лексическое и грамматическое значения слов


Урок русского языка в 10 классе
Автор урока : Ауминова Мира Абатовна, учитель русского языка и литературы
Класс:10
Предмет: «Русский язык»
Тема: «Лексическое и грамматическое значения слов»
Цель: усовершенствовать знания о слове, формировать понятие (лексическое и грамматическое значение»Задачи:
- расширить знания учащихся о слове, его лексическом и грамматическом значениях, о тематических (родовых) группах слов, научить определять и разграничивать их (значения);
-развивать умения пользоваться толковым словарем, умения строить тематические группы слов, умения анализировать, классифицировать и извлекать информацию;
- воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность учебной творческой деятельности (активность, увлеченность, самостоятельность, организованность), чувства патриотизма, почитания к выдающимся личностям.
Тип – урок комбинированный
Форма – традиционная
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый
Форма организации при обучении: индивидуальная, групповая, фронтальная
I.Организационный момент.
Приветствие. Создать благоприятный микроклимат в классном коллективе.
II. Проверка домашнего задания:
- анализ выполненных тестовых заданий по теме «Лексика»;
- упражнения №116,с.61.
III.Повторение с целью обобщения по теме «Лексика».Самостоятельная работа ученика (кластер). Слайд 1.
IV.Постановка цели урока. Мотивация
Слово учителя. Сегодня на уроке вы будете учиться разграничивать понятия лексическое, грамматическое (значения). Работа, в основном, предстоит самостоятельная.
Запишите число, тему урока. Эпиграф: «Гордость народа – его великие сыны».О.Сулейменов. (Слайд 2.)
К словам поэта мы еще неоднократно обратимся.
Случалось ли с вами так, что кто-то когда-то перепутал вас с другим человеком? Почему это произошло? Как он объяснил?
А в языке может произойти такая путаница? Из-за чего, как вы думаете?
Переход к новой теме
V. Объяснение новой темы
Слово учителя. Слова тоже разные, но бывают похожи друг на друга. Можно неправильно определить значение слова, если оно многозначно, тогда неправильно определяется часть речи (например: три (числ., глагол).Возьмем первое слово эпиграфа - гордость
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения
(лексическое значение), сущ. неод., нариц., жен.р., ед.ч., И. п.,
3 скл.(грамматическое значение) (Слайд 3.)
Посмотрите (Слайд 4.) на слова. Чем они похожи? Чем отличаются?
Пятнадцать, одиночество, раздвоиться, пятерка, одиннадцать, пять, однозначный, тройственный, удвоить, восемь, два.Задание. Объедините слова в группы. Какие группы получились? По какому признаку?
Ответ: числительные, глаголы, прилагательные.
Обобщение вышесказанного
Так вот, слов в любом языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Знаем, что для определения значения слова необходимо обратиться к толковому словарю. Однако все слова можно объединить в группы, которые называются части речи (морфология).
Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы (Слайд 5.): общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки.
Части речи
-142875408940грамматическое значение
00грамматическое значение
4638675361315синтаксические признаки
00синтаксические признаки
3267075184150039052501841500140970018415002314575408940морфологические признаки
00морфологические признаки

Общее грамматическое значение частей речи – это значение слов, одинаковое для одной и той же части речи. Для существительных – предмет, прилагательных - признак предмета. Морфологические признаки – род, число, падеж, склонение, спряжение и неизменяемость. Синтаксические признаки – роль в словосочетании и предложении.
VI. Выполнение практических заданий
Упражнение №121,с.66. выполняет 1-й ряд (устно)
Упражнение №123,с.67. выполняет 2-й ряд (устно)
Упражнение №124, с.67. выполняет3-й ряд (устно)
Работа с текстом (упр.125,с.67-68)
Задание. Списать, вставить вместо пропуска буквы. Определить части речи слов с пропущенными буквами. С помощью толкового словаря определить лексическое и грамматическое значения выделенных особым шрифтом слов.(Слайд 6.)
Образец.
81915013843000человек, который занимается литературным трудом
Писатель
819150190500
сущ., одуш., нариц., муж.р., ед. ч., И.п., 2 скл.
Основоположник, исповедь (для 1-го ряда)
Призыв, поколение (для 2-го ряда)
Возрождение, плеяда (для 3-го ряда)
Дополнительно, с одним из этих слов составить словосочетание и разобрать.
Упражнение №125 (Слайд 7.)
Абай Кунанбаев –велик…поэт, писат…ль, общественн…деятель, основоположн…к современн… казахск…письменн…литературы.
Особ…место в его творчестве занимает «Қара сөз». Под этим наименованием объединены 45 «Слов» - небольших законченн…фрагментов, выраженн…в прозаической форме. Это и непосредственн…обращение к читателю, откровенн…разговор-собеседование, это и философия жизни отдельн…человека на фоне судеб народа. Термин «қара» (черный) в сочетании с термином «сөз» (слово) многозначен: это и обозн…чение прозы, это и обозн…чение печали, и, наконец, обозн…чение важного, значительного, перв…степенног. «Қара сөз» - исповедь.Задания к тексту:
-прочитать текст
- ответьте на следующие вопросы:
Как бы вы озаглавили текст?
Чем, с точки зрения автора текста, является «Книга слов» Абая?
Какие факты показались вам интересными?
Назовите видных деятелей нашего народа, являющихся продолжателями наследия Абая? (Слайд 8.)
На уроке литературы мы завершили изучение романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Тогда мы обращались и к творчеству Абая.
Краткое сообщение ученицы.
Возвращаясь к эпиграфу, можно сказать, что у каждого народа есть сыны, которыми они гордятся. Такими являются Абай и А.С.Пушкин. (Слайд 9)
Обратимся к классику. Абай. Слово Двадцать пятое.
«Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык….
Русский язык откроет нам глаза на мир…»
Я, в свою очередь, хотела бы пожелать, чтобы вы получили в будущем качественное образование и затем своими делами прославляли наш Казахстан. Стали его достойными сыновьями!
Физкультминутка для старшеклассников. Гимнастика для глаз.
VII. В качестве подведения итога урока хочу предложить выполнить задание.
Задание. Определите, у каких слов окончания имеют одинаковое грамматическое значение? Какое именно? Найдите слова с одинаковым лексическим значением. Запишите в две колонки. (Слайд 10.)
Деревушка, по дороге, бежала, петь, у озера, в море, население, увидя, земля, мурлыча, голова, озера, Маша, летала, лепить, море, спеть, дожди, яркий, люди, весенний, красивый, экзамены, азбука, алфавит, экзамен, городаРефлексия. Также прошу ответить на вопросы:
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-Что вам понравилось? Было интересным?
-Какие задания давались с трудом?
-Что надо подучить, чтобы достичь лучших результатов?
Вывод. Любое слово имеет лексическое и грамматическое значение.
VIII. Домашнее задание.
Выучить определение. Письменно выполнить упр. 126., с.68-69.
Комментирование оценок.